Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Лиджеевой Л.Л.,
судей Кашиева М.Б., Панасенко Г.В.,
при секретаре Бимбеевой Ю.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гейко Николая Николаевича к Министерству здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия о предоставлении автомобиля или денежной компенсации по апелляционной жалобе Гейко Н.Н. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 11 января 2013 г.
Заслушав доклад судьи Панасенко Г.В., выслушав объяснения истца Гейко Н.Н., его представителей Гейко А.Н. и Доржиновой К.Ю., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ответчика Илькуевой Н.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гейко Н.Н. обратился в суд с указанным иском, мотивируя тем, что он как участник Великой Отечественной войны, ставший инвалидом Х группы вследствие общего заболевания, имеющий право на льготы и преимущества, установленные законодательством для участников Великой Отечественной войны, 30 ноября 2004 года получил в качестве средства реабилитации автомобиль "Жигули" с зачетом стоимости полагавшегося ему бесплатно автомобиля "Ока". В связи с истечением семилетнего срока эксплуатации автомобиля обратился к ответчику с заявлением о предоставлении взамен него другой автомашины или выплате денежной компенсации, однако ответчик ему в этом отказал. Считая данный отказ незаконным, просил признать за ним право на предоставление в качестве средства реабилитации бесплатно легкового автомобиля либо единовременной денежной компенсации.
В судебном заседании истец Гейко Н.Н. и его представитель Доржинова К.Ю. поддержали заявленные требования.
Представитель ответчика Илькуева Н.Е. иск не признала и просила отказать в его удовлетворении.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 11 января 2013 года в удовлетворении иска Гейко Н.Н. к Министерству здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия отказано.
В апелляционной жалобе Гейко Н.Н. просит решение суда отменить и вынести новое решение об удовлетворении иска, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. Считает ошибочным вывод суда об отсутствии правовых оснований для замены транспортного средства и предоставления денежной компенсации.
Выслушав стороны, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Отказывая в иске, суд сослался на пункт 28 статьи 63, статью 153 Федерального закона N122 от 22 августа 2004 г. "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Постановление Правительства Российской Федерации от 14 марта 1995 года N244 "Об изменении марки автомобиля, предназначенного для выдачи инвалидам бесплатно", Указ Президента Российской Федерации N685 от 06 мая 2008 года "О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов", Постановление Правительства Российской Федерации N670 от 12 сентября 2008 года "Об обеспечении транспортными средствами за счет средств федерального бюджета инвалидов, поставленных до 01 января 2005 года органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации на учет по обеспечению транспортными средствами", и исходил из того, что поскольку истец не состоял на учете по обеспечению транспортным средством до 1 января 2005 года правовых оснований для замены транспортного средства или выплаты денежной компенсации не имеется.
С таким выводом суда следует согласиться.
До 1 января 2005 года инвалиды войны, а также участники ВОВ, ставшие инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О ветеранах" имели право при наличии медицинских показаний на бесплатное получение в пользование в качестве средства реабилитации транспортных средств, тип которых и срок пользования которыми устанавливались Правительством Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 14 марта 1995 года N244 "Об изменении марки автомобиля, предназначенного для выдачи инвалидам бесплатно" для обеспечения инвалидов, имевших право на бесплатное получение автомобиля, использовались автомобили марки "Ока" и "Таврия", выдаваемые сроком на семь лет.
Судом при разрешении спора установлено, что в соответствии с действовавшим до 1 января 2005 года законодательством Гейко Н.Н. - участнику войны, ставшему инвалидом вследствие общего заболевания, имевшему соответствующие медицинские показания для получения транспортного средства, в ноябре 2004 г. был предоставлен автомобиль "Жигули" (с зачетом стоимости полагавшегося ему бесплатно автомобиля "Ока"), после чего он был снят с учета для обеспечения транспортным средством в органах социальной защиты населения.
Пунктом 28 статьи 63 Федерального закона от 22 августа 2004 года N122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"" подпункт 19 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах" признан утратившим силу.
Статьей 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N122-ФЗ предусмотрено, что в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В отношении указанных категорий инвалидов, у которых на момент вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года N122-ФЗ не было реализовано возникшее право на льготы в натуральной форме (обеспечение автотранспортом по медицинским показаниям), в настоящее время действуют Указ Президента Российской Федерации от 6 мая 2008 года N685 "О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов" и Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 года N670 "Об обеспечении транспортными средствами за счет средств федерального бюджета инвалидов, поставленных до 1 января 2005 года органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации на учет по обеспечению транспортными средствами".
Указанными нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации предусматривается, что в 2008-2009 годах инвалиды - граждане Российской Федерации, которые проживают на территории Российской Федерации и которые на 1 января 2005 года состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями, должны быть обеспечены за счет средств федерального бюджета легковыми автомобилями или им должна быть выплачена единовременная денежная компенсация в размере *** рублей.
Исходя из положений указанных правовых актов, регулирующих в настоящее время вопросы обеспечения инвалидов, у которых право на получение транспортного средства (в том числе право на его получение по истечении семилетнего срока эксплуатации) возникло до 1 января 2005 года, одним из основных условий для предоставления инвалиду транспортного средства бесплатно или на льготных условиях является факт его постановки на соответствующий учет в органах социальной защиты населения субъекта Российской Федерации на 1 января 2005 года.
Поскольку судом было установлено, что истец не был поставлен на учет по обеспечению транспортным средством в органах социальной защиты населения до 1 января 2005 года, право на замену транспортного средства по истечении семилетнего срока его эксплуатации у него не возникло.
Ссылка в жалобе на Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2007 года N624-О-П является неправомерной, поскольку толкование Конституционным Судом права на бесплатную замену транспортного средства по истечении семи лет его эксплуатации было дано по конкретному делу в системе нормативно-правовых актов, действовавших на момент вынесения данного определения.
Таким образом, выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нарушений норм процессуального права судом не допущено, а потому решение суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 11 января 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Гейко Н.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий Л.Л. Лиджеева
Судьи М.Б. Кашиев
Г.В. Панасенко
Копия верна:
Судья Г.В. Панасенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.