Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Пюрвеевой А.А.,
судей Басанговой И.Б. и Шовгуровой Т.А.
при секретаре Озаевой Д.В.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по заявлению Мучкаева Очира Очировича об обжаловании решения жилищно-бытовой комиссии при Администрации Троицкого сельского муниципального образования Республики Калмыкия об отказе в восстановлении в льготной очереди на получение жилья по апелляционной жалобе заявителя Мучкаева О.О. на решение Целинного районного суда РК от 8 апреля 2013 года.
Заслушав доклад судьи Пюрвеевой А.А., объяснение заявителя Мучкаева О.О., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Мучкаев О.О. обратился в суд с заявлением, обжалуя решение жилищно-бытовой комиссии (далее - ЖБК) при Администрации Троицкого сельского муниципального образования РК об отказе в восстановлении в льготной очереди на получение жилья.
В обоснование требований указал, он проходил военную службу в Демократической Республике Афганистан, является ветераном боевых действий. В 1987 году по месту жительства он оформил необходимые документы для постановки на льготную очередь на получение жилья. В декабре 2012 года при обращении в администрацию района о продвижении льготной очереди, выяснил, что на таком учете он не состоит, жилищно-бытовая комиссия сведениями о постановке на учет не располагает. С рождения и по настоящее время он проживает в доме родителей, расположенном по адресу: ***. Кроме него, на указанной жилплощади проживают 6 человек. В связи с выездом за пределы республики он долгое время не интересовался вопросом продвижения его в льготной очереди. Просит признать незаконным решение ЖБК при Администрации Троицкого СМО об отказе в восстановлении его в льготной очереди как ветерана боевых действий.
В судебном заседании заявитель Мучкаев О.О. поддержал заявленные требования, пояснив, что после постановки его на учет для получения жилья по льготной очереди, он ежегодно проходил перерегистрацию. Последний раз проходил перерегистрацию в 1996-1997 гг. Каких-либо документов, подтверждающих постановку его в льготной очереди на получение жилья, он не имеет.
Представитель Администрации Троицкого СМО РК Соколова С.Т. пояснила, что жилищно-бытовая комиссия не располагает сведениями о постановке Мучкаева О.О. на учет в льготной очереди на получение жилья, как ветерана боевых действий. Не имеется таких сведений и в архиве Целинного района РК. С 2005 года, с периодичностью 1 раз в 3 года, проводилась перерегистрация лиц по льготной очереди: в 2005, 2007 и 2010 гг. Мучкаев О.О. такую перерегистрацию не проходил. Указанная категория лиц, принятая на учет в 1980-х годах, уже получила жилье. В настоящее время в льготной очереди находятся граждане, ставшие на учет с 2000 г. Считает решение комиссии правомерным.
Решением Целинного районного суда Республики Калмыкия от 8 апреля 2013 г. в удовлетворении заявленных требований Мучкаева Очира Очировича отказано.
В апелляционной жалобе заявитель Мучкаев О.О. просит решение суда отменить и удовлетворить его требования. Указывает, что он, как ветеран боевых действий состоял в льготной очереди на получение жилья с 1987 года и периодически проходил перерегистрацию до 2000 г. Не его вина, что в архивном отделе утерян список очередников с указанием его фамилии. Оснований не верить показаниям свидетелей у суда не было оснований.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения заявителя Мучкаева О.О., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не находит.
Подпунктом "ж" пункта 1 Постановления Совета Министров СССР от 17 января 1983 года N59-27 "О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистана и их семьям" военнослужащим, уволенным с действительной военной службы, предоставляется право на первоочередное обеспечение жилой площадью.
В соответствии со статьями 30, 31 ЖК РСФСР, (ЖК РСФСР действовал на момент возникновения спорных правоотношений и до 1 марта 2005 года), учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществлялся, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях и в порядке, устанавливаемых Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР, граждане могли быть приняты на учет и не по месту их жительства. Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществлялось по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также определения очередности предоставления гражданам жилых помещений устанавливался законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производилось по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматривается в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов, на предприятие, в учреждение, организацию. О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 года N335 " О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР" утверждены Примерные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР.
Пункты 9-10 Правил аналогичны приведенным нормам ЖК РСФСР.
Согласно пунктам 11-19 Правил ведение учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется: в исполнительных комитетах местных Советов народных депутатов - отделами по учету и распределению жилой площади или специально назначенными должностными лицами. Для принятия на учет гражданином подается заявление. К заявлению прилагаются: выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета и, в необходимых случаях, справки бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса. Заявление регистрируется в Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая ведется по установленной форме. Поступившее заявление гражданина о постановке на учет для улучшения жилищных условий тщательно проверяется в исполнительном комитете местного Совета народных депутатов общественной комиссией по жилищным вопросам с составлением акта проверки жилищных условий по установленной форме. После этого соответствующая комиссия рассматривает заявление и материалы проверки жилищных условий и вносит предложение о принятии гражданина на учет или отказе в постановке на учет соответственно исполнительному комитету местного Совета народных депутатов. Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов. Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов, и о принятом решении сообщается гражданам в письменной форме. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведется по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки включаются граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений. Копии списков граждан, принятых на учет для получения жилых помещений на предприятиях, в учреждениях, организациях, передаются в исполнительный комитет местного Совета народных депутатов. Принятые на учет граждане включаются в Книгу учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая ведется в исполнительном комитете местного Совета народных депутатов, на предприятии, в учреждении, организации как документ строгой отчетности по установленной форме. На каждого гражданина, принятого на учет для улучшения жилищных условий, заводится учетное дело, в котором должны содержаться все необходимые документы, являющиеся основанием для постановки на учет. Ежегодно в период с 1 января по 1 апреля исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов проводят перерегистрацию граждан, состоящих на учете для улучшения жилищных условий. В ходе перерегистрации при необходимости дополнительно проверяются жилищные условия очередников.
Из приведенных положений нормативно-правовых актов следует, что доказательствами, подтверждающими факт постановки гражданина на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий являются: решение местного органа о постановке гражданина на учет; копии списков граждан, принятых на учет для получения жилых помещений; книга учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий; материалы учетного дела; документы о ежегодной перерегистрации гражданина, состоящего на учете либо документы о снятии гражданина с такого учета.
В судебных заседаниях суда первой и апелляционной инстанций, заявитель Мучкаев О.О. утверждал, что в 1987 году он оформил необходимые документы для принятия его на учет по льготной очереди как ветерана боевых действий, с этого момента состоял на учете и проходил регистрацию, последний раз в 1996-1997 годах. В апелляционной жалобе указал, что проходил перерегистрацию до 2000 года.
При этом документов, свидетельствующих о его постановке на учет, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ни в суд первой, апелляционной инстанций он не представил.
Федеральный закон "О ветеранах" N5-ФЗ принят Государственной Думой 16 декабря 1994 года и введен в действие с 25 января 1995 года. Статьей 1 указанного закона устанавливались категории ветеранов, в том числе категория ветеранов боевых действий на территориях других государств.
В соответствии со статьей 16 данного закона, ветеранам боевых действий на территориях других государств (далее - ветераны боевых действий) предоставляются права и льготы, в том числе первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Из объяснений представителя Администрации Троицкого СМО РК Соколовой С.Т., следует, что каких-либо сведений о постановке заявителя на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как военнослужащего, находившегося на действительной военной службе в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан, ветерана боевых действий, жилищно-бытовая комиссия не располагает. Среди лиц льготной категории, ставших на учет в 1980-х годах, Мучкаев О.О. не значится. С 2005 года жилищно-бытовая комиссия раз в три года проводила перерегистрацию льготной категории граждан в 2005, 2007, 2010 годах, Мучкаев О.О. в такой перерегистрации не участвовал.
Сообщением архивного дела Администрации Целинного РМО РК от 14 декабря 2012 г. подтверждено, что сведения, подтверждающие постановку Мучкаева О.О. на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также снятии его с учета в период с 1984-1990, 1993-2003 гг., в архивном отделе не имеется.
С учетом изложенного, довод жалобы об утере списков очередников в архивном отделе, голословен.
Принимая во внимание положения нормативно-правовых актов, сами по себе свидетельские показания, в силу положений ст. 60 ГПК РФ не могут свидетельствовать о постановке заявителя на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как ветерана боевых действий, в связи с чем ссылка в жалобе на отсутствие оснований не верить показаниям свидетелей Бадмаева Б.А. и Бембеева И.М., несостоятельна.
Более того, как правильно указал суд, эти свидетели подтвердили лишь прохождение Мучкаевым О.О. действительной военной службы на территории Афганистан. Каких-либо достоверных сведений о постановке заявителя на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий они не привели.
Таким образом, ссылка в жалобе на то, что Мучкаев О.О. состоял в льготной очереди на получение жилья с 1987 года и периодически проходил перерегистрацию до 2000 г. не основана на материалах дела.
Следовательно, вывод суда об отсутствии у жилищно-бытовой комиссии оснований для восстановления Мучкаева О.О. в льготной очереди на получение жилья как ветерана боевых действий, является законным и обоснованным. Оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Целинного районного суда РК от 8 апреля 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий А.А. Пюрвеева
Судьи И.Б. Басангова
Т.А. Шовгурова
"копия верна",судья: А.А. Пюрвеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.