Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего
Шихановой О.Г.,
судей
Басанговой И.Б. и Дорджиева Б.Д.,
при секретаре
Бимбеевой Ю.Н.,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г.Элисты Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия Администрации г.Элисты по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества и возложении обязанности по постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества по апелляционной жалобе представителя Администрации г.Элисты Бугрушева А.В. на решение Элистинского городского суда от 24 января 2013 г.
Заслушав доклад судьи Дорджиева Б.Д., объяснения представителя Администрации г.Элисты Бугрушева А.В., поддержавшего доводы жалобы,
возражения
представителя Управления городского хозяйства Гаврилова О.С.,
представителя Западно-Каспийского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов Министерства природных ресурсов России Уластаева А.С. заключение прокурора Имкеновой Д.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г.Элисты Республики Калмыкия обратился в суд с указанным заявлением, мотивируя тем, что прокуратурой г.Элисты совместно со специалистами Нижне-Волжского управления Ростехнадзора проведена проверка соблюдения федерального законодательства о безопасности гидротехнических сооружений на территории г.Элисты, в ходе которой установлено, что согласно Сводной инвентаризационной ведомости, утвержденной постановлением Правительства Республики Калмыкия от 26 января 2006 г. N 16 и информации Западно-Каспийского водного управления Росводресурсов от 3 марта 2010 N 15 9/3А на территории г.Элисты зарегистрировано два бесхозяйных гидротехнических сооружения: водохранилище "Ярмарочный пруд" на р.Элистинка; водохранилище на р.Салын, у п.Салын. Ведомственная принадлежность данных гидротехнических сооружений не определена, на учет как бесхозяйное недвижимое имущество гидротехнические сооружения не поставлены. Кроме того, проверкой установлено, что в нарушение требований Инструкции о ведении Российского регистра ГТС, отсутствуют сведения о ГТС, необходимые для формирования и ведения Российского регистра. Отсутствие собственника водохранилища "Ярмарочный пруд" на р.Элистинка и водохранилища на р.Салын у п.Салын влечет невозможность обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, безопасности жизни и здоровья населения, охрану окружающей среды в зоне влияния данных сооружений. Указанные нарушения могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации и создают угрозу здоровья и жизни неопределенного круга лиц. Таким образом, указанные бездействия Мэрии г.Элисты нарушают права неопределенного круга лиц на безопасность жизни и здоровья, охрану окружающей среды в зоне влияния данных сооружений.
Просил признать бездействие Администрации г.Элисты, выразившееся в непринятии мер к постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - водохранилища "Ярмарочный пруд" на р. Элистинка и водохранилища на р. Салын у п.Салын; возложить на Администрацию г.Элисты обязанность обратиться в Управление Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия с заявлением о постановке на учет объектов бесхозяйного недвижимого имущества: водохранилища "Ярмарочный пруд" на р.Элистинка и водохранилища на р.Салын у п.Салын.
В судебном заседании прокурор Ли Ж.В. требования уточнила и просила обязать Администрацию г.Элисты поставить на учет как бесхозяйные- гидротехнические сооружения, расположенные на водохранилище "Ярмарочный пруд" на р.Элистинка г.Элисты и водохранилище на р.Салын у п.Салын.
Представители Администрации г. Элисты Бугрушев А.В., Корнушкаев Э.В. исковые требования не признали, пояснив, что прокурором г.Элисты не представлены доказательства подтверждающие, что спорные сооружения являются гидротехническими, представляют собой какую-либо опасность для неопределенного круга лиц.
Представитель Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Санжиев Н.Б. заявление поддержал, пояснив, что согласно Сводной инвентаризационной ведомости, утвержденной постановлением Правительства Республики Калмыкия от 21.07.2006г. N16, гидротехнические сооружения, расположенные на водохранилище "Ярмарочный пруд" на р.Элистинка г.Элисты и водохранилище на р.Салын у п.Салын, во всех отчетах значатся как бесхозяйные.
Представитель привлеченного в качестве третьего лица Управления городского хозяйства и административно-технического контроля Администрации г.Элисты Гаврилов О.С. просил в удовлетворении заявления отказать, пояснив, что в настоящее время водохранилище "Ярмарочный пруд" и пруд на р.Салын не существуют, поскольку вода спущена, имеющиеся земляные валы нельзя назвать гидротехническими сооружениями.
Представитель Западно-Каспийского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов Министерства природных ресурсов России в судебное заседание не явился. В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Решением Элистинского городского суда от 24 января 2013 г. исковые требования прокурора г.Элисты Республики Калмыкия удовлетворены. Бездействие Администрации г.Элисты по непринятию мер к постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехнических сооружений, расположенных на водных объектах "Ярмарочный пруд" на р.Элиста в г.Элисте и пруд на р.Салын у п.Салын признано незаконным. На Администрацию г.Элисты возложена обязанность обратиться в Управление Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия с заявлением о постановке на учет объектов бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехнических сооружений, расположенных на водных объектах "Ярмарочный пруд" на р.Элиста в г.Элисте и пруд на р.Салын у п.Салын.
В апелляционной жалобе представитель Администрации г.Элисты Бугрушев А.В. просит решение суда отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявления прокурора г.Элисты, мотивируя тем, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Так, из актов обследования водных объектов на территории г.Элисты следует, что на объектах "Ярмарочный пруд" и пруд "Салын", вода отсутствует, дно водоемов заросло кустарником и камышом, имеющиеся плотины не являются гидротехническими сооружениями. Из пояснений специалистов ГУ МЧС России по РК следует, что объекты - пруды "Ярмарочный" и "Салын", опасность не представляют, следовательно, нет оснований для постановки их на учет.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Удовлетворяя заявление прокурора г.Элисты суд правильно руководствовался ст.ст. 130, 225 Гражданского кодекса РФ, п. 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 года N 580, ст.ст. 3, 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", п.8 ч.1 ст. 14 Федерального закона РФ N 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и исходил из того, что гидротехнические сооружения - земляные плотины, расположенные на водных объектах "Ярмарочный пруд" на р.Элиста и пруд на р.Салын у п.Салын, на чьем-либо балансе не состоят, право собственности ни за кем не зарегистрировано, в реестре гидротехнических сооружений они не значатся, следовательно, являются бесхозяйными и подлежат постановке на учет.
С такими выводами суда следует согласиться.
В силу ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В соответствии с п.5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 года N 580, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
Согласно ст.ст. 3, 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники, сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушения берегов и дна водохранилищ и рек, сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных сельскохозяйственных организаций, устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращении негативного воздействия вод и жидких отходов.
В соответствии с п.8 ч.1 ст. 14 Федерального закона РФ N 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Как видно из материалов дела и установлено судом, пруд "Ярмарочный" на р.Элистинка и водохранилище на р.Салын в п. Салын, являются бесхозяйными, срок ввода их в эксплуатацию не установлен, вода в бассейнах водоемов отсутствует.
Учитывая обстоятельства дела, вывод суда первой инстанции о признании бездействия Администрации г. Элисты по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества и обязании Администрации г. Элисты о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехнических сооружений, расположенных на водных объектах "Ярморочный пруд" на р. Элистинка и пруд на р. Салын у п. Салын является обоснованным.
Несостоятельны доводы жалобы о том, что указанные сооружения не являются гидротехническими, не представляют угрозу чрезвычайных ситуаций, поэтому нет оснований для постановки их на учет как бесхозяйного имущества, поскольку как следует из материалов дела и акта обследования бесхозяйных гидротехнических сооружений водохозяйственных объектов на территории г.Элисты от 9 августа 2011г. гидротехнические сооружения на водных объектах "Ярмарочный пруд" и пруд на р. Салын у п. Салын - земляные плотины сохранены, следовательно, они представляют реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации, затрагивают и нарушают права неопределенного круга лиц, пребывающих на территории муниципального образования.
При изложенных обстоятельствах принятое судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Элистинского городского суда от 24 января 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации г.Элисты Бугрушева А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий: О.Г. Шиханова
Судьи: И.Б. Басангова
Б.Д. Дорджиев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.