СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,
судей Костенко Е.Л., Орловой И.А.,
при секретаре Груздевой С.В.,
рассмотрела в судебном заседании 11 февраля 2013 года дело по апелляционной жалобе ГУ - Управление ПФР в городе Воркуте Республики Коми на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 12 ноября 2012 года, по которому
Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми обязано зачесть В. период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с 23.04.1982г. по 21.05.1984г. в стаж работы, дающей право на назначение пенсии в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", из расчёта один день военной службы за два дня работы (2 года 00 мес. 29 дней), установить В. стажевый коэффициент 0,68 по специальному стажу с 22 июня 2006 года бессрочно, произвести доплату трудовой пенсии за период с 22 июня 2006 года с учетом индексации на индексы роста потребительских цен по Республике Коми,
с Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Воркуте в пользу В. взысканы судебные расходы в размере ... рублей,
с Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми взыскана государственная пошлина в бюджет Муниципального образования городского округа "Воркута" в размере 200 рублей,
Заслушав доклад судьи Орловой И.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
В. А.А. обратился в суд с иском к ответчику о возложении обязанности зачесть период прохождения службы в Вооружённых Силах СССР с 23.04.1982г. по 21.05.1984г. в специальный стаж в двойном размере, произвести перерасчет пенсии и выплатить недоплату пенсии с 22.06.2006 года с учетом стажевого коэффициента 0,68 и индексации, взыскании судебных расходов в размере ... руб., ссылаясь на то, что при назначении пенсии ему не включен в специальный стаж работы период военной службы с 23.04.1982г. по 21.05.1984г. в двойном размере по призыву, что противоречит действовавшему на период прохождения службы законодательству, согласно которому служба в Советской Армии подлежала зачёту в специальный стаж работы в двойном размере.
Стороны участия в судебном заседании не принимали.
Представитель истца заявленные требования поддержала.
Суд принял указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Воркута просит отменить решение суда в связи с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия решение суда находит подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, В., "Дата обезличена" года рождения, является получателем трудовой пенсии по старости с 22.06.2006 года в соответствии с п.п.1 п.1 ст.27 Федерального Закона N 173-ФЗ от 17.12.2001г. "О трудовых пенсиях в РФ". Решением Воркутинского городского суда от 18.01.2012года по гражданскому делу N 2-372/2012 периоды прохождения службы в Вооруженных Силах СССР В. с 23.04.1982 года по 21.05.1984 года признаны стажем работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.п.1 п.1 ст. 27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года. На Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в г.Воркуте возложена обязанность зачесть периоды прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с 23.04.1982 года по 21.05.1984 года В. в стаж работы, дающей право на назначение пенсии в соответствии с п.п.1 п.1 ст. 27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года; произвести перерасчет размера пенсии с учетом стажевого коэффициента 0,66 с 22.06.2006 года и бессрочно.
При вынесении решения об удовлетворении исковых требований суд первой инстанции исходил из наличия правовых основания для включения периода прохождения службы в специальный стаж из расчета один день службы за два дня работы. Однако, по мнению судебной коллегии, таковые отсутствуют.
В соответствии с п. 1 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрена в связи с введением в действие настоящего Федерального закона оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. Согласно п. 3 указанной статьи в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, в которую включаются, в том числе служба в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Пунктом 4 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено исчисление периодов военной службы по призыву в двойном размере. Согласно данной норме под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до "Дата обезличена", в которую засчитываются периоды, предусмотренные нормами пенсионного законодательства, действовавшего до "Дата обезличена".
Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан" признана содержащаяся в пункте 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" норма в той части, в какой она во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 данного Федерального закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал исключает льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, не противоречащей Конституции Российской Федерации. Данная норма - по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм - не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.
Согласно Постановлению, сам по себе переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не противоречит Конституции Российской Федерации, однако вносимые законодателем изменения, в том числе в порядок подсчета общего трудового стажа, не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан.
В целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию статьей 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал и установлен перечень периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемых в общий трудовой стаж и учитываемых в календарном порядке (пункт 4).
Отменив льготное (кратное) исчисление общего трудового стажа и исключив из него некоторые периоды общественно полезной деятельности, в течение которых не уплачивались страховые взносы, законодатель придал норме пункта 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" обратную силу и распространил ее на граждан, приобретших пенсионные права до 1 января 2002 года. Вместе с тем, вводя новый порядок исчисления общего трудового стажа, он установил такой минимальный уровень пенсионного обеспечения (минимальный расчетный размер трудовой пенсии), который превышает ранее установленный максимальный размер трудовой пенсии и, во всяком случае, превышает уровень пенсионного обеспечения, исчисленный исходя из норм Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". При этом Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не содержит нормы, ограничивающей максимальный размер трудовой пенсии тремя (для отдельных категорий граждан - тремя с половиной) минимальными размерами пенсии, которая содержалась ранее в статье 18 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Более того, согласно пункту 8 статьи 30 названного Федерального закона расчетный пенсионный капитал, исчисленный в соответствии с ее пунктом 4, подлежит индексации по нормам данного Федерального закона за весь период с 1 января 2002 года до дня, с которого назначается страховая часть трудовой пенсии.
Признавая исковые требования обоснованными, суд сослался на положения Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", согласно ст. 94 которого военная служба по призыву подлежала исчислению в двойном размере. Вместе с тем оснований для применения данной нормы не имелось, исходя из того, что право истца на получение трудовой пенсии не оспаривалось. Включение периода службы в Армии в стаж исходя из предъявленных истцом требований необходимо для увеличения стажевого коэффициента, применение которого предусмотрено ст. 30 Федерального закона при конвертации пенсионных прав на 1 января 2002 года.
Преобразование пенсионных прав для определения размера пенсии Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" не регулировалось и впервые понятие конвертации введено законодателем после признания данного закона утратившим силу.
Порядок льготного исчисления периода прохождения гражданами военной службы по призыву установлен п. 3 ст. 10 Закона Российской Федерации от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". Указанный Федеральный закон, вступивший в силу до введения законодателем нового правого регулирования в области пенсионного обеспечения, не определяет порядок учета службы в армии при преобразовании пенсионных прав граждан для определения размера пенсионного капитала. Предусмотренное исчисление времени нахождения граждан на военной службе по призыву из расчета один день военной службы за два дня работы согласно данной норме имеет отношение к стажу работы по специальности. Вместе с тем в соответствии со статьями 27 и 27.1 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" основанием для досрочного назначения трудовой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда. Из чего следует, что стаж работы по специальности применительно к пенсионному законодательству значения не имеет.
Изложенное свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, в связи с чем решение суда подлежит отмене с вынесением нового об отказе в их удовлетворении.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 12 ноября 2012 года отменить.
Вынести по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований В. к ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми о признании периода прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с 23.04.1982г. по 21.05.1984г. подлежащим зачету в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в двойном размере из расчета 1 день службы за 2 дня работы, об обязании зачесть период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с 23.04.1982г. по 21.05.1984г. в специальный стаж по Списку N1 в двойном размере из расчета 1 день службы за 2 дня работы, об обязании произвести перерасчет пенсии с учетом стажевого коэффициента 0,68 с 22.06.2006 года и бессрочно, об обязании выплатить недополученную сумму пенсии за период с 22.06.2006 года по день рассмотрения дела в суде с индексацией, взыскании расходов на оплату услуг представителя в сумме ... отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.