Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе: председательствующего Лиджеевой Л.Л.,
судей Дорджиева Б.Д. и Сангаджиева А.В.,
при секретаре Клиповой Д.В.,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Тюрбеевой Э.С. к Муниципальному бюджетному учреждению " ... " о признании приказа незаконным и взыскании компенсации морального вреда, по апелляционной жалобе Муниципального бюджетного учреждения " ... " на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 26 ноября 2012 г.
Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителей Муниципального бюджетного учреждения " ... " Манджиковой С.О., Мучкаевой Н.М., поддержавших доводы жалобы, возражения Тюрбеевой Э.С. и её представителя Бакаева Ю.Б. против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тюрбеева Э.С. обратилась в суд с иском к Муниципальному бюджетному учреждению " ... " (далее - МБУ " ... ") о признании приказа незаконным и взыскании компенсации морального вреда. В обоснование своих требований указала, что работает в должности участкового врача акушера - гинеколога МБУ " ... ". Приказом главного врача N " ... " от " ... "2012 г. ей объявлен выговор. Согласно данному приказу основанием для привлечения ее к дисциплинарной ответственности послужили результаты экспертизы качества медицинской помощи, оказываемой МБУ " ... ", проведенной ЗАО Медицинская страховая компания " ... ". Согласно результатам экспертизы в реестрах счетов, поданных в июне 2012 г., были выявлены факты фальсификации документов. Между тем фальсификации документов она не допускала. На заседание врачебной комиссии о рассмотрении результатов экспертизы её не вызывали, с протоколом комиссии и заключением служебной проверки она не была ознакомлена. Приказ работодателя о наложении дисциплинарного взыскания является незаконным, поскольку в нем не приведены основания привлечения к дисциплинарной ответственности, не отражено, какие трудовые обязанности ею нарушены, в чем выразилось нарушение трудовой дисциплины. Тогда как ее должностная инструкция не регламентирует обязанности по заполнению статистических талонов на посещение пациентов и представлению реестра счетов в страховую компанию. Просила признать обжалуемый приказ незаконным и взыскать в её пользу компенсацию морального вреда в размере " ... " руб.
В судебном заседании Тюрбеева Э.С. и ее представитель Бакаев Ю.Б. исковые требования поддержали, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении. Кроме того, пояснили, что действиями работодателя ей причинены физические и нравственные страдания, что негативно отразилось на состоянии ее здоровья, вследствие чего она испытывала чувство унижения собственного достоинства. Таким образом, ей причинен моральный вред, который должен быть компенсирован ответчиком.
Представители ответчика Эрдни - Горяева Э.М. и Манджикова С.О. иск не признали, ссылаясь на законность и обоснованность привлечения истицы к дисциплинарной ответственности.
Решением Элистинского городского суда от 26 ноября 2012 г. исковые требования Тюрбеевой Э.С. удовлетворены частично. Признан незаконным приказ главного врача МБУ " ... " N " ... " от " ... "2012 г. "О дисциплинарном взыскании" о наложении дисциплинарного взыскания в виде выговора участковому врачу акушеру - гинекологу Тюрбеевой Э.С. Взыскана с МБУ " ... " в пользу Тюрбеевой Э.С. компенсация морального вреда в размере " ... "руб. Взыскана с МБУ " ... " в доход бюджета г. Элисты государственная пошлина в размере " ... " руб. В остальной части иска Тюрбеевой Э.С. отказано.
В апелляционной жалобе МБУ " ... " просит состоявшееся по делу решение суда отменить с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права. Указывает, что согласно п. 2.17 должностной инструкции врача акушера - гинеколога в обязанности Тюрбеевой Э.С. входило ведение учетно - статистической документации. Поскольку истицей было допущено ненадлежащее исполнение ею должностных обязанностей по заполнению статистического талона амбулаторного пациента, на вверенном ей участке отсутствовал контроль за правильностью заполнения статистических талонов, что установлено материалами врачебной проверки, наложение работодателем дисциплинарного взыскания в виде выговора является обоснованным. Таким образом, выводы суда первой инстанции о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства вины Тюрбеевой Э.С. в совершении нарушений должностных обязанностей являются незаконными.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия, обсудив доводы жалобы, проверив материалы дела, находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
Удовлетворяя исковые требования и признавая незаконным приказ главного врача МБУ " ... " N " ... "от " ... "2012 г. о наложении дисциплинарного взыскания в виде выговора участковому врачу акушеру - гинекологу Тюрбеевой Э.С., суд первой инстанции, руководствуясь статьями 192, 193 Трудового кодекса РФ, исходил из того, что данный приказ не содержит указания на место и время совершения дисциплинарного проступка, его описание, из приказа невозможно установить, за какие конкретно действия либо бездействие она была привлечена к дисциплинарной ответственности, какие обязанности, предусмотренные трудовым договором или должностной инструкцией, она не исполнила, либо исполнила ненадлежащим образом, какие события позволили работодателю сделать вывод о наличии в действиях истицы дисциплинарного проступка. В связи с этим суд пришел к выводу о том, что ответчик не доказал вины истицы в совершении дисциплинарного проступка, не представил доказательств, позволяющих сделать вывод о ненадлежащем исполнении Тюрбеевой Э.С. своих должностных обязанностей.
С такими выводами суда согласиться нельзя.
В соответствии с ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в период 2011 - 2012 годов в целях повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, осуществляется реализация региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации (далее - программы) и мероприятий по модернизации государственных учреждений, оказывающих медицинскую помощь, государственных учреждений, реализующих мероприятия, предусмотренные п. 2 ч. 3 настоящей статьи (далее - мероприятия по модернизации здравоохранения).
Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 07 февраля 2011 г. N 60 "О порядке реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, проводимых в рамках региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации" перечень должностей специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, а также методика оценки их деятельности устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии с показателями оценки указанной деятельности, устанавливаемыми Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 01 июня 2011 г. N 155 утвержден Порядок реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи в 2011-2012 годах в рамках реализации Программы модернизации здравоохранения РК на 2011-2012 годы, утвержденной Постановлением Правительства РК от 31 декабря 2010 г. N 439.
Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что не менее 70 % средств, полученных из бюджета Фонда обязательного страхования на реализацию мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, направляются на оплату труда врачей -специалистов и специалистов со средним медицинским образованием, оказывающих амбулаторную медицинскую помощь. Аналогичные положения также содержатся в Порядке расходования средств на повышение доступности амбулаторной медицинской помощи по МБУ " ... " на 2012 год, утвержденном 10 января 2012 года главным врачом МБУ по согласованию с профсоюзным комитетом.
В соответствии с приложением N 1 к Порядку реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи должность врача акушера-гинеколога входит в перечень должностей врачей-специалистов с высшим медицинским образованием и специалистов со средним медицинским образованием, участвующих в мероприятиях по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи.
Согласно приказу МБУ " ... " от 10 января 2012 года N 12-а в целях реализации Территориальной программы государственных гарантий гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, повышения доступности амбулаторно-поликлинической помощи, приведения норм нагрузки врачей в соответствие с реальными затратами времени на выполнение работы по приему пациентов утверждены "Методика определения норм нагрузки врачей-специалистов амбулаторного приема в МБУ " ... " (приложение 1), "Расчетные нормы обслуживания для врачей МБУ " ... ", оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь на 2012 год (приложение 2), "Нормы нагрузки врачей-специалистов амбулаторного приема" (приложение 3), "Расчетные нормы обслуживания в дневных стационарах и число дней использования койки в 2012 году" (приложение 4).
Приказом МБУ " ... " от 10 января 2012 года N 5-а создана комиссия по расходованию средств на оплату услуг, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовый период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка в течение первого года жизни", и средств, поступивших в рамках Программы модернизации здравоохранения РК на 2011 -2012 годы. Комиссия создана, в том числе, с целью распределения средств между специалистами с высшим и средним медицинским образованием, участвующим в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи.
Как видно из таблицы "Показатели оценки деятельности специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи", утвержденной главным врачом МБУ 10 января 2012 года и согласованной с председателем профкома МБУ, одним из критериев оценки деятельности врача акушера-гинеколога является количество посещений, установлен норматив - 600 посещений в месяц на одного врача-специалиста.
Судом установлено, что данная цифра складывается на основании данных отчета оказания амбулаторно-поликлинических услуг " ... "за предыдущий год.
Из вышеуказанных документов следует, что денежные средства на стимулирующие выплаты, поступающие от Территориального ФОМСа, размер которых зависит и от количества указанных в статталонах посещений, распределяются вышеназванной комиссией по балльной системе. Выплаты зависят от стоимости одного балла на все учреждение за определенный месяц.
Основанием для назначения работнику стимулирующей выплаты является наличие трудовых отношений с работодателем, дополнительного соглашения к действующему на момент заключения трудовому договору между работодателем и работником, результаты его трудовой деятельности.
Положением об оплате труда работников МБУ " ... ", утвержденным главным врачом МБУ " ... " 16 марта 2012 г., регулируется оплата труда работников МБУ " ... " при заключении с ними трудовых договоров.
Согласно п. 3 Дополнительных соглашений к трудовому договору, заключенных работодателем с Тюрбеевой Э.С. в 2009-2012 г.г., за оказание амбулаторной медицинской помощи, в соответствии со стандартами её оказания, при соблюдении им показателей оценки деятельности специалистов с высшим медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, определенного настоящим дополнительным соглашением, работодатель обязуется ежемесячно выплачивать работнику надбавку стимулирующего характера к заработной плате в размере, определяемом в соответствии с порядком расходования средств на повышение доступности амбулаторной медицинской помощи медицинскому персоналу за счет средств, поступивших в учреждение по программе модернизации.
Стороны подтвердили, что истица получала указанные в дополнительных соглашениях надбавки в установленном порядке и размерах, в том числе получила надбавку за фактически неоказанную услугу пациенту " ... " в мае-июне 2012 г.
Согласно пункту 2.17 должностной инструкции врача акушера - гинеколога, утвержденной приказом Главного врача, в обязанности врача акушера - гинеколога входит ведение учетно - отчетной статистической документации своей деятельности и представление отчетности в соответствии с установленным порядком.
Таким образом, врач акушер-гинеколог в силу своей должности обязан контролировать и проверять правильность заполнения статистических талонов.
С данной инструкцией врач Тюрбеева Э.С. была ознакомлена под роспись.
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, в отчетный период с 21 мая 2012 г. по 20 июня 2012 г. в базу застрахованных лиц по программе "Электронная медицина" по участковому отделению врача Тюрбеевой Э.С. был оформлен талон амбулаторного пациента на " ... "., в который внесены сведения о посещении и оказании ей медицинской помощи в связи с заболеваниями. На основании талона внесены сведения в реестр персонифицированных счетов пролеченных больных за указанный период для последующей оплаты МБУ " ... ", являющихся распорядителями денежных средств, выделяемых ФОМС РК страховым организациям за оказанную медицинскую помощь.
Приказом МБУ " ... " от " ... "2012 г. врачебной комиссии МБУ " ... " поручено провести служебное расследование по факту фальсификации медицинской документации, заместителю главного врача Манджиковой С.О. представить членам врачебной комиссии объяснительные записки медицинских работников.
Согласно протоколу заседания врачебной комиссии МБУ " ... " от " ... "2012 г. N 10 по результатам служебной проверки комиссией было принято решение о признании действительным факта фальсификации первичной документации, выявленной в ходе целевой экспертизы качества медицинской помощи, проведенной ЗАО СК "Солидарность для жизни", и о разрешении вопроса о назначении выговора врачу акушеру - гинекологу Тюрбеевой Э.С.
Таким образом, невыполнение истицей обязанностей по контролю за заполнением статистического талона амбулаторного пациента свидетельствует о нарушении ею должностных обязанностей, предусмотренных пунктом 2.17 должностной инструкции, и совершении ею дисциплинарного проступка, выразившегося в ненадлежащем исполнении возложенных на нее трудовых обязанностей.
Доводы истицы о том, что в ее действиях виновного неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на нее трудовых обязанностей, в том числе должностной инструкции, правил внутреннего трудового распорядка, приказов работодателя, не имеется, поскольку статталон она не заполняла, указаний на его оформление акушерке не давала, являются необоснованными.
При таких данных у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для признания результатов служебной проверки, оформленной протоколом заседания врачебной комиссии, недействительными или незаконными, поскольку обстоятельства, установленные служебной проверкой соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Доводы истицы о том, что она не заполняла талоны, они могли быть заполнены иными лицами, судебная коллегия оценивает критически, поскольку в силу должностной инструкции ответственность за ведение учетно-статистической документации несет врач акушер-гинеколог. Кроме того, в судебном заседании апелляционной инстанции истица подтвердила, что до июля месяца 2012 г. в ее практике были случаи заполнения талонов на пациентов, фактически не проходивших амбулаторный прием.
При определении вида дисциплинарного взыскания ответчиком учтены тяжесть нарушений, допущенных истицей в работе, обстоятельства, при которых они были совершены, отношение к труду.
Порядок наложения дисциплинарного взыскания - выговора, предусмотренного статьей 193 ТК РФ, ответчиком соблюден.
Вывод суда первой инстанции о том, что приказ о наложении дисциплинарного взыскания не содержит указания на место и время совершения дисциплинарного проступка, его описание, какие конкретно обязанности, предусмотренные трудовым договором или должностной инструкцией, истица не исполнила, является незаконным и необоснованным.
Как следует из материалов дела, основанием для возбуждения дисциплинарного производства явились результаты целевой экспертизы качества оказания МБУ " ... " медицинской помощи, проведенной ЗАО СК " ... ". По данному факту была проведена врачебная служебная проверка, которая установила обстоятельства совершения истицей дисциплинарного проступка, и именно по этим обстоятельствам врач Тюрбеева Э.С. представляла работодателю объяснительную, в которой давала пояснения по фактам фальсификации медицинских документов, установленных экспертизой ЗАО МСК " ... ", и знала о причине привлечения её к дисциплинарной ответственности.
При таких данных решение Элистинского городского суда от 26 ноября 2012 г. подлежит отмене с отказом в удовлетворении исковых требований Тюрбеевой Э.С. о признании незаконным приказа главного врача МБУ " ... " N" ... " от " ... "2012 г. "О дисциплинарном взыскании" и компенсации морального вреда.
Руководствуясь п. 2 ст. 328, ст.ст. 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Элистинского городского суда от 26 ноября 2012 г. отменить.
В удовлетворении исковых требований Тюрбеевой Э.С. к Муниципальному бюджетному учреждению " ... " о признании приказа главного врача МБУ " ... " N" ... " от " ... "2012 г. "О дисциплинарном взыскании" незаконным и взыскании компенсации морального вреда отказать.
Апелляционную жалобу ответчика удовлетворить.
Председательствующий Л.Л. Лиджеева
Судьи Б.Д. Дорджиев
А.В. Сангаджиев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.