СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Семенчиной Л.А.,
судей Орловой И.А., Захваткина И.В.,
при секретаре Забоевой Н.Ю.
рассмотрела в судебном заседании 4 февраля 2013 г. гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми
на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 7 ноября 2012 г., которым
Акжигитова В.Б. восстановлена в очереди на получение государственного жилищного сертификата для приобретения (строительства) жилья за пределами районов Крайнего Севера с датой постановки на учет "Дата обезличена"
Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми обязано выдать Акжигитовой В.Б. государственный жилищный сертификат для приобретения (строительства) жилья за пределами районов Крайнего Севера в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" выпуска 2012 г.
Заслушав доклад судьи Семенчиной Л.А., объяснения представителя Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми Зиновьевой О.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Акжигитова предъявила в суде иск к Администрации муниципального образования городского округа "Воркута" и Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми, в котором просила восстановить ее в очередь на получение государственного жилищного сертификата и обязать Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми предоставить ей государственный жилищный сертификат на приобретение жилья за пределами Республики Коми выпуска 2012 г.
В обоснование иска Акжигитова указала, что состояла на учете для получения жилищного сертификата на приобретение жилья за пределами районов Крайнего Севера. В предоставлении государственного жилищного сертификата отказано в связи с отсутствием необходимой продолжительности стажа работы в районах Крайнего Севера. Полагает, что все условия по состоянию на дату формирования общереспубликанской очереди "Дата обезличена" ею были соблюдены.
Определением Воркутинского городского суда к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Акжигитова Е.В., Акжигитов В.А., Акжигитов А.В.
Представитель Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми с иском не согласилась.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Министр архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми просит решение суда отменить, считая его неправильным, ссылаясь на отсутствие условия, позволяющего истице состоять на учете на переселение с датой постановки "Дата обезличена" и, соответственно, на получение жилищного сертификата выпуска 2012 года, - требуемой продолжительности стала работы в районах Крайнего Севера.
Заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
По делу установлено, что Акжигитова включена с "Дата обезличена" в очередь в администрации г. Воркуты на получение жилья за пределами города Воркуты за счет выделения безвозмездных субсидий Российской Федерации по категории "пенсионеры". На основании вступившего в законную силу решения ... суда от "Дата обезличена" П.В.А., "Дата обезличена" г.р., ... признан членом семьи Акжигитовой участника подпрограммы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N1050.
Акжигитова признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, получила уведомление Администрации МО ГО "Воркута" от "Дата обезличена" о включении в сводный список граждан-получателей сертификатов на 2012 год по Республике Коми.
Из содержания письма Минархстрой Республики Коми от "Дата обезличена" следует, что согласно общереспубликанским спискам граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, сформированным по состоянию на "Дата обезличена", "Дата обезличена", "Дата обезличена", "Дата обезличена", "Дата обезличена", "Дата обезличена", "Дата обезличена", "Дата обезличена", "Дата обезличена" Акжигитова поставлена на учет на переселение из районов Крайнего Севера приравненных к ним местностей "Дата обезличена"
По подсчетам ответчика общая продолжительность стажа работы Акжигитовой В.Б. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях по состоянию на "Дата обезличена" составила ... лет ... месяцев ... дней.
По подсчетам суда стаж работы Акжигитовой по состоянию на "Дата обезличена" составил ... лет ... месяца ... дней.
Суд признал, что имело место ошибочное включение при постановке Акжигитовой на учет периода работы в ... и периода обучения.
Вместе с тем, порядок подсчета стажа для постановки на учет для получения жилищной субсидии на день постановки истицы на учет не существовал. Обучение в учебном заведении согласно норм пенсионного законодательства включалось в стаж работы гражданина. При этом оснований полагать, что подсчет стажа для получения субсидии на постановки истицы на учет должен производиться применительно к подсчету стажа для назначения пенсии на льготных условиях, не имеется. Установление нормативного регулирования подсчета стажа в последующем не может служить основанием для ущемления прав граждан, право которых было признано в более ранний период.
Суд признал, что ошибочное включение в стаж периода работы в районе, не отнесенном к Крайнему северу не может быть основанием для отказа ей в выдаче государственного жилищного сертификата на приобретение жилья за пределами Республики Коми выпуска 2012 г.
При этом суд правомерно исходил из того, что Акжигитова прибыла в районы Крайнего Севера до "Дата обезличена", по состоянию на указанную дату имела общую продолжительность стажа работы в данной местности более ... календарных лет, жилья в других регионах Российской Федерации не имеет.
В период с "Дата обезличена" и по "Дата обезличена" решение об исключении Акжигитовой из очереди на получение сертификата администрацией не принималось, на недостаточность представленных документов при постановке на учет на основании заявления от "Дата обезличена" и после указанной даты истце не указывалось.
В период с даты постановки на учет истец проходила многократно перерегистрацию с предоставлением необходимых документов на получение жилья за пределами г. Воркуты.
Из учетного дела следует, что истец регулярно представляла необходимые документы при изменении места жительства и состава семьи. Доказательств фальсификации истицей документов при постановке на учет и перерегистрации при рассмотрении дела не установлено и суду ответчиками не представлено.
Решение об исключении Акжигитовой В.Б. из очереди на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами г. Воркуты принято "Дата обезличена" общественной комиссией по жилищным вопросам при администрации МО ГО "Воркута" только на основании письма Минархстрой РК от "Дата обезличена"
Акжигитова включена в очередь в администрации г. Воркуты на получение жилья за пределами города Воркуты за счет выделения безвозмездных субсидий Российской Федерации по категории "пенсионеры" (является пенсионером с "Дата обезличена").
В указанный выше список по категории "пенсионеры" включены граждане с датами постановки на учет по "Дата обезличена" Исходя из данных обстоятельств, суд первой инстанции признал требования Акжигитовой В.Б. о восстановлении в очередь с датой постановки на учет "Дата обезличена" и о выдаче государственного жилищного сертификата для приобретения (строительства) жилья за пределами районов Крайнего Севера в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" выпуска 2012 г. подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 1 Федерального Закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Ранее действовавший Федеральный закон от 25 июля 1998 года N 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" предусматривал, что правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладают граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации (ч. 1 ст. 1); средства федерального бюджета, предусмотренные на предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных в ним местностей, в объеме до 5 процентов используются на предоставление жилищных субсидий гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, нуждающимся в улучшении жилищных условий по новому месту жительства и имеющим в соответствии с данным Федеральным законом право на получение таких субсидий (ст. 2).
Нормативные правовые акты, действовавшие до вступления в силу названного Федерального закона, предоставляли право на получение за счет средств федерального бюджета безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 10 лет без ограничения датой приезда в районы Крайнего Севера (абзац четвертый пункта 5 Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 10 декабря 1993 года N 1278; абзац третий пункта 3 Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 года N 937; часть 2 статьи 5 Федерального закона от 17 августа 1996 года "О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году").
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года N 8-П "По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального Закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в связи с жалобами граждан С. и Х." часть первая статьи 1 и статьи 2 Федерального закона от 25 июля 1998 года признана не соответствующей Конституции РФ в той части, в какой предусмотренное ею требование о наличии минимального 15-летнего стажа работы (времени проживания) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающего право на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, распространяется на граждан, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели такое право при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 лет.
Из содержания указанного Постановления следует, что право гражданина на получение жилищной субсидии, приобретенное им до вступления в силу Федерального закона от 25 июля 1998 года, не может быть ограничено принятыми в дальнейшем законодательными актами. Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, означает, по существу, отмену для этих лиц права на получение жилищной субсидии, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, что несовместимо с требованиями, вытекающими из статей 1, 2, 18, 54, 55 и 57 Конституции Российской Федерации.
Суд первой инстанции правомерно учел, что истица в течение ... лет состояла в очереди лиц, желающих выехать за пределы районов Крайнего Севера. При этом современное исправление ошибки позволило бы истице реализовать свое право постановки на учет своевременно. Вместе с тем отказа государственного органа в признании права при истечение такого значительного периода с необходимостью повторного обращения с заявлением о постановке на учет после является несправедливым и не может быть признан законным.
Обстоятельства, имеющие значение для дела судом исследованы и установлены в полном объеме.
Приведенные в апелляционной жалобе ответчика доводы не могут быть основанием для отмены решения суда, поскольку при этом не основаны на установленных судом фактических обстоятельствах.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 7 ноября 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.