Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе
председательствующего
судей
при секретаре
Шихановой О.Г.,
Дорджиева Б.Д. и Кашиева М.Б.,
Б.,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по заявлению Бадушева Олега Бембеевича к администрации Цаганаманского сельского муниципального образования Республики Калмыкия о признании незаконными постановлений главы администрации Цаганаманского сельского муниципального образования Республики Калмыкия "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории администрации Цаганаманского сельского муниципального образования Республики Калмыкия для малоэтажного жилищного строительства и постановке на государственный кадастровый учет земельных участков для жилищного строительства" N 252-а от 5 октября 2010 года и "О предоставлении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство за плату" N 127 от 1 июня 2012 года по апелляционной жалобе главы администрации Цаганаманского сельского муниципального образования Республики Калмыкия Никидова Н.А. на решение Юстинского районного суда Республики Калмыкия от 19 февраля 2013 года.
Заслушав доклад судьи Кашиева М.Б., объяснения представителя Цаганаманского сельского муниципального образования Республики Калмыкия Б.М., поддержавшей доводы жалобы, возражения заявителя Бадушева О.Б. и его представителя Д.О., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бадушев О.Б. обратился в суд с указанным заявлением, мотивируя тем, что постановлением главы администрации Юстинского района Республики Калмыкия N 386 от 25 декабря 1992 года ему был предоставлен земельный участок площадью 0,09 га для индивидуального жилищного строительства по адресу: Республика Калмыкия, Юстинский район, п. Цаган Аман, ул. Добровольского. В этот же день инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля Юстинского района Республики Калмыкия ему выдано разрешение на строительство жилого дома. 28 декабря 1992 года он заключил с отделом архитектуры и градостроительства Юстинского райисполкома договор о предоставлении ему на праве бессрочного пользования указанного земельного участка для возведения одноэтажного одноквартирного жилого дома. Весной 1993 года им был заложен фундамент домовладения, после чего дальнейшее строительство приостановил в связи с материальными затруднениями. Распоряжением администрации Цаганаманского сельского муниципального образования Юстинского района Республики Калмыкия (далее - администрация Цаганаманского СМО) от 16 марта 2009 года улица *** переименована в улицу им. ***. 18 июля 2011 года им получен кадастровый паспорт земельного участка, с указанием кадастрового номера *** и местоположения: Юстинский район, п. Цаган Аман, ул. ***. В этом же году он обнаружил, что земельный участок самовольно занят другими лицами и на его фундаменте осуществляется строительство жилого дома.
Как ему стало известно, постановлением главы администрации Цаганаманского СМО N 252-а от 5 октября 2010 года утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории Цаганаманского СМО для малоэтажного жилищного строительства и постановке на государственный кадастровый учет земельных участков для жилищного строительства. Постановлением главы администрации Цаганаманского СМО N 127 от 1 июня 2012 года земельный участок площадью *** кв.м. с кадастровым номером ***, расположенный по ул. ***, д. ** в п.Цаган Аман Юстинского района Республики Калмыкия передан в собственность за плату ***., являющейся собственником жилого дома N *** по ул.*** п.Цаган Аман Юстинского района Республики Калмыкия.
Полагает, что в нарушение пункта 1 статьи 49 Земельного кодекса РФ не соблюден порядок изъятия земельного участка для муниципальных нужд, не доказано отсутствие других возможных вариантов размещения малоэтажного жилищного строительства, в связи с чем нарушены и ограничены его права как собственника земельного участка. В связи с этим просил оспариваемые постановления признать незаконными с момента их издания и взыскать в его пользу расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 руб.
В судебном заседании Бадушев О.Б. и его представитель Д.О. поддержали заявленные требования.
Представитель администрации Цаганаманского СМО Б.М. в удовлетворении заявления просила отказать, пояснив, что при утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и постановке его на государственный кадастровый учет, данных о принадлежности спорного земельного участка заявителю муниципальное образование не располагало.
Решением Юстинского районного суда Республики Калмыкия от 19 февраля 2013 года заявление Бадушева О.Б. удовлетворено. Признаны незаконными с момента издания постановления главы администрации Цаганаманского сельского муниципального образования Юстинского района Республики Калмыкия N 252-а от 5 октября 2010 года "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории администрации Цаганаманского сельского муниципального образования Юстинского района Республики Калмыкия для малоэтажного жилищного строительства и постановке на государственный кадастровый учет земельных участков для жилищного строительства" и N 127 от 1 июня 2012 года "О предоставлении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство за плату". С администрации Цаганаманского сельского муниципального образования Юстинского района Республики Калмыкия в пользу Бадушева О.Б. взыскана государственная пошлина в сумме 200 руб.
В апелляционной жалобе глава администрации Цаганаманского СМО Н.А. просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления Бадушева О.Б. Указывает, что оспариваемый земельный участок по адресу: РК, Юстинский район, п.Цаган-Аман, ул. *** находился в пределах Цаганаманского муниципального образования на землях государственная собственность на которые не разграничена. В связи с исполнением республиканской адресной программы "Переселение граждан, проживающих на территории Республики Калмыкия, из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в 2010 году" постановлением главы СМО была утверждена схема расположения 6-ти земельных участков для строительства 5-ти двухквартирных и 1-го одноквартирного домов. Межевые планы на земельные участки были приняты Филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по РК к исполнению и 8 декабря 2011 года земельные участки были поставлены на кадастровый учет, администрацией СМО получены кадастровые паспорта земельных участков, в том числе по улице *** с кадастровым номером ***. Отказа в выдаче кадастровых паспортов в связи с наложениями земельных участков в адрес администрации СМО от Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по РК не поступало. По итогам проведенного аукциона, о проведении которого было опубликовано в газете "Хальмг унн" N 156 от 1 августа 2010 года, строительство указанных жилых домов осуществляло ООО "***", которому земельные участки были переданы в аренду. Заявлений и обращений граждан по поводу строительства жилых домов на указанных земельных участках, расположенных ул. *** не поступило. Шесть жилых домов построенные по республиканской адресной программе были введены в эксплуатацию 27 сентября 2011 года, в том числе жилой дом по ул. ***. После ввода жилых домов в эксплуатацию администрация Цаганаманского СМО провела их мену на квартиры в аварийных домах, в том числе и мену жилого дома N 24 по ул.***. Постановлением главы администрации СМО N 127 от 1 июня 2012 года земельный участок был продан собственнику жилого дома Санжеевой В.Б. Этим фактическим обстоятельствам дела суд оценки не дал. Кроме того, Бадушев О.Б. не представил доказательства того, что он является собственником оспариваемого земельного участка. Договор, которым заявителю предоставлен в бессрочное пользование земельный участок под строительство жилого дома не соответствует форме Типового Договора, утвержденного Приказом Госстроя РСФР, Минкоммунхоза РСФСР от 6 октября 1965 года N 67. Земельный участок предоставлялся заявителю без уточнения конкретного адреса и его местоположения. Бадушев О.Б. в обоснование своих требования не представил земельный план и проект застройки, либо утвержденный проект на строительство дома и план размещения строений на земельном участке, которые могли бы подтвердить принадлежность земельного участка по адресу: п.Цаган-Аман, ул.*** истцу. Владея земельным участком застройщик
- Бадушев О.Б. обязан был закончить строительные работы не более 3 лет со дня получения разрешения на производство строительных работ. Бадушев О.Б. с декабря 1992 года по настоящее время содержанием оспариваемого земельного участка не занимался, земельный налог за земельный участок под кадастровым номером *** с января 1993 года по настоящее время не оплачивал.
Истец Бадушев О.Б.представил письменные возражения, в которых просил решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене ввиду нарушения норм материального права и недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела по следующим основаниям.
Разрешая заявленные требования, суд руководствовался статьями 49, 55, 69 Земельного кодекса РФ и исходил из того, что Бадушев О.Б. является собственником земельного участка площадью *** га для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: Республика Калмыкия, Юстинский район, п.Цаган Аман, ул. ***, с кадастровым номером ***, в связи с чем у главы администрации Цаганаманского СМО РК отсутствовали правовые основания для вынесения оспариваемых постановлений.
С указанными выводами суда согласиться нельзя, поскольку они не соответствуют положениям закона и фактическим обстоятельствам дела.
В силу части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Статьей 255 Гражданского процессуального кодекса РФ установлено, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Как видно из материалов дела и установлено судом, постановлением главы администрации Юстинского района Республики Калмыкия N 386 от 25 декабря 1992 года Бадушеву О.Б. выделен земельный участок площадью *** га под строительство индивидуального жилого дома по ул. *** в с. Цаган-Аман. Этим же постановлением районному архитектору указано выдать застройщику строительный паспорт на застройку земельного участка. На Бадушева О.Б. возложена обязанность, производить постройку в строгом соответствии со строительным паспортом.
На основании указанного постановления, отделом архитектуры и градостроительства Юстинского райисполкома 28 декабря 1992 года с Бадушевым О.Б. заключен Типовой договор о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на право личной собственности (утвержденного Приказом Госстроя РСФСР и Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 6 октября 1965 года N 67), расположенного по адресу: ул.***, с.Цаган-Аман, площадью *** га для возведения одно этажного одноквартирного дома.
Отделом по делам строительства и архитектуры Бадушеву О.Б. выдано Разрешение N 24 от 25 декабря 1992 года на производство до декабря 1994 года строительно-монтажных работ по строительству индивидуального жилого дома по адресу: ул.***, с.Цаган-Аман.
Распоряжением главы администрации Цаганаманского СМО N 6 от 16 марта 2009 года улица "Добровольского" переименована в "***".
Из указанных правоустанавливающих документов, представленных заявителем Бадушевым О.Б. следует, что земельный участок ему был предоставлен в бессрочное пользование под строительство жилого дома без конкретного указания его местоположения на улице *** (переименованной в последующем в ул. ***).
В силу статьи 31 (части 1, 2) Земельного кодекса РСФСР, действовавшей на момент вынесения данных правоустанавливающих документов, право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверялось государственным актом, который выдавался и регистрировался соответствующим Советом народных депутатов. Форма государственного акта утверждалась Советом Министров РСФСР.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей" утверждены формы государственного акта, удостоверяющего право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей граждан (форма N 1), предприятий, учреждений, организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств (форма N 2).
В силу пункта 2 статьи 8 Гражданского кодекса РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Согласно статье 131 (пункт 1) Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных данным Кодексом и иными законами.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права (абзац второй пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
В силу пункта 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП). Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРП, в частности, государственные акты на право пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по форме, утвержденной постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей".
Согласно приложениям N 1 и N 2 к постановлению Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493 в государственном акте на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей указывалось на предоставление названному в нем собственнику, владельцу или пользователю земельного участка соответствующего размера в границах, указанных на чертеже. Последний прилагался к государственному акту.
Таким образом, из смысла указанных правовых норм в их взаимосвязи следует, что именно государственный акт на право бессрочного (постоянного) пользования землей, имевший равную юридическую силу с записями в ЕГРП, являлся единственным доказательством существования такого права на земельный участок, размер и границы которого должны были быть указаны в чертеже, прилагаемом к государственному акту на право бессрочного (постоянного) пользования.
Из документов, представленных заявителем Бадушевым О.Б. следует, что постановлением главы администрации района земельный участок ему был предоставлен в бессрочное пользование под строительство жилого дома без конкретного указания его местоположения на улице *** (переименованной в последующем в ул. ***).
Государственный акт на право бессрочного (постоянного) пользования землей не оформлялся, размер и границы земельного участка которые должны были быть указаны в чертеже, прилагаемом к государственному акту на право бессрочного (постоянного) пользования не определялись.
Отсутствуют такие документы и в материалах дела.
В связи с этим у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для вывода, что постановление главы администрации и заключение с ним договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка для строительства жилого дома свидетельствует о наличии у Бадушева О.Б. право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком и права собственности на него.
Кроме того, действовавший на момент предоставления земельного участка приказ Госстроя РСФСР и Минжилкомхоза РСФСР от 7 декабря 1982 N123 "Об утверждении типового договора о возведении индивидуального жилого дома на праве личной собственности на отведенном земельном участке" предусматривал, что перед его заключением земельный участок должен был быть закреплен за застройщиком в бессрочное пользование государственным актом на право пользования землей.
При этом земельный участок должен быть огорожен в соответствии с проектом, согласованным с органом по делам строительства и архитектуры, в 3-месячный срок со дня отвода земельного участка в натуре (на местности); при неиспользовании в течение двух лет подряд земельного участка или использовании его не в соответствии с той целью, для которой он предназначен, право пользования земельным участком может быть прекращено; к строительству жилого дома застройщик приступает после получения разрешения органа по делам строительства и архитектуры на производство строительных работ; строительные работы должны вестись с таким расчетом, чтобы вся постройка была закончена в течение не более 3 лет со дня получения разрешения на производство строительных работ от органа по делам строительства и архитектуры горисполкома, райисполкома.
Как усматривается из материалов дела отвод земельного участка в натуре (на местности) не производился, земельный участок огорожен не был.
Учитывая, что в силу статьи 32 Земельного кодекса РСФСР приступать к использованию земельных участков разрешалось лишь после установления границ этих участков в натуре (на местности) и выдачи документов, удостоверяющих право собственности, владения, пользования, аренды, факт установки Бадушевым О.Б. фундамента на земельном участке правового значения для дела не имеет.
Согласно статья 47 Земельного кодекса РСФСР землевладение, бессрочное (постоянное) и временное пользование земельными участками и их аренда являлись платными, кроме случаев, указанных в статье 51 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 49 Земельного кодекса РСФСР платежи за землю поступали на специальные бюджетные счета сельских, поселковых, городских, районных Советов народных депутатов, на территории которых находятся земельные участки.
Однако, как видно из материалов дела и не оспаривается заявителем, платежи за землю им не производились.
Таким образом, заявителем не были представлены доказательства, подтверждающие наличие у него как права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, так и права собственности на него.
При таких данных вывод суда о неправомерности вынесения главой администрации Цаганаманского СМО РК оспариваемых постановлений является ошибочным, в связи с чем решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Юстинского районного суда Республики Калмыкия от 19 февраля 2013 года отменить.
В удовлетворении заявление Бадушева Олега Бембеевича к администрации Цаганаманского сельского муниципального образования Юстинского района Республики Калмыкия о признании незаконными постановлений главы администрации Цаганаманского сельского муниципального образования Юстинского района Республики Калмыкия N 252-а от 5 октября 2010 года "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории администрации Цаганаманского сельского муниципального образования Юстинского района Республики Калмыкия для малоэтажного жилищного строительства и постановке на государственный кадастровый учет земельных участков для жилищного строительства" и N 127 от 1 июня 2012 года "О предоставлении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство за плату" отказать.
Апелляционную жалобу - удовлетворить.
Председательствующий
Судьи
О.Г. Шиханова
Б.Д. Дорджиев
М.Б. Кашиев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.