СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Семенчиной Л.А.,
судей Захваткина И.В., Орловой И.А.,
при секретаре Забоевой Н.Ю.,
рассмотрела в судебном заседании 04 февраля 2013 года дело по апелляционной жалобе ГУ - Управление ПФР в городе Воркуте Республики Коми на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 24 октября 2012 года, по которому
исковые требования Н. к Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Воркуте о включении периода прохождения службы по призыву в специальный стаж, перерасчете пенсии, выплате недополученной пенсии с учетом индексации, взыскании судебных расходов удовлетворены частично; период прохождения Н. службы в Вооруженных силах СССР с 05.06.1974г. по 17.05.1976г. признан подлежащим зачету в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.п.1 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ; на ГУ - Управление ПФР в городе Воркуте Республики Коми возложена обязанность зачесть Н. в специальный стаж работы по Списку N1 период прохождения службы в Вооруженных силах СССР с 05.06.1974г. по 17.05.1976г. в льготном исчислении, то есть один день службы за два дня работы; произвести перерасчет пенсии Н. с 01.01.2002г. с учетом стажевого коэффициента 0,74, исчисленного из продолжительности специального стажа, выплатить недополученную сумму пенсии за период с 01.01.2002г. с учетом индексации на индексы роста потребительских цен по РК; с Управления Пенсионного фонда РФ в г.Воркуте в пользу Н. взысканы расходы на оплату услуг представителя в сумме ... , государственная пошлина в бюджет муниципального образования городского округа "Воркута" в сумме 200 (двести) рублей,
заслушав доклад судьи Орловой И.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Н. обратился с иском о возложении на ответчика обязанности зачесть период прохождения военной службы по призыву в специальный стаж, перерасчете пенсии, взыскании судебных расходов. В обоснование заявленных требований указал, что с 01.09.1966г. по 21.08.2006г. работал на предприятиях угольной отрасли г.Воркуты. По расчету ответчика стаж работы по Списку N1 составляет 25л. 01мес.11дн. Период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР ответчиком учтен в общий трудовой стаж. Считает, что так как после прохождения службы в Вооруженных Силах СССР он работал в качестве проходчика, то период военной службы с 01.05.1974г. по 17.05.1976г. подлежит включению в специальный стаж работы в льготном исчислении, то есть один день службы за два дня работы. С учетом периода службы в Советской Армии стажевый коэффициент по специальному стажу должен составить 0,74, что больше стажевого коэффициента, установленного ответчиком. Исходя из этого, истец просит обязать УПФР в г.Воркуте включить период прохождения службы по призыву с 01.05.1974г. по 17.05.1976г. в специальный стаж, произвести перерасчет пенсии с 01.01.2002г. с учетом стажевого коэффициента 0,74, и выплатить недополученную сумму пенсии (с учетом индексации) за период с 01.01.2002г. Кроме того, истец просит взыскать судебные расходы, понесенные им на оплату услуг представителя, в сумме ...
Стороны участия в судебном заседании не принимали. Представитель истца заявленные требования поддержал.
Суд принял указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Воркута просит отменить решение суда в связи с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия решение суда находит подлежащим изменению.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Н. по достижении 45 лет является получателем трудовой пенсии по старости с 16.05.1995г. в соответствии со ст.12 "а" Закона РФ от 20.11.1990 N340-1 "О государственных пенсиях в РФ". В связи с вступлением в законную силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" произведена конвертация (преобразования) пенсионных прав истца на 01.01.2002 г. в расчетный пенсионный капитал. На момент конвертации страховой стаж истца составил: общий трудовой стаж истца составил 27 лет 01 мес. 11 дней; стаж по Списку N1 - 25 лет 01 мес. 11 дней. Из пенсионного дела Н. усматривается, что с 01.01.2002г. исчисление размера пенсии, произведено УПФР в г.Воркуте с учетом стажевого коэффициента 0,71. В период с 05.06.1974г. по 17.05.1976г. Н. проходил службу в рядах Вооруженных сил СССР. Период службы истца по призыву в составе Вооруженных Сил СССР отнесен ответчиком к общему трудовому стажу. 02.08.1976 года Н. принят на шахту "Воргашорская" подземным проходчиком. Период работы истца на шахте со 02.08.1976 года отнесен к Списку N1, как работа с вредными условиями труда, работа в горячих цехах.
При вынесении решения об удовлетворении исковых требований суд первой инстанции исходил из наличия правовых основания для включения периода прохождения службы в специальный стаж из расчета один день службы за два дня работы. Однако, по мнению судебной коллегии, таковые отсутствуют.
В соответствии с п. 1 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрена в связи с введением в действие настоящего Федерального закона оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. Согласно п. 3 указанной статьи в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, в которую включаются, в том числе служба в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Пунктом 4 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено исчисление периодов военной службы по призыву в двойном размере. Согласно данной норме под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую засчитываются периоды, предусмотренные нормами пенсионного законодательства, действовавшего до 1 января 2002 года.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан" признана содержащаяся в пункте 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" норма в той части, в какой она во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 данного Федерального закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал исключает льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, не противоречащей Конституции Российской Федерации. Данная норма - по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм - не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.
Согласно сам по себе переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не противоречит Конституции Российской Федерации, однако вносимые законодателем изменения, в том числе в порядок подсчета общего трудового стажа, не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан.
В целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию статьей 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал и установлен перечень периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемых в общий трудовой стаж и учитываемых в календарном порядке (пункт 4).
Отменив льготное (кратное) исчисление общего трудового стажа и исключив из него некоторые периоды общественно полезной деятельности, в течение которых не уплачивались страховые взносы, законодатель придал норме пункта 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" обратную силу и распространил ее на граждан, приобретших пенсионные права до 1 января 2002 года. Вместе с тем, вводя новый порядок исчисления общего трудового стажа, он установил такой минимальный уровень пенсионного обеспечения (минимальный расчетный размер трудовой пенсии), который превышает ранее установленный максимальный размер трудовой пенсии и, во всяком случае, превышает уровень пенсионного обеспечения, исчисленный исходя из норм Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". При этом Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не содержит нормы, ограничивающей максимальный размер трудовой пенсии тремя (для отдельных категорий граждан - тремя с половиной) минимальными размерами пенсии, которая содержалась ранее в статье 18 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Более того, согласно пункту 8 статьи 30 названного Федерального закона расчетный пенсионный капитал, исчисленный в соответствии с ее пунктом 4, подлежит индексации по нормам данного Федерального закона за весь период с 1 января 2002 года до дня, с которого назначается страховая часть трудовой пенсии.
Порядок льготного исчисления периода прохождения гражданами военной службы по призыву установлен п. 3 ст. 10 Закона Российской Федерации от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". Указанный Федеральный закон, вступивший в силу до введения законодателем нового правого регулирования в области пенсионного обеспечения, не определяет порядок учета службы в армии при преобразовании пенсионных прав граждан для определения размера пенсионного капитала. Предусмотренное исчисление времени нахождения граждан на военной службе по призыву из расчета один день военной службы за два дня работы согласно данной норме имеет отношение к стажу работы по специальности. Вместе с тем в соответствии со статьями 27 и 27.1 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" основанием для досрочного назначения трудовой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда. Из чего следует, что стаж работы по специальности применительно к пенсионному законодательству значения не имеет.
Кроме того, не имеется оснований и для применения положений Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации, на основание которого истцу в мае 1995 года назначена пенсия, и согласно ст. 94 которого военная служба по призыву подлежала исчислению в двойном размере.
Данный вывод следует из анализа положений ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Согласно разъяснениям Пленума Верховного суда Российской Федерации в пункте 14 Постановления от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии",
при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 года "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Данные разъяснения с учетом правовой позиции изложенной в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 29.01.2004 года, позволяют признать право истца на включение службы армии в специальный стаж, однако с учетом того, что оценка пенсионных прав путем их конвертации в начальный пенсионный капитал на 1 января 2002 года не предусматривает льготного порядка подсчета периода службы в армии, оснований для включения этого периода из расчета один день службы за два дня работы не имеется.
Приведенные ответчиком в апелляционной жалобе доводы об отсутствии оснований для включения службы армии в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии не могут быть приняты во внимание.
Пунктом 109 действовавшего в спорный период Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590, служба в составе Вооруженных Сил СССР подлежала зачету в стаж работы и приравнивалась по выбору обратившегося за пенсией либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Из материалов пенсионного дела следует, что работа истца после периода службы в Армии отнесена Списком N 1 к подземным работам. При изложенных обстоятельствах спорный период подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения у истца соответствующего права.
Поскольку с учетом периодов службы истца в рядах Советской Армии его стаж составит 27 лет 0 месяцев 24 дня, размер пенсии подлежит исчислению с учетом стажевого коэффициента по специальному стажу работы 0,72.
С учетом законности требования истца о включении службы армии в специальный стаж, судебная коллегия не находит оснований для изменения размера расходов на оплату услуг представителя, поскольку взысканная с ответчика сумма расходов на оплату услуг представителя соответствует принципу разумности и справедливости.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 24 октября 2012 года изменить. Исковые требования Н. удовлетворить частично.
Возложить обязанность на Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда РФ в г. Воркуте Республики Коми включить Н. в льготный стаж работы по Списку N1 период службы в Вооруженных Силах СССР с 05.06.1974 г. по 17.05.1976г. в календарном размере, установить стажевый коэффициент 0,72 по специальному стажу с 01.01.2002 года и бессрочно; произвести перерастет пенсии с учетом стажевого коэффициента 0,72 с 01.01.2002 года.
Возложить обязанность на Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда РФ в г. Воркуте Республики Коми выплатить в пользу Н. недополученную часть пенсии с 1 января 2002 года с учетом индексации на индексы роста потребительских цен по Республике Коми, применяя помесячно индексы с февраля 2002 года.
В остальной части решение Воркутинского городского суда от 24 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.