СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,
судей Алексеевой С.Ф., Костенко Е.Л.,
при секретаре Глобу Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 07 февраля 2013 года дело по апелляционной жалобе Шапарина Ю.А. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 22 октября 2012 года, по которому
отказано Шапарину Ю.А. в удовлетворении исковых требований к администрации МО ГО "Сыктывкар", ГУФСИН России по Республике Коми о выдаче государственного жилищного сертификата на получение субсидии за счет средств федерального бюджета, взыскании компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Костенко Е.Л., объяснения Шапарина Ю.А. и его представителя Груздева О.А., представителя ГУФСИН России по Республике Коми Гичева А.И., представителя Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми Яновой М.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шапарин Ю.А. обратился в суд с иском к администрации МО ГО "Сыктывкар" об обязании выдать государственный жилищный сертификат на получение субсидии за счет средств федерального бюджета для приобретения жилого помещения, взыскании компенсации морального вреда в размере ... В обоснование иска указал, что является пенсионером ГУФСИН России по Республике Коми, был уволен со службы в связи с получением инвалидности. Полагает, что в соответствии с Правилами выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004-2010 годы, утвержденными постановлением Правительства РФ от 07.10.2004г. N522, он имеет право на получение государственного жилищного сертификата. Его заявления о получении государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения ГУФСИН России по Республике Коми и администрацией МО ГО "Сыктывкар" оставлены без удовлетворения.
Определением суда от 07 июня 2012 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми, в качестве соответчика ГУФСИН России по Республике Коми.
Шапарин Ю.А. в заявлении от 06 сентября 2012 года иск уточнил, просил обязать администрацию МО ГО "Сыктывкар" и ГУФСИН России по Республике Коми выдать государственный жилищный сертификат, взыскать компенсацию морального вреда.
Истец и его представитель в судебном заседании требования поддержали.
Представители ГУФСИН России по Республике Коми и Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми в судебном заседании иск не признали.
Представитель администрации МО ГО "Сыктывкар", надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суде не присутствовал.
Судом принято указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Шапарин Ю.А. ставит вопрос об отмене состоявшегося решения суда, как постановленного с нарушением норм материального права.
В порядке требований ст.327 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, извещались судом апелляционной инстанции, однако, представитель администрации МО ГО "Сыктывкар" участия в судебном заседании не принимал.
Поскольку неявка лиц, участвующих в деле, не является препятствием к рассмотрению дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации МО ГО "Сыктывкар".
Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы, обсудив их, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Шапарин Ю.А. проходил службу в уголовно-исполнительной системе и уволен с должности ... с "Дата обезличена" года (выписка из приказа УИН по РК от "Дата обезличена" года "Номер обезличен"). Выслуга лет по состоянию на "Дата обезличена" года составляет: в календарном исчислении ... лет ... месяцев ... дней, в льготном исчислении ... года ... месяцев ... дня.
С "Дата обезличена". Шапарин Ю.А. состоит на учете в администрации МО "Город Сыктывкар" как нуждающийся в улучшении жилищных условий в общей очереди и очереди " ... ".
Согласно выписке из протокола "Номер обезличен" от "Дата обезличена" года заседания жилищно-бытовой комиссии УИН Минюста России по Республике Коми, Шапарин Ю.А. включен в общий список граждан - участников подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004-2010 годы по УИН Минюста России по Республике Коми на "Дата обезличена" год.
"Дата обезличена" года истец обратился в УИН Минюста России по РК с заявлением о предоставлении государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории г.Сыктывкара.
Письмом УФСИН России по РК от "Дата обезличена"., истцу сообщено, что его документы на получение ГЖС направлены в ФСИН России. Окончательное рассмотрение учетного дела в ФГУ ЦЖКХ ФСИН России производилось в декабре "Дата обезличена" года, в результате которого Шапарину Ю.А. отказано в выделении ГЖС, в связи с тем, что он состоит в очереди на улучшение жилищных условий в администрации МО "Город Сыктывкар".
На обращение Шапарина Ю.А. о постановке на учет в льготную очередь военнослужащих, уволенных в запас или отставку для участия в подпрограмме государственные жилищные сертификаты, администрация МО ГО "Сыктывкар" сообщила в письме от "Дата обезличена"., что с заявлением о постановке в льготную очередь военнослужащих он с необходимыми документами не обращался.
После повторного обращения Шапарина Ю.А. по данному вопросу с предоставлением необходимых документов, администрация МО ГО "Сыктывкар" сообщила "Дата обезличена". об отсутствии оснований для постановки на учет.
Из протокола заседания рабочей группы УФСИН России по Республике Коми по вопросу реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2004-2010 годы от "Дата обезличена" года следует, что Шапарину Ю.А. было отказано во включении в общий список на "Дата обезличена" год, в связи с тем, что он состоит на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий в администрации МО "Город Сыктывкар".
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с требованиями федерального законодательства граждане, уволенные с военной службы по ... должны встать на учет в год увольнения с военной службы, а поскольку Шапарин Ю.А. был поставлен на учет по истечении года с даты увольнения, то он не может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий как гражданин, уволенный с военной службы.
Суд также пришел к выводу о том, что признание Шапарина Ю.А. участником подпрограммы не соответствовало требованиям действовавшего законодательства.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться, поскольку они основаны на неправильном применении и толковании норм материального закона.
Статьей 35 Закона РФ от 21.07.1993 N5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (в редакции до изменений внесенных Федеральным законом от 22.08.2004 N122-ФЗ) было установлено, что сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности не менее 10 лет и уволенные из органов внутренних дел Российской Федерации по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или сокращению штатов, а также члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для постановки на квартирный учет в избранном постоянном месте жительства.
Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 N1054 утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
В настоящих Правилах под военнослужащими понимаются, в том числе сотрудники уголовно-исполнительной системы.
Согласно п.6 Правил, нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются: а) сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям: по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; по состоянию здоровья; в связи с организационно-штатными мероприятиями.
При этом в число оснований признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных включено проживание в общежитиях и на служебной жилой площади (п.7 Правил).
Основанием признания избранного постоянного места жительства в период прохождения службы являются личное заявление и ходатайство командира (начальника) воинской части на имя главы муниципального образования, после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел - приказ об увольнении в запас или в отставку, приказ об увольнении со службы в органах внутренних дел.
В силу п. 9 Правил, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, продолжительность военной службы которых к моменту увольнения достигает 10 лет в календарном исчислении, ставятся на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий органами местного самоуправления по ходатайству командиров (начальников) воинских частей: не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Граждане, признанные нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства по основаниям, указанным в пункте 6 настоящих Правил, и уволенные с военной службы, ставятся на очередь органами местного самоуправления по личному заявлению.
Вопреки доводам ответчика, судебная коллегия считает установленный годичный срок постановки на очередь на получение жилых помещений не пресекательным, а организационным, в плане определения категории очередности военнослужащих. Пропуск указанного срока не может свидетельствовать об утрате права на улучшение жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета.
На основании п.29 Правил, граждане, уволенные с военной службы, вправе получить по желанию в порядке общей очереди государственные жилищные сертификаты или безвозмездную финансовую помощь (социальную выплату) на строительство или покупку жилья в размере и порядке, определенных законодательством Российской Федерации. В случае получения финансовой помощи (социальной выплаты) или государственного жилищного сертификата они снимаются с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.
Постановлением Правительства РФ от 07.10.2004 N522 утверждены Правила выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004-2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы (действующие на дату возникновения спорных правоотношений).
В соответствии с п.4 Правил, право на получение сертификата имеют следующие категории граждан Российской Федерации, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий: сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Федеральной службы исполнения наказаний, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 4 настоящих Правил, подают в органы местного самоуправления или соответствующие воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения), в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, заявление (рапорт) на участие в подпрограмме по форме согласно приложению N 1 со списком документов (п.11 Правил).
Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 04.06.2007 N287 утверждена Инструкция, которая разработана на основании подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 865, и Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153.
Пунктом 7 Инструкции определено, что организация работы по формированию списков граждан - участников подпрограммы осуществляется учреждениями и органами УИС, в которых эти граждане состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и в учреждении (органе) УИС по месту расположения поселка.
Шапарин Ю.А. являлся сотрудником учреждения уголовно-исполнительной системы ФСИН, содержащегося за счет средств федерального бюджета, уволен со службы по состоянию здоровья и общая продолжительность его службы в календарном исчислении составляет более 10 лет.
Таким образом, Шапарин Ю.А. соответствует всем условиям, установленным нормативными правовыми актами, и имеет право на получение государственного жилищного сертификата.
Согласно выписке из протокола "Номер обезличен" от "Дата обезличена" года заседания жилищно-бытовой комиссии УИН Минюста России по Республике Коми, Шапарин Ю.А. включен в общий список граждан - участников подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004-2010 годы по УИН Минюста России по Республике Коми на "Дата обезличена" год.
То обстоятельство, что на дату признания участником подпрограммы Шапарин Ю.А. состоял в очереди на улучшение жилищных условий в администрации МО "Город Сыктывкар", по мнению судебной коллегии, не может служить основанием для отказа в реализации законного права на получение государственного жилищного сертификата.
Фактические обстоятельства дела свидетельствуют о том, что истец состоял в списке граждан - участников подпрограммы по линии ФСИН, на него было заведено учетное дело. Каких-либо действий, направленных к отказу в признании гражданина участником подпрограммы, он не осуществлял и то обстоятельство, что в последующем он был исключен из списка, не может свидетельствовать об утрате им права на получение государственного жилищного сертификата в рамках законодательства, действовавшего на дату наступления права.
Отсутствие решения жилищной комиссии УИН Минюста России по Республике Коми о признании Шапарина Ю.А. нуждающимся в улучшении жилищных условий, при наличии учетного дела, не свидетельствует об отсутствии такой нуждаемости. Из материалов дела следует, что как на дату увольнения со службы, так и в настоящее время истец прописан и проживает на служебной жилой площади общежития УЦ ГУ МЧС России по Республике Коми по адресу: "Адрес обезличен" и в связи с этим на основании п.7 Правил является нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Доводы представителя ГУФСИН России по Республике Коми о том, что с "Дата обезличена". постановка граждан на учет, нуждающихся в жилых помещениях, в учреждениях и органах УИС прекращена, так как постановку на учет с этой даты осуществляет только орган местного самоуправления по месту жительства, не основаны на законе и не могут быть приняты во внимание.
Основанием для признания истца нуждающимся в улучшении жилищных условий послужило его намерение участвовать в подпрограмме "Государственные жилищные сертификаты" на 2004-2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, а не предоставление жилого помещения из государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ с 1 января 2005 года признана утратившей силу ст.35 Закона РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы". Вместе с тем, определено, что финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам является расходным обязательством Российской Федерации.
Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" предусмотрено, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 2.2 определения от 12 апреля 2011 года N 551-О-О, по смыслу этой нормы, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является, по общему правилу, обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма, как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 153 от 21 марта 2006 года установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
В соответствии с пунктом 7 Инструкции, утвержденной приказом ФСИН России от 04.06.2007г. N287 организация работы по формированию списков граждан - участников подпрограммы осуществляется учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы, в которых эти граждане состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений).
В силу приведенных положений правовых норм надлежащим органом, осуществляющим постановку и учет нуждающихся в улучшении жилищных условий является орган исполнительной власти, где проходила служба истца, то есть ГУФСИН России по Республике Коми.
Поскольку решение суда было принято без учета фактических обстоятельств по делу и с нарушением норм материального права, оно подлежит отмене в части. Так как, исходя из перечисленных нормативных правовых актов выдачу сертификатов осуществляет федеральный орган исполнительной власти, то есть в данном случае ФСИН России в порядке очередности, то за истцом следует признать право на получение государственного жилищного сертификата по линии ФСИН России и его территориального органа ГУФСИН России по Республике Коми в порядке очередности с датой постановки на учет "Дата обезличена" года.
Возражения ответчика о пропуске Шапариным Ю.А. срока исковой давности, установленного ст.196 Гражданского кодекса РФ, несостоятельны, поскольку нормы Гражданского кодекса РФ, касающиеся исковой давности, не подлежат применению к спорным правоотношениям, вытекающим из обязательств по предоставлению государственного жилищного сертификата и носящим публично-правовой характер. Специальный же закон, регулирующий возникшие правоотношения, нормы о сроках реализации права на получение государственного жилищного сертификата не содержит.
Оснований для взыскания компенсации морального вреда в порядке статьи 151 Гражданского кодекса РФ не имеется, так как личные неимущественные права истца не нарушены, поэтому решение суда в этой части является законным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 22 октября 2012 года отменить в части отказа Шапарину Ю.А. в удовлетворении исковых требований к ГУФСИН России по Республике Коми о выдаче государственного жилищного сертификата на получение субсидии за счет средств федерального бюджета.
Принять в этой части новое решение, которым признать право Шапарина Ю.А. на получение государственного жилищного сертификата (на получение субсидии за счет средств федерального бюджета для приобретения жилого помещения) по линии ФСИН России и его территориального органа ГУФСИН России по Республике Коми в порядке очередности с датой постановки на учет "Дата обезличена" года.
В остальной части решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 22 октября 2012 года оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.