Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Пюрвеевой А.А.
судей Басангова Н.А. и Шовгуровой Т.А.
при секретаре Озаевой Д.В.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Соваева Ивана Менжуевича к Министерству здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия о взыскании компенсации за автомобиль по апелляционной жалобе истца на решение Элистинского городского суда РК от 21 декабря 2012 года.
Заслушав доклад судьи Пюрвеевой А.А., объяснения истца Соваева И.М., представителя Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия Илькуевой Н.Е., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Соваев И.М. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия (далее - Минздрав РК) о взыскании компенсации за автомобиль
В обоснование иска указал, что он как ветеран Великой Отечественной войны, инвалид боевых действий 9 мая 2001 года бесплатно обеспечен легковым автомобилем "Ока" со сроком эксплуатации 7 лет. По истечении срока эксплуатации транспортного средства он обратился в Минздрав РК с заявлением о замене либо ремонте ранее полученного специального транспортного средства, но ему отказано со ссылкой на Федеральный закон N122 от 22 августа 2004 года. Считает отказ ответчика незаконным, так как согласно Определению Конституционного Суда РФ N624-О-П, вынесенному 17 июля 2007 года, утрата силы подп.19 п.1 ст.14 ФЗ "О ветеранах" не исключает обязанности Российской Федерации обеспечить инвалидов Великой Отечественной войны, имеющих установленные до 1 января 2005 года соответствующие медицинские показания как лицам с особым правовым статусом, вытекающим из признания их заслуг перед Отечеством, бесплатную замену транспортных средств по истечении семи лет его эксплуатации, если оно было получено до 1 января 2005 года в качестве технических средств реабилитации, либо установить адекватную денежную компенсацию данной льготы. С учетом указанных положений, просит обязать Минздрав РК выплатить ему за предоставленный автомобиль компенсацию в размере *** рублей.
В судебном заседании истец Соваев И.М. поддержал заявленные требования.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения и социального развития РК надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание не явился.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 21 декабря 2012 года в удовлетворении исковых требований Соваева Ивана Менжуевича отказано.
В апелляционной жалобе истец Соваев И.М. просит отменить решение суда и вынести новое решение об удовлетворении иска, ссылаясь на доводы, изложенные им в исковом заявлении и в ходе судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения истца Соваева И.М., представителя Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия Илькуевой Н.Е., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Разрешая требования, суд исходил из того, что поскольку Соваев И.М. в органах социальной защиты населения на учете по обеспечению транспортным средством до 1 января 2005 года не состоял, право на выплату единовременной денежной компенсации взамен автомобиля у него не возникло.
С таким выводом суда следует согласиться.
В соответствии с ранее действовавшей редакцией подпункта 19 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" инвалиды войны при наличии медицинских показаний имели право на бесплатное получение в пользование в качестве средства реабилитации транспортных средств, тип которых и срок использования которых устанавливался Правительством Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 14 марта 1995 года N 244 "Об изменении марки автомобиля, предназначенного для выдачи инвалидам бесплатно" для обеспечения инвалидов, имевших право на бесплатное получение автомобиля, использовались автомобили марки "Ока" и "Таврия", выдаваемые сроком на семь лет.
Судом при разрешении спора установлено, что в соответствии с действовавшим до 1 января 2005 года законодательством Соваев И.М., как инвалид (участник) Великой Отечественной войны 2 группы, имевший соответствующие медицинские показания для получения транспортного средства, был обеспечен бесплатно сроком на семь лет автомобилем марки "Ока" в мае 2001 года.
Пунктом 28 статьи 63 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" подпункт 19 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ признан утратившим силу.
Статьей 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ предусмотрено, что в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В отношении указанных категорий инвалидов, у которых на время вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ было не реализовано возникшее право на льготы в натуральной форме (обеспечение автотранспортом по медицинским показаниям), в настоящее время действуют Указ Президента Российской Федерации от 6 мая 2008 года N 685 "О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов" и Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 года N 670 "О порядке предоставления легковых автомобилей и выплаты единовременной денежной компенсации за счет средств федерального бюджета инвалидам, которые на 1 января 2005 года состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями".
Вышеуказанными нормативными правовыми актами предусматривается, что в 2008 - 2009 годах инвалиды - граждане Российской Федерации, которые проживают на территории Российской Федерации и которые на 1 января 2005 г. состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями (независимо от того обеспечиваются они транспортным средством впервые или взамен ранее предоставленного транспортного средства), должны быть обеспечены за счет средств федерального бюджета легковыми автомобилями или им должна быть выплачена единовременная денежная компенсация в размере *** руб.
Исходя из положений указанных правовых актов, регулирующих в настоящее время вопросы обеспечения инвалидов, у которых право на получение транспортного средства (в том числе право на его получение по истечении семилетнего срока эксплуатации) возникло до 1 января 2005 года, одним из основных условий для предоставления инвалиду транспортного средства бесплатно или выплаты единовременной денежной компенсации является факт его постановки на соответствующий учет в органах социальной защиты населения субъекта Российской Федерации на 1 января 2005 года.
Поскольку судом было установлено, что Соваев И.М. не был поставлен на соответствующий учет по обеспечению транспортным средством в органах соцзащиты населения до 1 января 2005 года, так как не истек семилетний срок эксплуатации ранее предоставленного автомобиля, право на бесплатное получение транспортного средства или эквивалентной его стоимости денежной компенсации у него не возникло.
Ссылку истца на Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2007 г. N 624-О-П нельзя признать правильной, поскольку толкование Конституционным Судом права на бесплатную замену транспортного средства по истечении семи лет его эксплуатации было дано по конкретному делу в системе нормативных правовых актов, действовавших на момент вынесения Конституционным Судом данного Определения. В частности, суд основывал свою позицию на нормах Постановления Правительства Российской Федерации от 14 марта 1995 г. N 244 "Об изменении марки автомобиля, предназначенного для выдачи инвалидам бесплатно", предусматривавшего право на замену автомобиля по истечении семилетнего срока эксплуатации, которое признано утратившим силу с 3 февраля 2008 г. в связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 2008 г. N 15.
После вынесения указанного Определения были изданы Указ Президента Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 685 и Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 670, которыми введен новый механизм обеспечения инвалидов транспортными средствами, предусматривающий передачу транспортных средств в собственность лицам, у которых право на их получение возникло до 1 января 2005 г., включая лиц, состоявших на указанную дату на учете в органах социальной защиты населения для получения транспортного средства.
Кроме того, в принятом 8 февраля 20111 года N121-О-О Определении Конституционного Суда РФ указывается, что на введение компенсационных механизмов, обеспечивающих сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты этой категории граждан направлено Постановление Правительства Российской Федерации от 12 июля 2010 года N 508 "О передаче инвалидам в собственность легковых автомобилей", согласно которому легковые автомобили, выданные инвалидам в соответствии с медицинскими показаниями бесплатно в безвозмездное пользование за счет средств федерального бюджета на основании государственных контрактов, заключенных Федеральным агентством по здравоохранению и социальному развитию и Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, подлежат передаче инвалидам в собственность по их заявлению. При этом Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с Министерством внутренних дел Российской Федерации поручено определить порядок оформления указанных автомобилей в собственность инвалидов, а органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано принять решения о передаче инвалидам в собственность легковых автомобилей, выданных им в соответствии с медицинскими показаниями до 1 января 2005 года.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Элистинского городского суда от 21 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий А.А. Пюрвеева
Судьи Н.А. Басангов
Т.А. Шовгурова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.