Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего
Шовгуровой Т.А.,
судей
Басангова Н.А. и Панасенко Г.В.
при секретаре
Нидеевой Н.В.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Эрднигоряевой В.О. к Министерству здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия об отмене решения по отказу в присвоении звания "Ветеран труда", признании отказа незаконным и обязании представить в Правительство Республики Калмыкия проект решения о присвоении звания "Ветеран труда" по апелляционной жалобе истицы Эрднигоряевой В.О. на решение Элистинского городского суда РК от 12 марта 2013 г.
Заслушав доклад судьи Шовгуровой Т.А. об обстоятельствах дела, объяснения Эрднигоряевой В.О. и её представителя Павловой З.Э., поддержавших доводы жалобы, возражения представителя ответчика Додгаева Н.Л., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Эрднигоряева В.О. обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия об отмене решения об отказе в присвоении звания "Ветеран труда" и возложении обязанности по представлению в Правительство Республики Калмыкия проекта решения о присвоении звания "Ветеран труда". В обоснование своих требований указала, что она работает в дорожном участке МБУ "***" в качестве рабочей, общий трудовой стаж составил ** лет. Постановлением Президиума Центрального комитета Общероссийского профессионального союза работников жизнеобеспечения N5 от 26 октября 2011 г. награждена Почетной грамотой Центрального комитета Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения за многолетний добросовестный труд и активную работу в Профсоюзе. 15 ноября 2012 года обратилась в Управление социальной защиты населения Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия (далее - Министерство) с заявлением о присвоении ей звания "Ветеран труда". Однако в присвоении данного звания ей было отказано со ссылкой на письмо Федерации независимых профсоюзов России (далее - ФНПР) N103/102 от 29 июля 2011 года и одновременно было предложено представить документы о том, что она является штатным сотрудником этого профсоюза. С данным решением она не согласна, поскольку присвоение звания "Ветеран труда" регулируется законом Республики Калмыкия "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" и потому письмо ФНПР N 103/102 от 29 июля 2011 г. не может служить правовым основанием для отказа. Просила отменить решение Управления социальной защиты населения Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия по г. Элиста от 04 декабря 2012 г. об отказе в присвоении звания "Ветеран труда" и обязать Министерство здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия подготовить и направить в Правительство Республики Калмыкия проект решения о присвоении ей звания "Ветеран труда".
В судебном заседании истец Эрднигоряева В.П. и её представитель Павлова З.Э., уточнив заявленные требования, просили признать решение комиссии Минздравсоцразвития РК об отказе в присвоении звания "Ветеран труда" от 04 декабря 2012 г. незаконным, возложить на ответчика обязанность подготовить проект решения Правительства РК о присвоении звания "Ветеран труда".
Представитель ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Реcпублики Калмыкия Додгаев Н.Л. иск не признал.
Представитель третьего лица - Управления социальной защиты населения Министерства здравоохранения и социального развития РК в судебное заседание не явился.
Решением Элистинского городского суда РК от 12 марта 2013 г. в удовлетворении исковых требований Эрднигоряевой В.О. отказано.
В апелляционной жалобе Эрднигоряева В.О
. просит решение суда отменить и вынести новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что федеральное законодательство не содержит определения понятия "ведомственный знак отличия в труде", а также перечня таких знаков по сущностному признаку - достижения в труде, добросовестный и долголетний труд в отрасли. Почётная грамота присваивается за заслуги и достижения в труде, а не за иной вклад гражданина. Законодательство не должно содержать возможность дискриминации прав граждан в сфере социального обеспечения по сравнению с иными гражданами, которым ранее присваивались звание "Ветеран труда" на основании аналогичных наград. При вынесении решения суд не учел то, что она является работником ЖКХ, входящего в состав Общероссийского профсоюза жизнеобеспечения, который, в свою очередь, входит в состав ФНПР. Отказ в присвоении звания только по причине отсутствия названия той или иной награды в перечне, приведенном Министерством труда РФ, является необоснованным. Ограничение перечня ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", без учета соответствующих ограничений, установленных федеральным законодательством, недопустимо.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия считает, что решение подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Отказывая в удовлетворении иска, суд руководствовался ч. 2 ст.7, п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, п.п. 1,4 ст. 7 Федерального закона РФ "О ветеранах" от 12 января 1995 N 5-ФЗ, ст. 1 Закона Республики Калмыкия "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" от 16 октября 2006 года N 299-III-3, ст. 2 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 12 января 1996 года N 10-ФЗ. При этом исходил из того, что правовые основания для удовлетворения исковых требований Эрднигоряевой В.О. отсутствуют, поскольку Почетная грамота ЦК Общероссийского профсоюзов работников жизнеобеспечения, которой награждена истица, не является ведомственным знаком отличия в труде для работника, не состоящего в штате профсоюзной организации или не работающего в её системе, и потому не дает основания для присвоения ей звания "Ветеран труда".
Данный вывод суда соответствует положениям закона и фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" предусмотрено, что ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда"; лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
В силу пункта 4 этой же статьи Федерального закона "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Закона Республики Калмыкия "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" от 16 октября 2006 года N 299-III-З звание "Ветеран труда" присваивается лицам, награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Как показал анализ названных законодательных актов, Федеральный закон в качестве основания признания гражданина ветераном труда предусматривает наличие двух условий одновременно: наличие награды, указанной в законе или ином официальном акте уполномоченного органа государственной власти, и соответствующего трудового стажа. При этом ни Федеральный закон, ни Закон Республики Калмыкия не раскрывают само понятие "ведомственный знак отличия в труде".
По смыслу закона и, исходя из буквального толкования слова "ведомство", означающего центральный орган государственного управления, к ведомственным знакам отличия в труде, учитываемым при присвоении звания "Ветеран труда", следует отнести почетные звания, знаки и другие награды, учрежденные федеральными органами исполнительной власти, либо награды, вручение которых производится от имени федерального органа.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" к числу лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде, относятся все лица, решение о награждении которых такими знаками принималось в соответствии с нормами действовавшего (действующего) законодательства органами и организациями, наделенными соответствующими полномочиями в установленном законом порядке.
Отнесение тех или иных наград к ведомственным, а также порядок оформления и заполнения документов о награждении ведомственными знаками отличия в труде определяются нормативными актами министерств и ведомств, которые осуществляют награждение этими знаками и их вручение гражданам.
Между тем доказательств того, что Центральный комитет Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения, награждая истицу Почетной грамотой за многолетний труд и активную работу в профсоюзе, выполнял предоставленные ему законом полномочия в данной сфере от имени соответствующего министерства или ведомства, то есть обладал правом решения вопросов о награждении ведомственными знаками отличия в труде, в материалах дела не имеется.
Как следует из материалов дела, Эрднигоряева В.О. достигла возраста 55 лет, в период с 2010 года по настоящее время работает в Муниципальном бюджетном учреждении "***".
Постановлением Президиума Центрального комитета Общероссийского профессионального союза работников жизнеобеспечения от 26 октября 2011 года N 5 Эрднигоряева В.О. награждена Почетной грамотой за многолетний добросовестный труд, активную работу в профсоюзе.
В ноябре 2012 года Эрднигоряева обратилась в Управление социальной защиты населения Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия с заявлением о присвоении ей звания "Ветеран труда".
Решением комиссии Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия от 04 декабря 2012 года N 11 документы Эрднигоряевой В.О. возвращены на доработку в орган социальной защиты населения с разъяснением о том, что представленная Почетная грамота ЦК Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения учитывается при присвоении звания "Ветеран труда" при условии, что ими были награждены лица, работающие в качестве штатных работников профсоюзных органов, в связи с чем необходимо представить документы о том, что истица является штатным сотрудником этого профсоюза.
Указанные решения Министерства соответствуют требованиям закона.
Согласно ст. 2 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 12 января 1996 года N 10-ФЗ профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.
Под "общественным объединением" понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (ст. 5 Федерального закона "Об общественных объединениях" от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ).
В соответствии с п. 2 Устава Общественной организации Общероссийский профессиональный союз работников жизнеобеспечения (далее - Профсоюз жизнеобеспечения) Профсоюз жизнеобеспечения - добровольная некоммерческая общественная организация, действующая на территории Российской Федерации, созданная в целях представительства и защиты социально-трудовых и профессиональных интересов членов Профсоюза - работников предприятий жилищно-коммунального хозяйства, коммунальной энергетики, газового хозяйства, топливообеспечения, автомобильного и городского наземного электрического транспорта, дорожно-ремонтных служб, сферы услуг, обществ глухих, слепых и инвалидов, добровольного пожарного общества, студентов (учащихся) отраслевых учебных заведений.
Согласно п.п. 1.1, 2.2 Положения о Почетной грамоте Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения почетная грамота профсоюза учреждается для награждения профсоюзных работников и профактивистов за длительную и плодотворную работу в профсоюзе (обеспечение высокого уровня работы по коллективным договорам и соглашениям, уплате профсоюзных взносов, подготовке профсоюзных кадров и актива, выполнению решений профсоюзных органов и других уставных положений), а также трудовых коллективов, профсоюзных организаций, внесших большой вклад в работу по защите трудовых, социально-экономических прав и интересов членов профсоюза. Почетной грамотой, как правило, награждаются лица, добросовестно проработавшие в профсоюзных органах не менее 10 лет и награжденные ранее Почетными грамотами территориальных организаций профсоюза.
Таким образом, Почетная грамота Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения может рассматриваться как ведомственный знак отличия в труде в том случае, если ею были награждены работники, состоящие в штате профсоюзной организации, или работающие в её системе (согласно записям в трудовой книжке).
Между тем, как следует из материалов дела, истец не являлась штатным работником Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения, в трудовых отношениях с данной организацией не состояла. Награждение истца Почетной грамотой ЦК профсоюза связано с выполнением ею общественной работы в профсоюзной организации в качестве её члена.
При таких данных оснований для отнесения Почетной грамоты Профсоюза, которой была награждена истица, к ведомственным знакам отличия в труде не имелось.
В апелляционной жалобе по существу изложены те же доводы, которые уже были предметом рассмотрения суда первой инстанции и они не нашли своего подтверждения, поэтому они не могут свидетельствовать о неправильности постановленного по делу решения.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 12 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Т.А. Шовгурова
Судьи Н.А. Басангов
Г.В. Панасенко
Копия верна. Судья: Т.А. Шовгурова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.