СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Юдина А.В.,
судей Ошманкевича Р.А., Слободянюк Т.А.,
при секретаре Старцевой Е.В.,
рассмотрела в судебном заседании 14 февраля 2013 года дело по апелляционной жалобе администрации муниципального района "Вуктыл" на решение Вуктыльского городского суда Республики Коми от 06 декабря 2012 года, которым
исковые требования прокурора г. Вуктыл Республики Коми в интересах Торопова Д.Ю. к администрации муниципального района "Вуктыл" - удовлетворены;
обязана администрация муниципального образования муниципального района "Вуктыл" предоставить Торопову Д.Ю., ... года рождения, на состав семьи ... человек благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, установленным жилищным законодательством, находящееся на территории муниципального образования муниципального района " ... " на условиях договора социального найма, не менее 33 квадратных метров общей площади.
Заслушав доклад судьи Слободянюк Т.А., заключение прокурора Юдина А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Вуктыл Республики Коми обратился в суд в защиту прав и законных интересов Торопова Д.Ю., ... года рождения с заявлением об обязании администрации муниципального района "Вуктыл" во внеочередном порядке предоставить Торопову Д.Ю. (состав семьи - ... человек) благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, установленным жилищным законодательством, находящееся на территории муниципального образования муниципального района " ... " на условиях договора социального найма, не менее 33 кв. метров общей площади.
В судебном заседании прокурор в полном объеме поддержал заявленные исковые требования.
Истец Торопов Д.Ю., а также представитель Межрайонного сектора опеки и попечительства отдела организации и координации деятельности по опеке и попечительству Агентства Республики Коми по социальному развитию (г. Вуктыл) настаивали на удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика в полном объеме не признал исковые требования.
Представитель третьего лица - Агентства Республики Коми по социальному развитию участия в судебном заседании не принимал, представил письменный отзыв на исковое заявление, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе администрация муниципального района "Вуктыл" просит отменить решение суда, как необоснованное. В своей жалобе заявитель указывает на то обстоятельство, что судом не определен источник финансирования предоставления истцу жилого помещения; не исследован факт наличия или отсутствия свободных жилых помещений по месту закрепления жилого помещения за Тороповым в п. ... и жилых помещений, предназначенных для обеспечения жильем лиц из числе детей, оставшихся без попечения родителей, в иных муниципальных образованиях, указывая на отсутствие в собственности администрации муниципального района "Вуктыл" жилищного фонда. При этом заявитель указал на отсутствие финансирования.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле, которые были надлежащим образом извещены о дне и месте проведения судебного заседания и не явились в суд.
В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Из материалов дела следует, что Торопов Д.Ю. является сиротой. Мать Торопова Д.Ю. - ... Г.М. умерла "Дата обезличена", сведения об отце, согласно справке о рождении, указаны со слов матери.
Согласно акту обследования жилого помещения сироты от "Дата обезличена", дом по адресу регистрации Торопова Д.Ю.: "Адрес обезличен", не пригоден для проживания в связи с ветхостью, что подтверждено, в том числе и актом комиссии от "Дата обезличена" с приложением фотоматериалов.
Согласно сведениям о регистрации, указанным в паспорте истца, он зарегистрирован по адресу: "Адрес обезличен", при том, что дома "Номер обезличен" по указанному адресу не существует, как следует из справки администрации сельского поселения " ... " от "Дата обезличена" "Номер обезличен" дом, который принадлежал Торопову Д.Ю., имел "Номер обезличен".
С "Дата обезличена" Торопов Д.Ю. проходил обучение в ГОУ " ... "; в период с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" обучался в ...
Согласно акту обследования жилого помещения от "Дата обезличена" администрации СП " ... " жилой дом, расположенный по адресу: "Адрес обезличен", находится в аварийном состоянии и для жилья непригоден.
В настоящее время Торопов Д.Ю. состоит в очереди на предоставление жилого помещения в администрации муниципального образования муниципального района "Вуктыл" под номером "Номер обезличен".
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно положениям ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
С учетом правил приведенной статьи, дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с установленными предписаниями принят Закон Республики Коми от 22.11.2010 N 139-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма".
На основании статьи 3 Закона Республики Коми от 22.11.2010 N 139-РЗ включение граждан в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органом местного самоуправления: 1) по месту выявления и первичного учета на территории Республики Коми или по последнему месту проживания в семье опекуна (попечителя) - для граждан, не имеющих закрепленного жилого помещения; 2) по месту нахождения закрепленного жилого помещения, находящегося в собственности граждан, признанного в установленном порядке непригодным для постоянного проживания, или по последнему месту проживания в семье опекуна (попечителя) - для граждан, имеющих закрепленное жилое помещение, находящееся в собственности граждан, признанное в установленном порядке непригодным для постоянного проживания; 3) по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья, иное) - для граждан, местом выявления и первичного учета которых не является территория Республики Коми, а также граждан, местом выявления и первичного учета которых являются населенные пункты, признанные в установленном порядке закрывающимися.
Установив, что истец Торопов Д.Ю. имеет право на предоставление жилого помещения как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом закрепленное за ним жилье признано непригодным для проживания, в установленном законом порядке жильем не обеспечен, состоит на учете лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, избрал постоянным местом жительства территорию муниципального района " ... ", суд правомерно удовлетворил требования прокурора г. Вуктыл и возложил обязанность по предоставлению истцу жилого помещения на администрацию муниципального района "Вуктыл".
Вывод суда согласуется с установленными по делу обстоятельствами, отвечает требованиям закона, подлежащего применению, и является правильным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не исследовался факт наличия или отсутствия свободных жилых помещений по месту закрепления жилого помещения за Тороповым в п. ... и жилых помещений, предназначенных для обеспечения жильем лиц из числе детей, оставшихся без попечения родителей, в иных муниципальных образованиях, со ссылкой также на отсутствие в собственности администрации муниципального района "Вуктыл" жилищного фонда и надлежащего финансирования, являются необоснованными. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей жилого помещения, не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия жилищного фонда или достаточных денежных средств.
Не может быть принят во внимание довод о том, что судом не определен источник финансирования предоставления истцу жилого помещения, поскольку обязанность по предоставлению жилья законом не связывается с наличием для этого достаточных средств и источников финансирования.
Указание в жалобе на отсутствие у прокурора полномочий по обращению в суд в интересах Торопова Д.Ю. основан на неправильном толковании норм права.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
К исковому заявлению приложено заявление Торопова Д.Ю. Прокурору г. Вуктыла с просьбой защитить его права по вопросу предоставления ему жилья.
Таким образом, довод апелляционной жалобы о том, что прокурор не вправе был обращаться в суд с настоящим иском, является необоснованным.
Иные доводы апелляционных жалоб по существу сводятся к переоценке выводов суда и не свидетельствуют о неправильности постановленного решения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Вуктыльского городского суда Республики Коми от 06 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального района "Вуктыл" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.