СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Юдина А.В.,
судей Слободянюк Т.А., Ошманкевича Р.А.,
при секретаре Старцевой Е.В.,
рассмотрела в судебном заседании 18 февраля 2013 года дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воркуте Республики Коми на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 1 ноября 2012 года, которым
Обязано Государственное учреждение "Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми" зачесть Смирнову В.В. в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по подпункту 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с 17 октября 1981 года по 14 ноября 1983 года из расчета один службы за два дня работы.
Признано право Смирнова В.В. на расчет трудовой пенсии с учетом стажевого коэффициента 0.68, исчисленного с применением специального стажа по подпункту 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", с 28 марта 2006 года.
Обязано Государственное учреждение "Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми" назначить и выплатить Смирнову В.В. трудовую пенсию с 28 марта 2006 года по 31 октября 2012 года с учетом стажевого коэффициента 0.68, исчисленного из продолжительности специального стажа по подпункту 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", с учетом индексации на индексы роста потребительских цен по Республики Коми.
Обязано Государственное учреждение "Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми" выплачивать Смирнову В.В. трудовую пенсию с учетом стажевого коэффициента 0.68, исчисленного из продолжительности специального стажа с тяжелыми условиями труда по подпункту 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с 01 ноября 2012 года.
Взыскана с Государственного учреждения "Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми" государственная пошлина в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации в размере ... рублей.
Заслушав доклад судьи Юдина А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Смирнов В.В. обратился в суд с иском к ГУ - УПФ РФ в г. Воркуте о возложении на ответчика обязанности зачесть период прохождения военной службы по призыву в специальный стаж, произвести перерасчет пенсии. В обоснование заявленных требований указал, что с 28.03.2006 является получателем пенсии в соответствии с п.п.1 п.1 ст.27 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Считает, что период военной службы с 17.10.1981 по 14.11.1983 подлежит включению в специальный стаж работы, при этом стажевый коэффициент по специальному стажу должен составить 0,68. Просит обязать ответчика выплатить с учетом индексации неполученную сумму пенсии, взыскать судебные расходы.
В судебном заседании стороны участия не принимали, извещены надлежащим образом.
Суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся сторон в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Воркуте РК не согласно с решением суда и просит его отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле, которые были надлежащим образом извещены о дне и месте проведения судебного заседания, и не явились в суд.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Смирнов В.В. с 28.03.2006 является получателем трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.1 п.1 ст.27 и ст.28.1 Федерального закона " 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". На основании решения Воркутинского городского суда Республики Коми от 25.04.2007 размер трудовой пенсии с 28.03.2006 рассчитан с учетом стажевого коэффициента 0,64.
Решением ... суда ... на Государственное учреждение "Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воркуте Республики Коми" возложена обязанность произвести перерасчет пенсии Смирнову В.В. с 28.03.2006 с учетом стажевого коэффициента 0,64, исчисленного из специального стажа.
Согласно военному билету, истец проходил военную службу по призыву с с 17 октября 1981 года по 14 ноября 1983 года, что составляет 2 года 00 месяцев 27 дней. Этот период включен ответчиком в общий трудовой стаж истца.
Разрешая требования Смирнова В.В. о включении в специальный стаж работы с вредными условиями труда периода прохождения службы в рядах Вооруженных Сил СССР с 17.10.1981 по 14.11.1983 в льготном исчислении из расчета один день военной службы за два дня работы, суд пришел к выводу об их удовлетворении, и исходил из того, что законодательство, действующее в период прохождения истцом военной службы по призыву - п. 109 Положения о назначении государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972, ст. 78 Закона СССР от 12.10.1967 "О всеобщей воинской обязанности", предусматривало возможность зачета военной службы в специальный трудовой стаж работы в льготном исчислении.
Вместе с тем, по мнению судебной коллегии, оснований для включения Смирнову В.В. периода прохождения службы в специальный стаж из расчета один день службы за два дня работы по делу не имеется.
Пунктом 1 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрена в связи с введением в действие настоящего Федерального закона оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. Согласно п. 4 указанной статьи в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, в которую включаются, в том числе служба в Вооруженных Силах Российской Федерации. Пунктом 5 данной статьи предусмотрено, что конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в указанном в настоящей статье порядке с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного). Данная норма льготного порядка исчисления периодов, включаемых в общий стаж и стаж на соответствующих видах работ, не предусматривала.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан" признана содержащаяся в пункте 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" норма в той части, в какой она во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 данного Федерального закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал исключает льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, не противоречащей Конституции Российской Федерации. Данная норма - по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм - не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.
Согласно выраженной в указанном Постановлении позиции Конституционного Суда Российской Федерации сам по себе переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не противоречит Конституции Российской Федерации, однако вносимые законодателем изменения, в том числе в порядок подсчета общего трудового стажа, не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан.
В целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию статьей 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал и установлен перечень периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемых в общий трудовой стаж и учитываемых в календарном порядке (пункт 4).
Отменив льготное (кратное) исчисление общего трудового стажа и исключив из него некоторые периоды общественно полезной деятельности, в течение которых не уплачивались страховые взносы, законодатель придал норме пункта 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" обратную силу и распространил ее на граждан, приобретших пенсионные права до 1 января 2002 года. Вместе с тем, вводя новый порядок исчисления общего трудового стажа, он установил такой минимальный уровень пенсионного обеспечения (минимальный расчетный размер трудовой пенсии), который превышает ранее установленный максимальный размер трудовой пенсии и, во всяком случае, превышает уровень пенсионного обеспечения, исчисленный исходя из норм Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". При этом Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не содержит нормы, ограничивающей максимальный размер трудовой пенсии тремя (для отдельных категорий граждан - тремя с половиной) минимальными размерами пенсии, которая содержалась ранее в статье 18 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Более того, согласно пункту 8 статьи 30 названного Федерального закона расчетный пенсионный капитал, исчисленный в соответствии с ее пунктом 4, подлежит индексации по нормам данного Федерального закона за весь период с 1 января 2002 года до дня, с которого назначается страховая часть трудовой пенсии.
Признавая исковые требования Смирнова В.В. обоснованными, суд сослался на положения п. 3 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", определяющего порядок льготного исчисления периодов прохождения гражданами военной службы, и устанавливающего, что время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с Указом Президента РФ) - один день военной службы за два дня работы.
Однако, указанный Федеральный закон, вступивший в силу до введения законодателем нового правого регулирования в области пенсионного обеспечения, не определяет порядок учета службы в армии при преобразовании пенсионных прав граждан для определения размера пенсионного капитала. Предусмотренное исчисление времени нахождения граждан на военной службе по призыву из расчета один день военной службы за два дня работы согласно данной норме имеет отношение к стажу работы по специальности. Вместе с тем в соответствии со статьями 27 и 27.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" основанием для досрочного назначения трудовой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда. Из чего следует, что стаж работы по специальности применительно к пенсионному законодательству значения не имеет.
Нормативным правовым актом, напрямую регулировавшим право граждан на пенсионное обеспечение и действовавшим в период прохождения истцом военной службы, являлось постановление Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий".
Подпунктом "к" пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного указанным постановлением Совета Министров СССР, предусматривался зачет в общий стаж работы службы в составе Вооруженных Сил СССР; при этом предусматривалось, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда периоды, указанные в подпункте "к", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Таким образом, период службы истца подлежал включению в специальный стаж работы в однократном размере при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.
Тогда с учетом однократного включения периода службы в армии по призыву продолжительность такого стажа составит 21 год 01 месяц 00 дней, а стажевый коэффициента - 0,66, а не 0,68, как определил суд исходя из 23 лет 09 мес. 27 дней специального стажа.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит изменению.
При этом судебная коллегия полагает необходимым отметить, что по решению ... суда ... размер трудовой пенсии по старости Смирнова В.В., исчисленный с применением специального трудового стажа, определен судом с учетом суммы, подлежащей включению в расчетный пенсионный капитал за период прохождения истцом военной службы по призыву.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 01 ноября 2012 года изменить:
Обязать Государственное учреждение "Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми" зачесть Смирнову В.В. в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по подпункту 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с 17 октября 1981 года по 14 ноября 1983 года в одинарном размере.
Признать право Смирнова В.В. на расчет трудовой пенсии с учетом стажевого коэффициента 0.66, исчисленного с применением специального стажа по подпункту 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", с 28 марта 2006 года.
Обязать Государственное учреждение "Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми" назначить и выплатить Смирнову В.В. трудовую пенсию с 28 марта 2006 года по 31 октября 2012 года с учетом стажевого коэффициента 0.66, исчисленного из продолжительности специального стажа по подпункту 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", с учетом индексации на индексы роста потребительских цен по Республики Коми.
Обязать Государственное учреждение "Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми" выплачивать Смирнову В.В. трудовую пенсию с учетом стажевого коэффициента 0.66, исчисленного из продолжительности специального стажа с тяжелыми условиями труда по подпункту 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с 01 ноября 2012 года.
Взыскать с Государственного учреждения "Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми" государственную пошлину в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации в размере ... рублей.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.