СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Юдина А.В.,
судей Алексеевой С.Ф., Костенко Е.Л.,
при секретаре Старцевой Е.В.,
с участием прокурора Юдина А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 25 февраля 2013 года дело по апелляционной жалобе Палевой А.И. и апелляционному представлению прокурора Усть-Куломского района на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 07 ноября 2012 года, по которому
в удовлетворении заявленных в интересах Палевой А.И. к Администрации МО ГО "Сыктывкар" исковых требований прокурору Усть-Куломского района - отказано.
Заслушав доклад судьи Костенко Е.Л., объяснения Палевой А.И. и ее представителя Кузнецовой Г.Н., прокурора Юдина А.В., представителя администрации МО ГО "Сыктывкар" Вахнина П.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Усть-Куломского района обратился в суд в защиту прав и законных интересов Палевой А.И. с иском к администрации МО ГО "Сыктывкар" об обязании поставить Палеву А.И. в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, во внеочередном порядке; о предоставлении Палевой А.И. благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам, установленным жилищным законодательством, расположенного на территории г. Сыктывкара, на условиях договора социального найма, во внеочередном порядке, не менее ... кв.м. общей площади.
Определением суда от 20 сентября 2012 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация МР "Усть-Куломский".
Представитель прокуратуры и Палева А.И. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивали.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал.
Судом принято указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Палева А.И. и в апелляционном представлении прокурор Усть-Куломского района ставят вопрос об отмене состоявшегося решения суда, как постановленного с нарушением норм материального права.
В порядке требований ст.327 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, извещались судом апелляционной инстанции, однако, представитель администрации МР "Усть-Куломский" участия в судебном заседании не принимал.
Поскольку неявка лиц, участвующих в деле, не является препятствием к рассмотрению дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации МР "Усть-Куломский".
Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы и апелляционного представления, обсудив их, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Палева (Кочанова) А.И. "Дата обезличена" года рождения относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением Главы администрации ... "Номер обезличен" от "Дата обезличена". за несовершеннолетними Кочановой А.И., "Дата обезличена". рождения и Кочановым В.И., "Дата обезличена". рождения сохранено право собственности на жилое помещение в "Адрес обезличен".
В период времени с "Дата обезличена" года, после окончания средней общеобразовательной школы, истец проходила обучение в ...
Вступившим в законную силу решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 25.10.2010г. Палевой А.И. было отказано в удовлетворении иска к Агентству Республики Коми по социальному развитию о признании незаконным отказа в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении государственного жилищного фонда по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей и возложении обязанности принять на соответствующий учет. При этом судом было установлено, что "Дата обезличена". Палева А.И. обратилась в Агентство Республики Коми по социальному развитию с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении государственного жилищного фонда. Приказом "Номер обезличен" от "Дата обезличена". Палевой А.И. было отказано в постановке на данный учет по причине наличия права пользования жилым помещением по месту регистрации, по адресу: "Адрес обезличен" которое в соответствии с актом обследования и заключения межведомственной комиссии от "Дата обезличена". "Номер обезличен" признано пригодным для постоянного проживания. Как следует из решения суда, актом обследования и заключением межведомственной комиссии "Номер обезличен" от "Дата обезличена". помещения жилого дома "Адрес обезличен" признаны пригодными для постоянного проживания.
Решением Усть-Куломского районного суда Республики Коми от 28.04.2012г. Палевой А.И. было отказано в удовлетворении исковых требований к администрации МР "Усть-Куломский" о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей и предоставлении жилого помещения. Как следует из мотивировочной части решения, основанием к отказу явились ранее установленные обстоятельства, а именно наличие у истца права пользования жилым помещением по месту регистрации и пригодность данного жилого помещения для проживания.
Решение суда вступило в законную силу.
Заключением межведомственной комиссии, назначенной постановлением главы ... от "Дата обезличена"., помещения жилого дома "Адрес обезличен" признаны непригодными для постоянного проживания.
Постановлением Главы ... от "Дата обезличена". "Номер обезличен" на основании представления прокурора Усть-Куломского района отменено постановление Главы администрации ... "Номер обезличен" от "Дата обезличена". "О сохранении права пользования на жилое помещение за несовершеннолетними".
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что право Палевой А.И. на обеспечение жильем из состава муниципального жилищного фонда, принадлежащего АМО ГО "Сыктывкар" в порядке п.п. 2 п. 2, п. 3 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, ч.2 п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Законов Республики Коми N 54-РЗ от 04.07.2006 года, N 139-РЗ от 22.11.2010г., не нашло своего достаточного подтверждения.
Суд также пришел к выводу о том, что предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится органами местного самоуправления, по месту их выявления. При этом сам по себе факт перемены таким лицом места жительства не является основанием для возложения такой обязанности на органы местного самоуправления по последнему известному месту жительства указанного лица. За истцом в установленном порядке было закреплено жилое помещение на территории Усть-Куломского района, которое до утраты ею статуса ребенка-сироты ( "Дата обезличена".), являлось пригодным для проживания. Обеспеченность жилой площадью ниже установленных норм в данном жилом помещении порождала основания для сохранения за истцом права состоять на учете нуждающихся, на территории района по иным основаниям, нежели заявленные прокурором как основания настоящего иска.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, поскольку они основаны на неправильном применении и толковании норм материального закона.
Согласно положениям абзаца 2 п.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции на дату возникновения спорных правоотношений) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
С учетом правил приведенной статьи, дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Дополнительная гарантия в получении жилого помещения лицам, имеющим закрепленные жилые помещения, установлена Законом Республики Коми от 22 ноября 2010 года N 139-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма".
Частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В силу ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в частности, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст.51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Решением Усть-Куломского районного суда Республики Коми от 19.01.2010г., вступившим в законную силу, Кочанова (Палева) А.И. признана лицом, нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, поскольку на каждого члена семьи, обладающего правом пользования жилым помещением по адресу: с "Адрес обезличен", приходится жилой площади менее учетной нормы.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2011 г. N 746-О-О "По жалобе гражданина Юнусова Льва Львовича на нарушение его конституционных прав пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации" (пункт 2.2), поскольку положения пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" регулируют, по сути, те же отношения, что и пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в силу принципа "Lex posterior derogat legi priori" ("Последующий закон отменяет предыдущий") в случае сомнения относительно соответствия указанных положений нормам Жилищного кодекса Российской Федерации суды и другие правоприменительные органы должны исходить из того, что приоритет имеют нормы Жилищного кодекса Российской Федерации как федерального закона, принятого позднее.
Судом не было учтено, что Палева А.И., относящаяся к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанная в установленном решением суда порядке нуждающейся в жилом помещении до достижения 23-летнего возраста, в силу норм Жилищного кодекса РФ, имеющего приоритетное значение, имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с требованиями статьи 2 Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года N 139-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма" жилыми помещениями обеспечиваются граждане, не имеющие закрепленного жилого помещения или имеющие закрепленное жилое помещение, признанные нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации (часть 1). Обеспечение граждан жилыми помещениями осуществляется органами местного самоуправления путем предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма (часть 2). Обеспечение граждан жилыми помещениями осуществляется по окончании пребывания в образовательном учреждении или в учреждении социального обслуживания, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (часть 3). В случае если на дату окончания пребывания в образовательном учреждении или в учреждении социального обслуживания, либо на дату окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, гражданин достиг возраста 23 лет, право на обращение по вопросу обеспечения жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом сохраняется в течение двух месяцев со дня наступления указанных обстоятельств (часть 4).
Выводы суда о том, что сам по себе факт перемены таким лицом места жительства не является основанием для возложения такой обязанности на органы местного самоуправления по последнему известному месту жительства указанного лица, сделаны преждевременно и не могут являться основаниями к отказу в иске.
Пункт 1 части первой статьи 3 Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года N 139-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма" гласит, что включение граждан в список нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан, поданных ими по форме согласно приложению 1 к Закону в соответствующий орган местного самоуправления по месту выявления и первичного учета на территории Республики Коми или по последнему месту проживания в семье опекуна (попечителя) - для граждан, не имеющих закрепленного жилого помещения.
При этом постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 20.05.2011 "По делу о проверке конституционности пунктов 1 и 2 части первой статьи 3 Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года N 139-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма" по жалобам граждан Купцовой Олеси Олеговны и Шебыревой Татьяны Вячеславовны" пункт 1 части первой статьи 3 Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года N 139-РЗ в той мере, в какой он допускает включение не имеющих закрепленного жилого помещения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилого фонда, предоставляемых по договорам социального найма, по месту выявления и первичного учета указанных лиц на территории Республики Коми, а также позволяет игнорировать принцип реальной направленности оказания социальной помощи и не учитывать законные интересы граждан, обеспеченные федеральным законодательством, признан не соответствующим Конституции Республики Коми, ее статьям 17 (части 1 и 2), 64 (часть 2) и 65 (часть 1).
Из мотивировочной части постановления Конституционного Суда Республики Коми от 20.05.2011 следует, что ни сам Закон, ни буквальное толкование оспариваемой нормы не дают оснований для столь однозначного ее применения. С учетом социальной и жилищно-правовой направленности проверяемого Закона под местом выявления и первичного учета можно понимать также и место жительства гражданина в момент обретения им статуса лица, оставшегося без попечения родителей, и место жительства в момент обозначения своих претензий на получение жилья в соответствии с этим Законом.
Кроме того, приведенный выше Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" недвусмысленно и императивно предусматривает обязанность обеспечения жильем таких лиц, не имеющих закрепленного жилого помещения, по месту их жительства.
Исходя из фактических обстоятельств, постоянным местом жительства Палевой А.И. с "Дата обезличена" года является г. Сыктывкар, где она создала семью и имеет постоянное место работы.
Таким образом, Палева А.И. имеет право на включение в список и получение жилого помещения муниципального жилого фонда, предоставляемого по договору социального найма, по месту фактического проживания, на территории г.Сыктывкара.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции нельзя признать законным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 07 ноября 2012 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым исковые требования прокурора Усть-Куломского района в защиту прав и законных интересов Палевой А.И. удовлетворить.
Обязать администрацию МО ГО "Сыктывкар" поставить Палеву А.И. в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, во внеочередном порядке.
Обязать администрацию МО ГО "Сыктывкар" предоставить Палевой А.И. благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, установленным жилищным законодательством, расположенное на территории г. Сыктывкара, на условиях договора социального найма, во внеочередном порядке, не менее ... кв.м. общей площади.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.