СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Сажина А.В.,
судей Слободянюк Т.А., Тебеньковой Л.Г.,
при секретаре Шелеповой Н.В.,
рассмотрела в судебном заседании 11 февраля 2013 года дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования городского округа "Ухта" на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 10 декабря 2012 года, которым
обязана администрация муниципального образования городского округа "Ухта" предоставить Стрельцовой О.А., ... года рождения, вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам, в г. ... и подчиненных территориях на условиях договора социального найма на состав семьи ... человек, размером не менее 33 кв.м общей площади.
Заслушав доклад судьи Слободянюк Т.А., объяснения прокурора Чершкуте Я.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Ухты в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ обратился в Ухтинский суд в интересах Стрельцовой О.А. с требованием об обязании администрации МОГО "Ухта" предоставить во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма на состав семьи ... человек, как лицу из числа детей-сирот не менее 33 кв. м. В обоснование требований указал, что Стрельцова О.А. включена в список нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проживает в частном доме, жилых помещений в собственности Стрельцова О.А. не имеет, жильем до настоящего времени не обеспечена.
В судебном заседании прокурор Султанов Т.Ф. на заявленных требованиях настаивал.
Стрельцова О.А. заявление прокурора поддерживает в полном объеме.
Представитель администрации МОГО "Ухта" Строк Е.В., действуя на основании доверенности, иск признала в части права Стрельцовой О.А. на получение во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда, как незаконное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле, которые были надлежащим образом извещены о дне и месте проведения судебного заседания и не явились в суд.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Из обстоятельств дела следует, что Стрельцова О.А. ... года рождения, является сиротой. Мать истца ... Л.Ф. умерла "Дата обезличена"., отец - ... А.М. умер "Дата обезличена".
На основании постановления Главы администрации МО "Город Ухта" от "Дата обезличена". "Номер обезличен" Стрельцова О.А. передана под опеку ... В.Ф., проживала в квартире опекуна по адресу: "Адрес обезличен". С "Дата обезличена" по "Дата обезличена" проходила обучение в ГОУ НПО " ... ", находилась на полном государственном обеспечении.
В настоящее время Стрельцова О.А. зарегистрирована по месту пребывания с "Дата обезличена". по "Дата обезличена". и проживает по адресу: "Адрес обезличен".
По сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Коми от "Дата обезличена" "Номер обезличен", сведения о наличии в собственности Стрельцовой О.А. недвижимого имущества отсутствуют.
Постановлением и.о. руководителя администрации МОГО "Ухта" от "Дата обезличена" "Номер обезличен" Стрельцова О.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, на внеочередное предоставление жилья.
Принимая во внимание то обстоятельство, что истец, как лицо, оставшееся без попечения родителей, в собственности жилого помещения не имеет и на условиях договора социального найма жилое помещение ей не предоставлено, то есть обязательства по обеспечению Стрельцовой О.А. жильем согласно имеющейся льготы государством не выполнены, суд пришел к выводу о возложении обязанности на ответчика по предоставлению жилого помещения.
Вывод суда согласуется с установленными по делу обстоятельствами, отвечает требованиям закона, подлежащего применению, и является правильным.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно положениям ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
С учетом правил приведенной статьи, дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с установленными предписаниями принят Закон Республики Коми от 22.11.2010 N 139-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма".
На основании статьи 3 Закона Республики Коми от 22.11.2010 N 139-РЗ включение граждан в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органом местного самоуправления: 1) по месту выявления и первичного учета на территории Республики Коми или по последнему месту проживания в семье опекуна (попечителя) - для граждан, не имеющих закрепленного жилого помещения; 2) по месту нахождения закрепленного жилого помещения, находящегося в собственности граждан, признанного в установленном порядке непригодным для постоянного проживания, или по последнему месту проживания в семье опекуна (попечителя) - для граждан, имеющих закрепленное жилое помещение, находящееся в собственности граждан, признанное в установленном порядке непригодным для постоянного проживания; 3) по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья, иное) - для граждан, местом выявления и первичного учета которых не является территория Республики Коми, а также граждан, местом выявления и первичного учета которых являются населенные пункты, признанные в установленном порядке закрывающимися.
Поскольку Стрельцова О.А. имеет право на предоставление жилого помещения как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом не имеет закрепленного жилья, пригодного для проживания, в установленном законом порядке жильем не обеспечена, суд правомерно удовлетворил требования прокурора г. Ухты и возложил обязанность по предоставлению Стрельцовой О.А. жилого помещения на администрацию муниципального образования городского округа "Ухта".
Доводы жалобы о том, что суд принятым решением разрешил вопрос о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле: Министерства финансов РК и Агентства РК по социальному развитию, судебной коллегией отклоняются как необоснованные, поскольку постановленное судом решение какими-либо правами указанных лиц не наделяло, каких-либо обязанностей на них не возлагало и в каких-либо правах не ограничивало.
Ссылка в жалобе на отсутствие соответствующего финансирования из республиканского бюджета в местный бюджет, несостоятельна. Отсутствие у органа местного самоуправления достаточных денежных средств для исполнения решения суда не является основанием для освобождения администрации муниципального образования городского округа "Ухта" от возложенной на нее обязанности.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст.330 Гражданского процессуального кодекса РФ, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 10 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования городского округа "Ухта" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.