СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Кореневой И.В.,
судей Ошманкевича Р.А., Ушаковой Л.В.,
при секретаре Глобу Н.В.
рассмотрела в судебном заседании 28 января 2013 года дело по апелляционной жалобе истца П., апелляционной жалобе представителя ответчика ФИО4 Л. на решение Усть-Куломского районного суда Республики Коми от 01 ноября 2012 года, которым
иск П. в интересах несовершеннолетнего В.К. к ФИО4 о компенсации морального вреда, удовлетворен.
С ФИО4 в пользу несовершеннолетнего В.К. взыскана компенсация морального вреда в сумме ... рублей.
С ФИО4 взыскана в доход бюджета МО МР "Усть-Куломский" государственная пошлина в сумме ... рублей.
Заслушав доклад материалов дела судьи Ошманкевича Р.А., объяснения П., представителя ответчика Л., заключение прокурора Ковригиной О.Н. полагавшей, что апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
П. в интересах своего несовершеннолетнего сына обратилась в суд с иском к ФИО4 о взыскании в пользу несовершеннолетнего компенсации морального вреда, причиненного фактом гибели в дорожно-транспортном происшествии по вине ответчика отца ее сына - В.А., в размере 700000 рублей.
В судебном заседании П. иск поддержала, указав, что с 2003 года они с В.А. проживали вместе, вели совместное хозяйство, имели общий бюджет, при этом от совместного проживания "Дата обезличена" у них родился сын В.К., к которому погибший был очень привязан. Также указала, что после смерти отца ребенок замкнулся в себе, больше молчит, перестал быть активным, плачет, верит в его возвращение, смерть отца стала сильным потрясением для ребенка.
Ответчик в судебном заседании участия не принял, т.к. отбывает наказание в исправительном учреждении.
Представитель ответчика иск признала частично, пояснив, что вина ответчика в совершении преступления, в результате которого погиб В.А. установлена приговором суда. Считает заявленный размер взыскания завышенным.
Судом постановлено приведённое выше решение.
В апелляционной жалобе П. просит изменить решение суда, указывая, что взысканная судом сумма компенсации морального вреда в пользу несовершеннолетнего явно занижена.
В апелляционной жалобе представитель ФИО4 Л. просит отменить решение суда, указывая, что определенный к взысканию размер компенсации морального вреда является завышенным и должен быть уменьшен судом апелляционной инстанции с учетом имущественного положения ответчика.
Проверив материалы дела по доводам апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что ... года на ... км. автодороги " ... " произошло столкновение автомашин ВАЗ-11183 "Калина" г.р.з. " ... " под управлением ФИО4 и ВАЗ-2115 г.р.з. ... , под управлением К.
В результате ДТП пассажиру В.А. был причинен тяжкий вред здоровью, повлекший смерть.
Вступившим в законную силу приговором Усть-Куломского районного суда Республики Коми от "Дата обезличена" ФИО4 признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 5 ст. 264 УК РФ, и ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на три года шесть месяцев с отбыванием в колонии-поселении с лишением права управлять транспортным средством сроком на три года.
Также установлено, что родителями В.К., "Дата обезличена" года рождения, являются В.А. и П..
Обязанность по возмещению морального вреда путем выплаты денежной компенсации определена в ст. ст. 150, 151, 1099 - 1101 ГК РФ.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В соответствии с положениями ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и статьей 151 настоящего Кодекса.
Как предусматривает ст. 1100 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случае, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности.
В силу ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В силу п. 3 ст. 1083 ГК РФ суд может уменьшить размер возмещения вреда, причиненного гражданином, с учетом его имущественного положения, за исключением случаев, когда вред причинен действиями, совершенными умышленно.
Согласно разъяснениям п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", п. 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 года N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина" следует учитывать, что потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается. При этом размер компенсации морального вреда зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
При определении размера компенсации морального вреда судом первой инстанции правомерно учтены степень нравственных страданий, причиненных несовершеннолетнему В.К., которому на момент гибели отца было ... лет ... месяцев, а также привязанность мальчика к отцу и сложившиеся между ними доверительные и теплые отношения, ребенок испытал горечь утраты, ранимо перенес гибель отца, плакал, переживал. Однако указанные нравственные страдания не повлекли необратимых последствий для здоровья ребенка после смерти отца, в связи с чем требования истца удовлетворены частично, в сумме ... рублей.
На основании статьи 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Результаты оценки доказательств в порядке ст. 67 ГПК РФ суд отразил в решении, оснований не соглашаться с произведенной оценкой суд апелляционной инстанции не усматривает, в связи с чем доводы, приведенные П. в апелляционной жалобе о несоразмерности размера компенсации морального вреда не могут повлечь отмену судебного решения.
На основании вышеизложенного судебная коллегия не соглашается с доводами апелляционной жалобы представителя ответчика Л. об уменьшении судом размера компенсации морального вреда с учетом имущественного положения ответчика, поскольку закон не содержит указаний о том, что размер компенсации причинного морального вреда ставится в прямую зависимость от материального положения ответчика, поэтому указанные в апелляционной жалобе обстоятельства несоответствия взысканной компенсации морального вреда финансовым возможностям ответчика не могут служить безусловным основанием к отмене либо изменению решения суда.
Ссылка представителя на то, что гибель В.А. была сопряжена с грубой неосторожностью последнего, выразившейся в том, что погибший двигался на заднем пассажирском сиденье не пристегнутым ремнями безопасности в состоянии алкогольного опьянения, не состоятельна, поскольку опровергается материалами ФИО5, в котором отсутствуют какие-либо сведения, что автомобиль, в котором передвигался В.А. вообще был оборудован ремнями безопасности для пассажиров на заднем сиденье. При этом суд правильно указал, что ответчик не представил доказательств грубой неосторожности потерпевшего в возникновении указанного вреда.
Довод представителя ответчика в жалобе о том, что ответственность по возмещению компенсации морального вреда третьим лицам в результате ДТП, следует возложить солидарно на обоих владельцев источников повышенной опасности, т.е. на ФИО4 и К., судебная коллегия признает несостоятельным, поскольку в ходе судебного разбирательства было установлено, что вина ответчика в нарушении Правил дорожного движения, вследствие которого причинена смерть В.А., установлена приговором суда, на основании чего суд обоснованно пришел к выводу о том, что ответственность по иску о компенсации морального вреда следует возложить на ответчика ФИО4
Таким образом, выводы суда первой инстанции мотивированы надлежащим образом и в апелляционных жалобах сторонами не опровергнуты.
Из изложенного следует, что суд первой инстанции рассмотрел дело в соответствии с нормами материального и процессуального права и принял законное и обоснованное решение, не подлежащее отмене.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Усть-Куломского районного суда Республики Коми от 01 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционные жалобы П., представителя ФИО4 Л. - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.