Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего
Пюрвеевой А.А.,
судей
Басангова Н.А.,
Шовгуровой Т.А.
при секретаре
Озаевой Д.В.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Найминовой К.И. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Калмыкия о включении в стаж периода работы для исчисления выслуги лет при назначении пенсии и процентной надбавки за выслугу лет по апелляционной жалобе представителя Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Калмыкия Гречко В.В. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 27 августа 2012 года.
Заслушав доклад судьи Шовгуровой Т.А., объяснения представителя Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Калмыкия Лиджеева В.В., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Найминова К.И. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Калмыкия (далее УФСИН России по РК) о включении в стаж периода работы для исчисления выслуги лет при назначении пенсии и процентной надбавки за выслугу лет. В обоснование требований указала, что с 2 сентября 1996 года работала в Управлении Федеральной службы налоговой полиции России по Республике Калмыкия (далее УФСНП России по РК, Управление), откуда была уволена с 2 июля 2002 года в связи с сокращением должностей младшего и начальствующего состава в органах налоговой полиции и введением за счет них государственных должностей федеральной государственной службы. В тот же день была принята на работу в органы налоговой полиции и назначена на государственную должность федеральной государственной службы - специалиста 1 категории секретариата УФСНП России по РК с исполнением обязанностей члена ликвидационной комиссии Управления. На основании приказа УФСНП России по РК N *-л/с от 27 июня 2003 г. с указанной должности уволена с 31 декабря 2003 года. 16 мая 2012 года она обратилась к ответчику с заявлением о включении в стаж периода работы со 2 июля 2002 года по 31 декабря 2003 года в должности специалиста 1 категории и главного специалиста секретариата УФСНП России по РК для исчисления выслуги лет для назначения пенсии и выплаты процентной надбавки, в чем ей было отказано. Данный отказ является незаконным, в связи с чем просила возложить на ответчика обязанность включить в выслугу лет для назначения пенсии и процентной надбавки за выслугу лет период работы со 2 июля 2002 года по 31 декабря 2003 года в должности специалиста 1 категории и главного специалиста секретариата УФСНП России по РК.
В судебном заседании истец Найминова К.И. поддержала заявленные требования в полном объеме.
Представитель УФСНП России по РК Лиджеев В.В. иск не признал, просил отказать в удовлетворении исковых требований.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 27 августа 2012 года исковые требования Найминовой К.И. удовлетворены. На Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Калмыкия возложена обязанность включить в выслугу лет Найминовой К.И. период ее работы в должности специалиста 1 категории и главного специалиста секретариата Управления ФСНП России по Республике Калмыкия со 2 июля 2002 года по 31 декабря 2003 года для исчисления выслуги лет и процентной надбавки за выслугу лет. С Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Калмыкия в пользу Найминовой К.И. взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.
В апелляционной жалобе представителя УФСИН России по РК Гречко В.В. ставится вопрос об отмене решения суда и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении требований. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права. В жалобе указывает, что в соответствии с действующим законодательством в выслугу лет для назначения пенсий засчитывается служба в органах налоговой полиции Российской Федерации в качестве сотрудников, имеющих специальные звания. Поскольку Найминова К.И., работая в оспариваемый период в должности специалиста 1 категории и главного специалиста секретариата Управления ФСНП России по РК, не имела специального звания, оснований для включения данного периода в выслугу лет для назначения пенсии и процентной надбавки за выслугу лет не имеется. Кроме того, она не представила доказательств назначения в состав ликвидационной комиссии УФСНП.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение представителя ответчика, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что выслуга лет младшего и начальствующего состава федеральных органов налоговой полиции, должности которых подлежат замещению государственными служащими и работниками организаций бюджетной сферы, исчисленная на день прекращения службы в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, включается в стаж государственной службы или в стаж работы, которые дают право на получение надбавки за выслугу лет, на назначение пенсии. Поскольку за сотрудниками налоговой полиции, вошедших в установленном порядке в состав ликвидационных комиссий, сохраняется порядок исчисления выслуги лет, в том числе для назначения пенсии и выплаты процентной надбавки за выслугу лет, период работы истицы в должности специалиста 1 категории и главного специалиста секретариата Управления ФСНП по РК со 2 июля 2002 г. по 31 декабря 2003 г. подлежит включению в выслугу лет для исчисления выслуги лет и назначения процентной надбавки.
С такими выводами суда первой инстанции следует согласиться, поскольку они основаны на правильном толковании и применении норм материального права.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона N78 от 30 июня 2002 г. "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов РФ на иные условия службы (работы)" государственные должности федеральной государственной службы и должности работников организаций бюджетной сферы вводятся в пределах штатной численности федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации, установленной нормативными правовыми актами Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона, за счет сокращения должностей, замещаемых в указанных органах лицами младшего и начальствующего состава.
Для лиц младшего и начальствующего состава федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации, должности которых подлежат замещению государственными служащими и работниками организаций бюджетной сферы, прекращается прохождение службы, а для указанных лиц, проходящих службу по контракту, также прекращается действие контракта. Указанные лица подлежат увольнению со службы в порядке и на условиях, которые установлены соответственно пунктом "е" ст. 45 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993 года N 4991-1, и подпунктом 5 пункта 2 ст. 48 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации".
Выслуга лет лиц младшего и начальствующего состава федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации, должности которых подлежат замещению государственными служащими и работниками организаций бюджетной сферы, исчисленная на день прекращения службы в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, включается в стаж государственной службы или в стаж работы, которые дают право на получение надбавки за выслугу лет, назначение пенсии и иные социальные гарантии и льготы.
Лица младшего и начальствующего состава федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации могут с их письменного согласия назначаться на государственные должности федеральной государственной службы и должности работников организаций бюджетной сферы на условиях, определяемых пунктами 8 -10 настоящей статьи.
Для лиц, назначенных на государственные должности федеральной государственной службы и должности работников организаций бюджетной сферы в соответствии с пунктами 7 - 9 настоящей статьи, предусматриваются следующие социальные гарантии и денежные компенсации:
при увольнении с работы до 30 июня 2007 года за указанными лицами сохраняется право выхода на пенсию и на назначение пенсии в порядке, установленном Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". При исчислении пенсий и пособий учитываются:
оклад денежного содержания, установленный по занимаемой указанными лицами штатной должности на 30 июня 2002 года, с учетом его повышения (индексации), произведенного в установленном порядке для сотрудников, за период службы (работы) указанных лиц на государственных должностях федеральной государственной службы и должностях работников организаций бюджетной сферы;
выслуга лет, исчисляемая исходя из общей продолжительности службы (работы), с учетом выслуги лет, исчисленной в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи;
процентная надбавка за выслугу лет, исчисляемая в размере, установленном для сотрудников, действующем на день увольнения указанных лиц;
ежемесячная денежная продовольственная компенсация в размере, установленном для сотрудников на день увольнения;
При увольнении на пенсию указанных лиц, а также при увольнении по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "а" пункта 3 ст. 81, пунктами 1, 2, 5 и 7 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации и подпунктом 1 пункта 2 ст. 25 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации", им сохраняются выплаты единовременного и выходного пособий в порядке и на условиях, которые установлены ст. 51 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации и ст. 51 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации". При расчете указанных пособий учитываются:
должностной оклад (тарифная ставка) и надбавки за квалификационный разряд, установленные на день увольнения;
общая продолжительность службы (стаж работы) с учетом выслуги лет, исчисленной в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи.
При этом согласно пункту 2 Положения об исчислении выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания сотрудникам федеральных органов налоговой полиции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23 января 2003 г. N43, утратившего силу 30 декабря 2005 г. на основании постановления Правительства РФ N847 в связи с упразднением органов налоговой полиции, но действовавшего на момент увольнения истицы из УФСНП по РК, время службы в федеральных органах налоговой полиции в качестве сотрудников налоговой полиции либо федеральных государственных служащих на государственных должностях федеральной государственной службы, введенных в соответствии с Федеральным законом "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)", включается в выслугу лет для назначения надбавки сотрудникам налоговой полиции.
Таким образом, по смыслу приведенных положений в случае назначения лиц младшего и начальствующего состава федеральных органов налоговой полиции на государственные должности федеральной государственной службы и должности работников организаций бюджетной сферы, вводимые в пределах штатной численности федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации, установленной нормативными правовыми актами Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона, за счет сокращения должностей, замещаемых в указанных органах лицами младшего и начальствующего состава, время работы в этих должностях засчитывалось в выслугу лет для назначения процентной надбавки к окладу денежного содержания сотрудникам налоговой полиции.
Как видно из материалов дела, со 2 сентября 1996 г. Найминова К.И. работала в Управлении ФСНП России по Республике Калмыкия в должности специалиста 1 категории секретариата. Приказами N* л/с от 26 декабря 1996 г., N* л/с от 25 декабря 1998 г., N* л/с от 19 декабря 2000 г. ей были присвоены специальные звания - лейтенант налоговой полиции, старший лейтенант налоговой полиции, капитан налоговой полиции. В связи с сокращением должностей младшего и начальствующего состава органов налоговой полиции истица была уволена из органов налоговой полиции со 2 июля 2002 г. С ее письменного согласия приказом УФСНП России по РК от 20 сентября 2002 г. она была принята на работу в органы налоговой полиции и назначена на должность специалиста 1 категории секретариата Управления. Приказом N* л/с от 27 июня 2003 г., измененным приказом от 15 декабря 2003 г., Найминова исключена из состава ликвидационной комиссии УФСНП по РК с 31 декабря 2003 г.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 24.06.1993 N 5238-1 (в редакции от 31.12.2002 г.) "О федеральных органах налоговой полиции" сотрудником налоговой полиции является лицо, занимающее должность в федеральных органах налоговой полиции, которому в установленном порядке присвоено специальное звание (статья 12).
С учетом изложенного, а также принимая во внимание, что истица являлась сотрудником налоговой полиции, имеющим специальное звание, и в связи с мероприятиями по упразднению федеральных органов налоговой полиции 2 июля 2002 г. с ее согласия была переведена на государственную должность федеральной государственной службы, введенную в соответствии с Федеральным законом "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)" за счет сокращения должностей, замещаемых в указанных органах лицами младшего и начальствующего состава, до перевода на эту должность проходила службу в органах налоговой полиции в качестве сотрудника, имеющего специальное звание, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости включения периода с 2 июля 2002 г. по 31 декабря 2003 г. в выслугу лет для назначения пенсии и процентной надбавки за выслугу лет.
Нельзя согласиться с доводом апелляционной жалобы ответчика об отмене решения суда ввиду незаконности зачета периода с 2 июля 2002 г. по 31 декабря 2003 г. в выслугу лет на том основании, что в указанный период Найминова не являлась сотрудником налоговой полиции, имеющим специальное звание.
Действительно, в силу Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации", а также Положения об исчислении выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральных органов налоговой полиции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23 января 2003 г. N43, действовавшего на момент рассмотрения дела судом, и Инструкции об организации работы по исчислению выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Министерства юстиции РФ от 20 апреля 2006 г. N123, в выслугу лет для назначения процентной надбавки и в выслугу лет для назначения пенсий включается время службы в федеральных органах налоговой полиции в качестве сотрудников федеральных органов налоговой полиции, имеющих специальные звания.
Однако, как правомерно указал суд в решении, для лиц младшего и начальствующего состава органов налоговой полиции, перешедших на период проведения мероприятий по ликвидации органов налоговой полиции на государственные должности федеральной государственной службы, Федеральным законом "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)" был сохранен прежний порядок подсчета выслуги лет для целей пенсионного обеспечения и назначения процентной надбавки, в том числе и право на включение времени работы в государственной должности в выслугу лет, тем самым законодателем была обеспечена стабильность правового положения сотрудников налоговой полиции в сфере материального и пенсионного обеспечения.
Кроме того, согласно Правилам исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31 мая 2004 г. N258, время службы в федеральных органах налоговой полиции в качестве сотрудников, имеющих специальные звания, а также с 1 июля 2002 г. по 30 июня 2003 г. - в качестве федеральных государственных служащих на государственных должностях федеральной государственной службы, введенных в соответствии с Федеральным законом "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)", если до перевода на эти должности они проходили службу в качестве сотрудников, имевших специальные звания, а также время службы, работы и иные периоды, включенные в выслугу лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания сотрудникам федеральных органов налоговой полиции, исчисленную в указанных органах на момент их увольнения в связи с переводом на службу в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, включается в выслугу лет для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного содержания.
Анализ приведенных норм федерального закона и нормативных правовых актов свидетельствует о возможности включения периода службы в федеральных органах налоговой полиции в качестве сотрудников, имеющих специальные звания, а также периода работы в качестве федеральных государственных служащих на государственных должностях федеральной государственной службы, введенных в соответствии с Федеральным законом "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)", если до перевода на эти должности они проходили службу в качестве сотрудников, имевших специальные звания, в выслугу лет.
При таких данных вывод суда первой инстанции о необходимости включения оспариваемого периода в выслугу лет для назначения процентной надбавки и пенсии за выслугу лет является законным обоснованным.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции ответчиком не было представлено допустимых и достаточных доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции и свидетельствующих о нарушении судом норм процессуального и материального закона, и потому оснований к отмене постановленного судом решения не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 27 августа 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Калмыкия Гречко В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий А.А. Пюрвеева
Судьи Н.А. Басангов
Т.А. Шовгурова
Копия верна. Судья: Т.А. Шовгурова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.