СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Харманюк Н.В.,
судей Машкиной И.М., Сироткиной Е.М.,
при секретаре Забоевой Н.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании 11 февраля 2013 года дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в городе Воркуте Республики Коми на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 19 октября 2012 года, по которому постановлено:
"Возложить обязанность на Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Воркуте зачесть Степанову С.А. период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с 02 ноября 1980г. по 20 декабря 1982г. в стаж на соответствующих видах работ по Списку N 1, дающий право на назначение пенсии в соответствии с пп. 1 п.1 ст. 27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года, в льготном исчислении - один день службы за два дня работы.
Возложить обязанность Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в городе Воркуте Республики Коми установить Степанову С.А. с 02.09.2006 года и бессрочно стажевый коэффициент ... , рассчитанный по специальному стажу и выплатить Степанову С.А. недоплату пенсии за период с 02 сентября 2006г. по 31 сентября 2012г. с учетом индексации на индексы потребительских цен, установленных в Республике Коми.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда РФ в городе Воркуте Республики Коми в пользу Степанова С.А. судебные расходы в сумме ... руб.
Взыскать с Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Воркуте Республики Коми государственную пошлину в бюджет муниципального образования городского округа "Воркута" в размере ... рублей".
Заслушав доклад судьи Машкиной И.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец обратился в суд с иском к ответчику о перерасчёте пенсии с учётом стажевого коэффициента по специальному стажу ... , выплатить недоплату за период с 02.09.2006 года по 01.10.2012 года с учётом индексации. В обоснование требований истец указал, что при назначении пенсии ответчиком не учтён период прохождения военной службы.
Истец в судебном заседании поддержал требования изложенные в исковом заявлении, уточнив их в части возложения обязанности на ответчика произвести перерасчёт пенсии по специальному стажу, с учетом включения в стаж на соответствующих видах работ периода службы в Вооруженных Силах СССР с 02 ноября 1980г. по 20 декабря 1982г. из расчета один день службы за два дня работы.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в г.Воркуте в судебном заседании участия не принимал, о дате и времени судебного заседания извещен.
В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
Суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ГУ Управление ПФР в г. Воркуте Республики Коми просит решение суда отменить в связи с нарушением норм материального права.
Стороны, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, заявлений о рассмотрении дела в их отсутствии не поступило, также не поступило просьбы об отложении рассмотрения дела по уважительным причинам. При таких обстоятельствах судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела при имеющейся явке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим изменению.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Степанов С.А. с 02.09.2006 года является получателем трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 1 п.1 ст. 27 и ст. 28.1 Федерального закона от 17.12.2001г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
При назначении пенсии истцу установлен стажевый коэффициент по общему стажу ... , из имеющихся 19 лет 10 месяцев 16 дней, с учетом отношения неполного стажа к требуемому.
Решением Воркутинского городского суда от 07 августа 2007 года на ГУ УПФ в г.Воркуте возложена обязанность произвести перерасчёт пенсии Степанову С.А. с 02.09.2006г. года с учётом стажевого коэффициента ... , исчисленного из продолжительности специального стажа - 16 лет 8 месяцев 27 дней. На основании указанного решения ответчиком произведен перерасчет, в результате которого стаж по Списку N 1 истца установлен 16 лет 09 месяцев 29 дней.
Истец служил в Вооруженных Силах СССР с 02 ноября 1980г. по 20 декабря 1982г. (2 года 1 месяц 19 дней).
Данный период военной службы включен ответчиком в общий трудовой стаж.
При вынесении решения об удовлетворении исковых требований Степанова С.А. суд первой инстанции исходил из наличия правовых основания для включения периода прохождения службы в специальный стаж из расчета один день службы за два дня работы.
Однако, по мнению судебной коллегии, таковые отсутствуют.
В соответствии с п. 1 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в редакции на день назначения истцу досрочной трудовой пенсии предусмотрена в связи с введением в действие настоящего Федерального закона оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. Согласно п. 4 указанной статьи в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, в которую включаются, в том числе служба в Вооруженных Силах Российской Федерации ... Пунктом 5 данной статьи предусмотрено, что конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в указанном в настоящей статье порядке с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного). Вместе с тем данная норма не предусматривала льготного порядка исчисления периодов, включаемых в общий стаж и стаж на соответствующих видах работ.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан" признана содержащаяся в пункте 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" норма в той части, в какой она во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 данного Федерального закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал исключает льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, не противоречащей Конституции Российской Федерации. Данная норма - по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм - не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.
Согласно Постановлению сам по себе переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не противоречит Конституции Российской Федерации, однако вносимые законодателем изменения, в том числе в порядок подсчета общего трудового стажа, не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан.
В целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию статьей 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал и установлен перечень периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемых в общий трудовой стаж и учитываемых в календарном порядке (пункт 4).
Отменив льготное (кратное) исчисление общего трудового стажа и исключив из него некоторые периоды общественно полезной деятельности, в течение которых не уплачивались страховые взносы, законодатель придал норме пункта 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" обратную силу и распространил ее на граждан, приобретших пенсионные права до 1 января 2002 года. Вместе с тем, вводя новый порядок исчисления общего трудового стажа, он установил такой минимальный уровень пенсионного обеспечения (минимальный расчетный размер трудовой пенсии), который превышает ранее установленный максимальный размер трудовой пенсии и, во всяком случае, превышает уровень пенсионного обеспечения, исчисленный исходя из норм Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". При этом Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не содержит нормы, ограничивающей максимальный размер трудовой пенсии тремя (для отдельных категорий граждан - тремя с половиной) минимальными размерами пенсии, которая содержалась ранее в статье 18 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Более того, согласно пункту 8 статьи 30 названного Федерального закона расчетный пенсионный капитал, исчисленный в соответствии с ее пунктом 4, подлежит индексации по нормам данного Федерального закона за весь период с 1 января 2002 года до дня, с которого назначается страховая часть трудовой пенсии.
Ранее, абзац седьмой части первой статьи 94 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации, предусматривал, что военная служба по призыву подлежала исчислению в двойном размере.
Вместе с тем оснований для применения данной нормы к спорным правоотношениям не имеется, поскольку абзац седьмой части первой статьи 94 указанного Закона введен Федеральным законом от 27.01.1995 N 10-ФЗ, вступил в силу 30 января 1995 года, и утратил силу с 01.01.2002 года.
Из материалов дела следует, что Степанов С.А. проходил службу до указанного периода (1980-1982г.г.). На момент назначения досрочной трудовой пенсии и конвертации пенсионных прав данный закон не действовал.
Порядок льготного исчисления периода прохождения гражданами военной службы по призыву установлен п. 3 ст. 10 Закона Российской Федерации от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Указанный Федеральный закон, вступивший в силу до введения законодателем нового правого регулирования в области пенсионного обеспечения, не определяет порядок учета службы в армии при преобразовании пенсионных прав граждан для определения размера пенсионного капитала. Предусмотренное исчисление времени нахождения граждан на военной службе по призыву из расчета один день военной службы за два дня работы согласно данной норме имеет отношение к стажу работы по специальности.
Вместе с тем в соответствии со статьями 27 и 27.1 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" основанием для досрочного назначения трудовой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда. Из чего следует, что стаж работы по специальности применительно к пенсионному законодательству значения не имеет.
Приведенные ответчиком в апелляционной жалобе доводы об отсутствии оснований для включения службы армии в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии не могут быть приняты во внимание.
Пунктом 109 действовавшего в спорный период Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590, служба в составе Вооруженных Сил СССР подлежала зачету в стаж работы и приравнивалась по выбору обратившегося за пенсией либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Из материалов пенсионного дела следует, что периоды работы, предшествующие и следующие за военной службой учтены в стаж на соответствующих видах работ по Списку N 1.
При изложенных обстоятельствах спорный период подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения у истца соответствующего права.
Поскольку с учетом периодов службы истца в рядах Советской Армии его стаж составил 18 лет 11 месяц 18 дней, размер пенсии подлежит исчислению с учетом стажевого коэффициента по специальному стажу работы ...
С учетом законности требования Степанова С.А. о включении службы армии в специальный стаж, решение суда в части установления стажевого коэффициента подлежит изменению.
Принимая во внимание изложенное, стаж для валоризации начального пенсионного капитала, подлежит расчёту с учетом включения периода военной службы, рассчитанного в календарном порядке, а не как указал суд первой инстанции один день службы за два дня работы.
Исходя из того, что исковые требования Степанова С.А. подлежат удовлетворению частично, и при определении размера подлежащих возмещению за счет ответчика расходов на оплату услуг представителя, произведенных истцом, суд первой инстанции руководствовался принципами разумности и справедливости, судебная коллегия не находит оснований для изменения определенного судом размера.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 19 октября 2012 года изменить.
Исковые требования Степанова С.А. удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми зачесть Степанову С.А. период его службы в составе Вооруженных Сил СССР с 02 ноября 1980г. по 20 декабря 1982г. в стаж на подземных работах, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (по Списку N1); произвести перерасчет размера трудовой пенсии по старости с применением стажевого коэффициента ... на период с 02 сентября 2006 года бессрочно; произвести перерастет пенсии с учетом стажевого коэффициента ... с 02 сентября 2006 года по 31 сентября 2012 года.
В остальной части решение Воркутинского городского суда от 19 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.