Судья Верховного Суда Республики Калмыкия Сангаджиев А.В, при секретаре Горяевой Я.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Карпенко З.Н. на постановление судьи Целинного районного суда Республики Калмыкия от 13 декабря 2012 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.10.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении индивидуального предпринимателя Карпенко Зинаиды Николаевны,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Целинного районного суда от 13 декабря 2012 г. индивидуальный предприниматель (далее ИП) Карпенко З.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 10.8 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде штрафа в размере * ** руб.
В жалобе поданной в Верховный Суд Республики Калмыкия, Карпенко З.Н. просит отменить состоявшееся судебное постановление в виду неправильного применения норм материального права. Полагает, что нарушений требований п.1.3 Приказа Минсельхоза РФ от 16.11.2006 "Об утверждении Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов" не допущено. Считает, что суд необоснованно отверг представленные договор аренды недвижимого имущества от 01.01.2012 и агентский договор от 01.04.2012, согласно которым ООО "Консерпищепром" арендовало у нее помещение Троицкого мясоперерабатывающего комплекса, соответственно перевозка мяса не осуществлялась, и не требовалось оформление ветеринарной справки N 4.
В письменных возражениях руководитель Управления Россельхознадзора по Республики Калмыкия просил постановление суда оставить без изменения.
В судебном заседании защитники Карпенко З.Н. - Сухоносов С.В., Доногруппов Н.А., Смелкин Д.В. доводы жалобы поддержали.
Представитель Управления Россельхознадзора по Республики Калмыкия Шоводаева Э.Б., ссылаясь на законность принятого судебного постановления, просила жалобу Карпенко З.Н. оставить без удовлетворения.
Проверив доводы жалобы и материалы дела об административном правонарушении, выслушав объяснения защитников Карпенко З.Н., представителя Управления Россельхознадзора по Республики Калмыкия, прихожу к следующему выводу.
В соответствии со ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Согласно ст.15 Закона РФ от 14.05.1993 N 4979-I "О ветеринарии" (далее Закон "О Ветеринарии") продукты животноводства по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы должны соответствовать установленным требованиям безопасности для здоровья населения и происходить из благополучной по заразным болезням животных территории. Предприятия, учреждения, организации и граждане, осуществляющие заготовку, переработку, хранение, перевозку и реализацию продуктов животноводства, обязаны обеспечивать выполнение указанных требований.
В соответствии с п.1.1 Приказа Министерства сельского хозяйства РФ от 16.11.2006 N422 "Об утверждении правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов" (далее Правила) настоящие Правила устанавливают порядок организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов и являются обязательными для исполнения должностными лицами, уполномоченными осуществлять оформление и выдачу ветеринарных сопроводительных документов, юридическими лицами любой организационно-правовой формы и гражданами, занятыми производством, заготовкой, переработкой, перевозкой, хранением и реализацией продукции животного происхождения.
Согласно п. 1.2 Правил ветеринарные сопроводительные документы, характеризующие территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого груза, эпизоотическое состояние места его выхода и позволяющие идентифицировать груз, выдаются на все виды животных, продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок (далее - грузы), подлежащих заготовке, перевозке, переработке, хранению и реализации.
В силу п.1.3 Правил партии грузов должны сопровождаться: ветеринарными свидетельствами форм NN1, 2, 3 при перевозке грузов за пределы района (города) по территории Российской Федерации; ветеринарными справками формы N4 при перевозке грузов в пределах района (города).
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 08.11.2012, Управлением Россельхознадзора по Республики Калмыкия в период времени с 14 по 16 ноября 2012 г. проведена проверка деятельности ИП Карпенко З.Н. по вопросу соблюдения требований ветеринарного законодательства. По результатам составлен акт проверки N 01/166 от 16.11.2012 и протокол N 002281 от 20.11.2012 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 10.8 КоАП РФ.
Признавая Карпенко З.Н. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 10.8 КоАП РФ, судья исходил из того, что Карпенко З.Н. в нарушение требований ст. 15 Закона "О ветеринарии", п.1.3 Правил перевозила мясо из Троицкого мясоперерабатывающего комплекса, расположенного по ул.Дурдусова 23 с. Троицкое в ООО "Консервпищепром" - Северная промзона с. Троицкое без оформления ветеринарной справки формы N 4.
Однако с указанными выводами согласиться нельзя.
Статьей 10.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки или убоя животных либо правил переработки, хранения или реализации продуктов животноводства.
В силу ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол. В протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе событие административного правонарушения.
Из протокола об административном правонарушении следует, что ИП Карпенко З.Н. инкриминировано нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки продуктов животноводства. Соответственно указанные обстоятельства являются юридически значимыми для разрешения настоящего дела и должны быть в силу ст. 1.5 КоАП РФ доказаны Управлением Россельхознадзора по Республики Калмыкия.
По мнению Управления Россельхознадзора по Республики Калмыкия факт перевозки ИП Карпенко З.Н. мяса из Троицкого мясоперерабатывающего комплекса (ул. Дурдусова 23, с.Троицкое) в ООО "Консервпищепром" (Северная промзона, с. Троицкое) доказывается имеющимися в материалах дела товарными накладными, согласно которым ИП Карпенко З.Н. поставляла мясо говядины в ООО "Консервпищепром".
Вместе с тем, вышеуказанные документы не могут быть признаны надлежащими доказательствами, подтверждающими этот факт.
В силу ст. 784 ГК РФ перевозка грузов осуществляется на основании договора перевозки. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (ст. 785 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011N402-ФЗ "О бухгалтерском учете" каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Заключение договора перевозки автомобильным транспортом в соответствии со ст. 8 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного транспорта" N 259-ФЗ от 08.11.2007 подтверждается товарно-транспортной накладной.
Таким образом, в силу приведенных требований закона, только наличие товарных накладных не может свидетельствовать о совершении действий по перевозки груза.
Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (ст. 1.5 КоАП РФ).
Из содержания жалобы Карпенко З.Н., объяснений ее защитников следует, что ИП Карпенко З.Н. передавала мясо представителю ООО "Консервпищепром" на территории Троицкого мясоперерабатывающего комплекса (ул. Дурдусова 23, с. Троицкое), помещение которого находилось в пользовании Общества по договору аренды. Указанные доводы подтверждаются представленным договором аренды недвижимого имущества от 01.01.2012, из которого следует, что ИП Карпенко З.Н. передала в аренду ООО "Консервпищепром" производственные помещения мясоперерабатывающего комплекса, расположенного по ул. Дурдусова 23, с. Троицкое. Указанный договор отражен под N 2 в журнале учета хозяйственных договоров, заключенных ИП Карпенко З.Н. Из приходно-кассового ордера N 68 следует, что 08.10.2012 от ООО "Консервпищепром" к ИП Карпенко З.Н. поступила оплата по договору аренды от 01.01.2012. Согласно справке генерального директора ООО "Консервпищепром" от 26.02.2013 мясо по товарным накладным передавалось от ИП Карпенко З.Н. представителю Общества на территории Троицкого мясоперерабатывающего комплекса.
С учетом изложенных обстоятельств, вывод суда первой инстанции о голословности доводов Карпенко З.Н. и по сути фиктивности договора аренды недвижимого имущества, противоречит имеющимся в материалах дела доказательствам.
При таких обстоятельствах доводы Управления Россельхознадзора по Республики Калмыкия и выводы суда первой инстанции о том, что ИП Карпенко З.Н. осуществляла перевозку мяса в пределах населенного пункта с. Троицкое в нарушение ветеринарно-санитарных правил надлежащими доказательствами не подтверждены.
Ссылка представителя Управления Россельхознадзора Шоводаевой Э.Б. на то, что ИП Карпенко нарушены ветеринарно-санитарные правила переработки продуктов животноводства не может быть принята во внимание, так как протокол об административном правонарушении в этой части не составлялся и указанное нарушение ей не вменялось.
С учетом изложенного, постановление судьи Целинного районного суда от 13 декабря 2012 г. подлежат отмене, а производство по делу прекращению в виду отсутствия в действиях ИП Карпенко З.Н. состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
постановление судьи Целинного районного суда Республики Калмыкия от 13 декабря 2012 г. о признании Карпенко З.Н. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 10.8 КоАП РФ отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Судья А.В. Сангаджиев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.