СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Юдина А.В.
судей Головкова В.Л., Костенко Е.Л.
при секретаре Старцевой Е.В.
рассмотрела в судебном заседании 31 января 2013 года дело по апелляционной жалобе Марковой В.А. на решение Воркутинского городского суда РК от 7 ноября 2012 года, которым
отказано Марковой В.А. в удовлетворении заявления о признании неправомерным решения общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации МО ГО "Воркута" от 23.12.2011 г., которым она снята с очереди на получение жилищной субсидии на приобретение или строительство жилых помещений граждан Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в составе семьи М.П.П.; о признании неправомерным решения комиссии по жилищным вопросам при Администрации МО ГО "Воркута" от 20.07.2012 г. об отказе в сохранении за Марковой В.А. очереди М.П.П. на получение жилищной субсидии в связи со смертью М.П.П.; о возложении на Администрацию МО ГО "Воркута" обязанности поставить ее на учет в качестве гражданина, имеющего право на получение жилищной субсидии, выделяемой за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и включить ее в реестр граждан, претендующих на получение государственного жилищного сертификата в 2012-2013 гг. в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.03.2006 г. N 153.
Заслушав доклад судьи Юдина А.В., объяснения Макаровой В.А., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Маркова В.А. обратилась в суд с заявлением о признании неправомерным решение общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации МО ГО "Воркута" от 23.12.2011, которым она была снята с очереди на получение жилищной субсидии на приобретение или строительство жилых помещений граждан Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в составе семьи М.П.П.; признании неправомерным решение общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации МО ГО "Воркута" от 20.07.2012 об отказе в сохранении за ней очереди супруга М.П.П. на получение жилищной субсидии на приобретение или строительство жилых помещений граждан Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в связи с его смертью, наступившей 15.06.2012.
Впоследствии Маркова В.А. дополнила заявление требованием о возложении обязанности на Администрацию МО ГО "Воркута" поставить ее на учет в качестве гражданина, имеющего право на получение жилищной субсидии, выделяемой за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и включить ее в реестр граждан, претендующих на получение государственного жилищного сертификата в 2012-2013 г. в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.03.2006 N153.
В обоснование требований указала, что ее супруг М.П.П., умерший 15.06.2012, при жизни состоял на учете граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение жилья, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО "Воркута" от 20.07.2012 ей было отказано в сохранении за ней очереди супруга на основании решения комиссии от 23.12.2011, которым М.П.П. снят с очереди. О принятом 23.12.2011 решении в известность ее не поставили, чем нарушено ее право на обжалование решения органа местного самоуправления, решениями от 23.12.2011 и 20.07.2012 нарушены ее права как члена семьи гражданина-получателя жилищной субсидии.
Определением Воркутинского ... суда от 04.10.2012 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Волков С.С. и Марков Д.П.
Маркова В.А., заинтересованное лицо Администрация МО ГО "Воркута" надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, в суд не явились.
В судебном заседании Марков Д.П., Волков С.С. заявленные требования поддержали.
Судом дело рассмотрено в отсутствие неявившихся сторон и вынесено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Маркова В.А. просит отменить решение суда, указывая на ненадлежащее установление имеющих значение для дела обстоятельств.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Судом первой инстанции установлено, что Маркова В.А. была включена с даты подачи заявления 18.07.1997 в очередь в администрации г. Воркуты на получение жилья за пределами города Воркуты за счет выделения безвозмездных субсидий Российской Федерации с составом семьи 3 человека.
На основании заявления Марковой В.А., поданного 13.10.2011 ее представителем по доверенности Волковым С.С., решения общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации МО ГО "Воркута" от 07.11.2011, утв. постановлением руководителя администрации городского округа "Воркута" от 08.11.2011 N ... , очередь Марковой В.А. была переведена на мужа М.П.П. как инвалида ...
Решением общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации МО ГО "Воркута" от 23.12.2011 М.П.П. был снят с учета на получение социальной выплаты на основании п. 21 "в" Постановления Правительства РФ от 10.12.2002 N 879 (выявление в представленных документах не соответствующих действительности сведений), о чем 27.12.2011 было направлено уведомление.
Согласно свидетельству о смерти I-ЕА N ... Марков М.П.П. умер 18.06.2012 ...
10.07.2012 Маркова В.А. обратилась с заявлением, в котором просила сохранить очередь супруга на получение ГЖС за ней, в связи со смертью М.П.П.
Решением общественной комиссии по жилищным вопросам от 20.07.2012, утв. постановлением руководителя администрации городского округа "Воркута" N ... от 23.07.2012, Марковой В.А. отказано в сохранении права на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами г. Воркуты по очереди умершего 18.06.2012 мужа, поскольку ее супруг ... ранее был снят с учета на получение социальной выплаты, о чем 23.07.2012 в адрес истца было направлено уведомление.
Наличие у М.П.П. в собственности земельного участка, категория земель: земли поселений, разрешенное использование: для обслуживания жилого дома по адресу: ... , а также жилого дома по адресу: ... подтверждается выпиской Управления Росреестра по ... области из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества, о чем 31.07.2000 сделаны записи регистрации N ... и N ...
На основании договора дарения от 22.12.2011 М.П.П. безвозмездно передал в собственность Маркову Д.П. (сыну) жилой дом, общей площадью ... кв.м., находящийся по адресу: ... Дом принадлежал "Дарителю" на основании договора купли-продажи земельного участка и жилого дома от 04.07.2000, реестровый N ...
19.01.2012 Маркову Д.П. выдано свидетельство о государственной регистрации права, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 19.01.2012 сделана запись регистрации N ...
Разрешая спор, суд с учетом изложенных обстоятельств исходил из того, что правовых оснований для удовлетворения иска Марковой В.А. не имеется.
Данный вывод суда соответствует обстоятельствам дела, требованиям закона и основан на исследованных в судебном заседании доказательствах.
Так, принимая решение, суд правильно руководствовался положениями нормативных актов, регулирующих обеспечение жилыми помещениями граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Условия предоставления жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам РФ, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, установлены Федеральным законом от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
В соответствии со ст. 1 названного Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели.
Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненным к ним местностей" утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 N 879.
Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 N 879 утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов к Крайнего севера и приравненных к ним местностей.
Согласно пункту 20 Положения в случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на учет, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления социальных выплат для приобретения жилья определяется с момента возникновения права на переход в другую категорию очередности).
Перечень оснований, по которым граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, предусмотрен п. 21 Положения. К данным основаниям, в частности, относятся: выявление в представленных документах не соответствующих действительности сведений (подп. "в"); приобретение (строительство) жилья в других субъектах Российской Федерации (кроме случаев приобретения (строительства) жилья за счет ипотечных кредитов при условии использования средств социальных выплат для приобретения жилья на погашение основной ссудной задолженности по указанным кредитам) (подп. "д").
По смыслу указанных положений граждане, состоящие на учете, обязаны представлять в орган, осуществляющий учет, сведения и документы, подтверждающие, что состояние нуждаемости не прекратилось, а уполномоченные органы вправе требовать представления соответствующих сведений и проверять наличие указанных обстоятельств. При этом снятие гражданина с учета - не право, а обязанность соответствующего органа.
Из установленных судом обстоятельств и имеющихся в деле материалов следует, что очередь Марковой В.А. в администрации г. Воркуты, где она состояла на учете на получение жилья за пределами г. Воркуты с 18.07.1997, была переведена 08.11.2011 на ее супруга М.П.П. как инвалида ... При этом М.П.П., будучи в зарегистрированном браке с Марковой В.А., в период с 31.07.2000 по 19.01.2012 являлся владельцем жилого дома и земельного участка в г. ... , что свидетельствует об изменение условий, на основании которых указанные граждане были поставлены на учет, о чем своевременно не уведомили администрацию МО ГО "Воркута", вследствие этого продолжали неправомерно состоять на учете.
С учетом этого, следует признать обоснованным вывод суда о том, что Маркова В.А. и М.П.П., представив в администрацию МО ГО "Воркута" сведения, несоответствующие действительности, тем самыми не исполнили своей обязанности о предоставлении регистрирующим органам достоверных сведений, что в свою очередь лишило органы местного самоуправления возможности проверить в рамках предоставленных им полномочий, законность и обоснованность сохранения за ними права состоять на учете в соответствующей очереди на получение жилищного сертификата. Поскольку данные обстоятельства, сами по себе являлись основанием, для снятия с учета в качестве нуждающихся в переселении из районов Крайнего Севера, то у ответчика имелись законные основания для принятия общественной жилищной комиссией при Администрации МО ГО "Воркута" решений о снятии М.П.П. с учета и об отказе Марковой В.А. в сохранении очереди умершего мужа на получение социальной выплаты для приобретения жилья за пределами г. Воркуты.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, положенным в основу оспариваемого решения, оснований к отмене которого, как постановленного в соответствии с материалами дела и требованиями действующего законодательства, не имеется.
В апелляционной жалобе Маркова В.А. в обоснование несогласия с такими выводами суда приводит доводы о несоответствии жилого дома, расположенного в г. ... условиям, отвечающим обеспеченности гражданина благоустроенным жилым помещением, поскольку в доме отсутствует централизованное отопление, канализация, водоснабжение. Данные доводы были предметом исследования судом первой инстанции и им дана надлежащая оценка в судебном решении, правовых оснований к отмене которого они не содержат. Кроме того, как следует из статьи 1 Федерального закона N 125-ФЗ право на получение социальной выплаты принадлежит лицам, не имеющим других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающимся в улучшении жилищных условий. Таким образом, предоставление Марковыми сведений, не соответствующих действительности, лишило орган местного самоуправления возможности проверить с учетом наличия у них в собственности жилого помещения в г. ... законность и обоснованность сохранения за ними в период с 2000 года до начала 2012 года права состоять на учете на получение социальной выплаты как лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Анализ иных доводов жалобы показал, что все они направлены на иное, неверное толкование норм материального права и переоценку установленных обстоятельств и исследованных судом доказательств, сводятся к несогласию с выводами суда, при этом не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу. Судом все представленные сторонами доказательства проверены и оценены в их совокупности в соответствии с требованиями статей 12, 56, 59, 60, 67 ГПК РФ. Результаты отражены в постановленном по делу решении, в котором подробно изложены мотивы, по которым одни доказательства были приняты судом в качестве обоснования своих выводов, а другие отвергнуты. Оснований для переоценки судебная коллегия не усматривает. Выводы суда не противоречит требованиям материального закона, регулирующего спорные правоотношения. Решение постановлено с соблюдением норм процессуального права.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 7 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Марковой В.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.