СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Сусловой Н.А.,
судей Жуковской С.В. и Нагорновой О.Н.,
при секретаре Глобу Н.В.,
рассмотрела в судебном заседании 04 февраля 2013 года дело по апелляционной жалобе ГУ - Управление ПФР в г.Воркуте РК на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 9 октября 2012 года, по которому
на ГУ- Упарвление ПФР в г.Воркуте РК возложена обязанность зачесть Шарафиеву Р.М. период его службы в составе Вооруженных Сил СССР с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" в двойном размере в стаж на подземных работах, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (по Списку N 1); произвести перерасчет размера трудовой пенсии по старости Шарафиева Р.М. с применением стажевого коэффициента "*" на период с "Дата обезличена" и бессрочно;
с ГУ - Упарвление ПФР в г.Воркуте РК в пользу Шарафиева Р.М. взыскана недоплата страховой части трудовой пенсии по старости за период с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" в сумме "Сумма обезличена" руб., индексация в сумме "Сумма обезличена" руб., расходы по оплате услуг представителя в размере "Сумма обезличена" руб., а всего "Сумма обезличена" руб.,
с ГУ - Упарвление ПФР в г.Воркуте РК взыскана государственная пошлина в размере "Сумма обезличена" руб. с зачислением в бюджет Муниципального образования городской округ "Воркута".
Заслушав доклад судьи Нагорновой О.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шарафиев Р.М. обратился в суд с иском к ГУ - Управление ПФР в г.Воркуте РК о признании периода прохождения службы в Вооруженных Силах с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" подлежащим зачету в стаж работы, дающим право на назначение досрочной трудовой пенсии в соответствии со ст.27 п.1 подп.1 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в двойном размере из расчета один день службы за 2 дня работы; зачете указанного периода в специальный стаж по Списку N 1 в двойном размере из расчета один день военной службы за два дня работы; перерасчете пенсии с учетом стажевого коэффициента "*" с "Дата обезличена" и бессрочно; выплате недополученной суммы пенсии за период с "Дата обезличена" с учетом индексации на индексы роста потребительских цен по РК, взыскании судебных расходов в размере "Сумма обезличена" руб.
Судом постановлено приведенное решение.
В апелляционной жалобе ГУ - Управление ПФР в г.Воркуте Республики Коми просит об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального права.
В суд апелляционной инстанции стороны не явились, извещены о времени и месте рассмотрения жалобы. Ходатайств и заявлений от сторон до начала судебного заседания не поступило. Препятствий для рассмотрения дела не установлено.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Шарафиев Р.М. является получателем трудовой пенсии по старости с "Дата обезличена" года в соответствии с п.п.1 п.1 ст.27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в РФ" и ст.29 Закона РФ от 19.02.1993г. N 4520-1.
Решением Воркутинского городского суда РК от "Дата обезличена", оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от "Дата обезличена", на ответчика возложена обязанность установить Шарафиеву Р.М. пенсию с учетом стажевого коэффициента "*" с "Дата обезличена", с ответчика в пользу Шарафиева Р.М. взыскана недоплата пенсии по старости за период с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" в сумме "Сумма обезличена" руб., индексация "Сумма обезличена" руб., а всего "Сумма обезличена" руб.
Вступившим в законную силу решением Воркутинского городского суда РК от "Дата обезличена" период прохождения Шарафиевым Р.М. службы в Вооруженных Силах СССР с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" признан стажем работы, дающим право на назначение пенсии в соответствии с пп.1 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; на ответчика возложена обязанность: зачесть Шарафиеву Р.М. период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" в стаж на соответствующих видах работ по Списку N1, дающий право на назначение пенсии в соответствии с пп.1 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; установить Шарафиеву Р.М. пенсию с учетом стажевого коэффициента "*" с "Дата обезличена"; выплатить недоплату пенсии и индексацию недоплаты пенсии с применением индексов роста потребительских цен в Республике Коми за период с "Дата обезличена" по "Дата обезличена", с ответчика в пользу Шарафиева Р.М. взысканы расходы по оплате услуг представителя "Сумма обезличена" руб.
При вынесении решения об удовлетворении исковых требований Шарафиева Р.М. суд первой инстанции, указав на недопустимость одновременного применения ( смешения) при исчислении расчетного размера пенсии установленного в п. 3 и п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 г. N173-ФЗ порядка, тем не менее пришел к выводу о возможности включения периода прохождения службы в специальный стаж из расчета один день службы за два дня работы.
Однако, по мнению судебной коллегии, правовых оснований для такового вывода в обстоятельствах дела не имеется.
В соответствии с п.1 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции на день назначения истцу досрочной трудовой пенсии) в связи с введением в действие указанного закона осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
Согласно п.4 ст.30 Закона N 173-ФЗ в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно-полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, в которую включаются, в том числе, служба в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Пунктом 5 данной статьи было предусмотрено, что конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в п.1 ст.27 закона, может осуществляться по их выбору в указанном в настоящей статье порядке с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного). Вместе с тем данная норма не предусматривала льготного порядка исчисления периодов, включаемых в общий стаж и стаж на соответствующих видах работ.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан" признана содержащаяся в п.4 ст.30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" норма в той части, в какой она во взаимосвязи с п.2 ст.31 данного Федерального закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал исключает льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, не противоречащей Конституции Российской Федерации. Конституционный суд признал, что данная норма - по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм - не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства. Согласно Постановлению сам по себе переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не противоречит Конституции Российской Федерации, однако вносимые законодателем изменения, в том числе в порядок подсчета общего трудового стажа, не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан.
В целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию статьей 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал и установлен перечень периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемых в общий трудовой стаж и учитываемых в календарном порядке ( п.4 в редакции закона от 31.12.2002 года).
Отменив льготное (кратное) исчисление общего трудового стажа и исключив из него некоторые периоды общественно полезной деятельности, в течение которых не уплачивались страховые взносы, законодатель придал данной норме ст.30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" обратную силу и распространил ее на граждан, приобретших пенсионные права до 1 января 2002 года. Вместе с тем, введя новый порядок исчисления общего трудового стажа, он установил такой минимальный уровень пенсионного обеспечения (минимальный расчетный размер трудовой пенсии), который превышает ранее установленный максимальный размер трудовой пенсии и, во всяком случае, превышает уровень пенсионного обеспечения, исчисленный исходя из норм Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации". При этом Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не содержит нормы, ограничивающей максимальный размер трудовой пенсии тремя (для отдельных категорий граждан - тремя с половиной) минимальными размерами пенсии, которая содержалась ранее в статье 18 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Более того, согласно п.8 ст.30 названного Федерального закона расчетный пенсионный капитал подлежал индексации за весь период с 1 января 2002 года до дня, с которого назначается страховая часть трудовой пенсии.
В своем исковом заявлении истец ссылался на положения Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", согласно ст.94 которого военная служба по призыву подлежала исчислению в двойном размере.
Оснований для применения данной нормы не имеется.
Право истца на получение трудовой пенсии не оспаривалось.
Включение периода службы в армии в стаж, исходя из предъявленных истцом требований, необходимо для увеличения стажевого коэффициента, применение которого предусмотрено ст. 30 Федерального закона при конвертации пенсионных прав на 1 января 2002 года.
Вместе с тем, преобразование пенсионных прав для определения размера пенсии Законом Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" не регулировалось, впервые понятие конвертации введено законодателем после признания данного закона утратившим силу.
Порядок льготного исчисления периода прохождения гражданами военной службы по призыву установлен п.3 ст.10 Закона Российской Федерации от 27.05.1998г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". Указанный Федеральный закон, вступивший в силу до введения законодателем нового правого регулирования в области пенсионного обеспечения, не определял порядок учета службы в армии при преобразовании пенсионных прав граждан для определения размера пенсионного капитала. Предусмотренное исчисление времени нахождения граждан на военной службе по призыву из расчета один день военной службы за два дня работы согласно данной норме имеет отношение к стажу работы по специальности. Вместе с тем, в соответствии со статьями 27 и 27.1 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" основанием для досрочного назначения трудовой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда. Из чего следует, что стаж работы по специальности применительно к пенсионному законодательству значения не имеет.
Изложенное свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, в связи с чем, решение суда подлежит отмене с вынесением нового об отказе в иске Шарафиеву Р.М.
Руководствуясь ст.328,330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 9 октября 2012 года отменить.
Вынести по делу новое решение, по которому в удовлетворении исковых требований Шарафиева Р.М. к ГУ - Упарвление ПФР в г.Воркуте РК о признании периода прохождения службы в Вооруженных Силах с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" подлежащим зачету в стаж работы, дающим право на назначение досрочной трудовой пенсии в соответствии со ст.27 п.1 подп.1 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в двойном размере из расчета один день службы за 2 дня работы; зачете периода прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" в специальный стаж по Списку N 1 в двойном размере из расчета один день военной службы за два дня работы; перерасчете пенсии с учетом стажевого коэффициента 0,69 с "Дата обезличена" и бессрочно; выплате недополученной суммы пенсии за период с "Дата обезличена" с учетом индексации на индексы роста потребительских цен по РК, взыскании судебных расходов в размере "Сумма обезличена" руб. отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.