СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Харманюк Н.В.,
судей Машкиной И.М., Орловой И.А.,
при секретаре Груздевой С.В.,
рассмотрев в судебном заседании 18 февраля 2013 года дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в городе Воркуте Республики Коми на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 30 октября 2012 года, по которому постановлено:
"Возложить обязанность на Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда РФ в г.Воркуте Республики Коми зачесть Шмельникову Ю.Н., 09 сентября 1965 года рождения, в специальный стаж по Списку N1 периоды с 16.06.1986 по 20.06.1986, с 10.11.1992 по 12.11.1992, с 20.06.1994 по 21.06.1994 в календарном исчислении, периоды службы в Вооруженных Силах СССР с 23.04.1984 года по 03.05.1986 года в двойном размере; установить стажевый коэффициент ... по специальному стажу с 09.09.2010 года бессрочно; произвести перерастет пенсии с учетом стажевого коэффициента ... с 09 сентября 2010 года октябрь 2012 года.
Возложить обязанность на Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда РФ в г.Воркуте Республики Коми выплатить в пользу Шмельникова Ю.Н. недополученную часть пенсии с 09 сентября 2010 года по октябрь 2012 года с учетом индексации на индексы роста потребительских цен по Республике Коми, применяя помесячно индексы с октября 2010 года по сентябрь 2012 года.
Взыскать с Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда РФ в г.Воркуте в пользу Шмельникова Ю.Н. расходы по оплате услуг представителя в размере ... рублей.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Воркуте Республики Коми государственную пошлину в бюджет муниципального образования городского округа "Воркута" в размере ... рублей".
Заслушав доклад судьи Машкиной И.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец обратился в суд с иском к ответчику об обязании включить период прохождения службы в рядах Вооруженных сил СССР с 23.04.1984 по 03.05.1986 в специальный стаж по Списку N 1 в двойном размере, периодов с 16.06.1986 по 20.06.1986, с 10.11.1992 по 12.11.1992, с 20.06.1994 по 21.06.1994 в календарном исчислении, произвести перерасчет пенсии с учетом стажевого коэффициента ... , выплатить недополученную сумму пенсии с индексацией, взыскании судебных расходов в сумме ... руб.
В обоснование заявленных требований истец указал, что с 09.09.2010 года является получателем пенсии в соответствии с пп.1 п.1 ст.27 и ст.28.1 п.2 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в РФ". Период прохождения им службы в Вооруженных силах СССР с 23.04.1984 по 03.05.1986 и иные спорные периоды исключены из специального стажа по Списку N1, с чем он не согласен. С учетом включения спорных периодов в специальный стажевый коэффициент составит ...
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.
В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ дело рассмотрено в отсутствии истца и ответчика.
Суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ГУ Управление ПФР в г. Воркуте Республики Коми просит решение суда отменить в связи с нарушением норм материального права.
Стороны, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, заявлений о рассмотрении дела в их отсутствии не поступило, также не поступило просьбы об отложении рассмотрения дела по уважительным причинам. При таких обстоятельствах судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела при имеющейся явке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим изменению.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Шмельников Ю.Н. является получателем трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.1 п.1 ст.27 и ст. 28.1 Федерального Закона от 17.12.2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях" с 09.09.2010 года.
Истец проходил службу в рядах Вооруженных Сил СССР с 23.04.1984 по 03.05.1986.
До службы в армии истец работал с 10.09.1983 года по 10.01.1984 года ... с полным рабочем днем под землей, который учтен ответчиком в стаж по Списку N1.
Период службы истца по призыву в составе Вооруженных Сил СССР отнесен пенсионным органом к общему трудовому стажу.
Решение суда в части включения в специальный стаж по Списку N 1 периодов с 16.06.1986 по 20.06.1986, с 10.11.1992 по 12.11.1992, с 20.06.1994 по 21.06.1994 не оспаривается сторонами по делу.
При вынесении решения об удовлетворении исковых требований Шмельникова Ю.Н. в части периода с 23.04.1984 по 03.05.1986 суд первой инстанции исходил из наличия правовых основания для включения периода прохождения службы в специальный стаж из расчета один день службы за два дня работы.
Однако, по мнению судебной коллегии, таковые отсутствуют.
В соответствии с п. 1 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрена в связи с введением в действие настоящего Федерального закона оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. Согласно п. 3 указанной статьи в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, в которую включаются, в том числе служба в Вооруженных Силах Российской Федерации ...
Пунктом 4 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено исчисление периодов военной службы по призыву в двойном размере. Согласно данной норме под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую засчитываются периоды, предусмотренные нормами пенсионного законодательства, действовавшего до 1 января 2002 года. Вместе с тем при исчислении расчетного размера пенсии по указанному пункту установлено его ограничение, равное 555 рублям 96 копейкам - при наличии общего трудового стажа, равного 25 годам для мужчин и 20 годам для женщин, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона N 173-ФЗ), при наличии общего трудового стажа, равного по продолжительности страховому стажу, требуемому для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, а также равное 648 рублям 62 копейкам - для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1, 11 и 13 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан" признана содержащаяся в пункте 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" норма в той части, в какой она во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 данного Федерального закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал исключает льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, не противоречащей Конституции Российской Федерации. Данная норма - по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм - не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.
Согласно Постановлению сам по себе переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не противоречит Конституции Российской Федерации, однако вносимые законодателем изменения, в том числе в порядок подсчета общего трудового стажа, не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан.
В целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию статьей 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал и установлен перечень периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемых в общий трудовой стаж и учитываемых в календарном порядке (пункт 4).
Отменив льготное (кратное) исчисление общего трудового стажа и исключив из него некоторые периоды общественно полезной деятельности, в течение которых не уплачивались страховые взносы, законодатель придал норме пункта 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" обратную силу и распространил ее на граждан, приобретших пенсионные права до 1 января 2002 года. Вместе с тем, вводя новый порядок исчисления общего трудового стажа, он установил такой минимальный уровень пенсионного обеспечения (минимальный расчетный размер трудовой пенсии), который превышает ранее установленный максимальный размер трудовой пенсии и, во всяком случае, превышает уровень пенсионного обеспечения, исчисленный исходя из норм Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". При этом Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не содержит нормы, ограничивающей максимальный размер трудовой пенсии тремя (для отдельных категорий граждан - тремя с половиной) минимальными размерами пенсии, которая содержалась ранее в статье 18 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Более того, согласно пункту 8 статьи 30 названного Федерального закона расчетный пенсионный капитал, исчисленный в соответствии с ее пунктом 4, подлежит индексации по нормам данного Федерального закона за весь период с 1 января 2002 года до дня, с которого назначается страховая часть трудовой пенсии.
Ранее, абзац седьмой части первой статьи 94 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации, предусматривал, что военная служба по призыву подлежала исчислению в двойном размере.
Вместе с тем оснований для применения данной нормы к спорным правоотношениям не имеется, поскольку абзац седьмой части первой статьи 94 указанного Закона введен Федеральным законом от 27.01.1995 N 10-ФЗ, вступил в силу 30 января 1995 года, и утратил силу с 01.01.2002 года.
Из материалов дела следует, что Шмельников Ю.Н. проходил службу до указанного периода (1984-1986г.г.). На момент назначения досрочной трудовой пенсии и конвертации пенсионных прав данный закон не действовал.
Порядок льготного исчисления периода прохождения гражданами военной службы по призыву установлен п. 3 ст. 10 Закона Российской Федерации от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Указанный Федеральный закон, вступивший в силу до введения законодателем нового правого регулирования в области пенсионного обеспечения, не определяет порядок учета службы в армии при преобразовании пенсионных прав граждан для определения размера пенсионного капитала.
Предусмотренное исчисление времени нахождения граждан на военной службе по призыву из расчета один день военной службы за два дня работы согласно данной норме имеет отношение к стажу работы по специальности.
Однако в соответствии со статьями 27 и 27.1 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" основанием для досрочного назначения трудовой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Из чего следует, что стаж работы по специальности применительно к пенсионному законодательству значения не имеет.
Приведенные ответчиком в апелляционной жалобе доводы об отсутствии оснований для включения службы армии в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии не могут быть приняты во внимание.
Пунктом 109 действовавшего в спорный период Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590, служба в составе Вооруженных Сил СССР подлежала зачету в стаж работы и приравнивалась по выбору обратившегося за пенсией либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Из материалов пенсионного дела следует, что работа истца до службы в Армии отнесена Списком N 1 к подземным работам.
При изложенных обстоятельствах спорный период подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения у истца соответствующего права.
Поскольку с учетом периодов службы истца в рядах Советской Армии его стаж составил 12 лет 0 месяц 09 дней, размер пенсии подлежит исчислению с учетом стажевого коэффициента по специальному стажу работы ...
С учетом законности требования Шмельникова Ю.Н. о включении службы армии в специальный стаж, решение суда в части установления стажевого коэффициента подлежит изменению.
При этом исходя из установленного стажевого коэффициента ... величина расчетного пенсионного капитала на 01.01.2002 г. составит: ... руб. ... коп. ...
Процент валоризации с учетом периода службы в составе Вооруженных Сил СССР продолжительностью 2 года 0 месяцев 10 дней составит 13%.
Сумма валоризации составит: ...
Начальный пенсионный капитал с учетом суммы валоризации составит: ... руб.
Размер страховой части пенсии истца ... руб. + ... руб. базовая часть на 09.09.2010 = ... руб. ... коп.
Исходя из того, что исковые требования Шмельникова Ю.Н. удовлетворены частично, соотнося размер понесенных заявителем расходов на оплату услуг представителя с объектом судебной защиты, учитывая сложность дела, а также руководствуясь принципами разумности и справедливости, судебная коллегия считает необходимым в силу правил, установленных ст. 100 Гражданского процессуального кодекса РФ, изменить также размер судебных расходов, произведенных истцом на оплату услуг представителя, определив к взысканию ... руб.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 30 октября 2012 года изменить.
Исковые требования Шмельникова Ю.Н. удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми зачесть Шмельникову Ю.Н. период его службы в составе Вооруженных Сил СССР с 23.04.1984 по 03.05.1986 в стаж на подземных работах, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (по Списку N1); произвести перерасчет размера трудовой пенсии по старости с применением стажевого коэффициента ... на период с 09 сентября 2009 года бессрочно; произвести перерастет пенсии с учетом стажевого коэффициента ... с 09 сентября 2010 года по октябрь 2012 года; взыскать с Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми в пользу Шмельникова Ю.Н. судебные расходы в размере ... руб.
В остальной части решение Воркутинского городского суда от 30 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.