СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Сажина А.В.,
судей Пристром И.Г., Смирновой Н.И.
при секретаре Саратовой Е.Н.
рассмотрев в судебном заседании 14 февраля 2013 года дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Воркуте Республики Коми на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 03 октября 2012 года, по которому:
обязано Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми зачесть Тестову О.А. период прохождения службы в ... с 29.06.1985 года по 15.06.1988 года (из расчета один день службы за два дня работы), а также периоды обучения в ... с 17.09.1988 года по 23.11.1988 года, с 12.02.1990 года по 21.03.1990 года, с 23.04.1990 года по 23.04.1990 года в стаж работы, дающий право на назначение пенсии в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Обязано Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми установить Тестову О.А. стажевый коэффициент 0,64 по специальному стажу с 26.05.2012 года и бессрочно.
Обязано Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми произвести Тестову О.А. перерасчет пенсии и выплатить недоплату трудовой пенсии за период с 26.05.2012 года по день принятия решения суда с учетом индексации на индексы роста потребительских цен по Республике Коми.
Взысканы с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми в пользу Тестова О.А. судебные расходы в сумме ... рублей.
Взыскана с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми государственная пошлина в бюджет Муниципального образования городского округа "Воркута" в размере ... рублей.
Заслушав доклад судьи Пристром И.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тестов О.А. обратился в суд с иском к ответчику о возложении обязанности зачесть период прохождения службы в ... с 29.06.1985 по 15.06.1988, а также периодов обучения с 17.09.1988 по 23.11.1988, с 12.02.1990 по 21.03.1990, с 23.04.1990 а по 23.04.1990 в специальный стаж по Списку N 1, произвести перерасчёт пенсии с учётом стажевого коэффициента 0,63 с 26 мая 2012 года, взыскать сумму недоплаты пенсии с индексацией, судебные расходы.
В обоснование заявленных требований указано, что истец является получателем трудовой пенсии по старости с 26 мая 2012 года в соответствии со ст.27 п. пп.1 и ст.28.1 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ". Периоды прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с 29.06.1985 по 15.06.1988, а также периоды обучения на курсах повышения квалификации с 17.09.1988 по 23.11.1988, с 12.02.1990 по 21.03.1990, с 23.04.1990 по 23.04.1990, исключены как из специального стажа работы, с чем истец не согласен, полагает, что они должны быть включены в специальный стаж.
В судебном заседании истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, участия не принимал.
Представитель Тестова О.А. - Корнюхина З.М., действующая по доверенности, исковые требования поддержала.
ГУ - Управление ПФР в г.Воркуте РК, извещенное надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направил.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ дело рассмотрено при имеющейся явке лиц.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ГУ - Управление ПФР в г.Воркуте РК просит об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального права.
Стороны, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, заявлений о рассмотрении дела в их отсутствие не поступило, также не поступило просьбы об отложении рассмотрения дела по уважительным причинам. При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела без участия сторон.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим изменению.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Тестов О.А. является получателем трудовой пенсии по старости с 26 мая 2012 года в соответствии с пп.1 п.1 ст.27 и ст.28.1 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в РФ".
Согласно пенсионному делу в период с 29.06.1985 по 15.06.1988 (2 года 11 месяцев 17 дней) Тестов О.А. проходил службу по призыву в составе ... Указанный период службы истца включен ответчиком в общий трудовой стаж.
До призыва на службу в Армию Тестов О.А. с 01.09.1984 по 20.06.1985 обучался в техническом училище N "Номер обезличен" г.Кирова. После увольнения (демобилизации) истец в период с 12.09.1988 по 26.09.1990 работал в должности подземного горнорабочего, подземного проходчика на шахте ... , который учтён ответчиком в стаж на соответствующих видах работ по Списку N1.
С 17.09.1988 по 23.11.1988, с 12.02.1990 по 21.03.1990 и с 23.04.1990 по 23.04.1990 Тестов О.А. проходил обучение на курсах повышения квалификации (3 месяца 18 дней). Указанный период ответчиком в специальный стаж включен не был.
Разрешая спор, суд обоснованно удовлетворил заявленное истцом требование об обязании ГУ - Управление ПФР в г.Воркуте РК зачесть приведенные выше периоды обучение на курсах повышения квалификации в стаж работы, дающий право на назначение пенсии в соответствии с пп.1 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с 26 апреля 2006 года.
При вынесении решения об удовлетворении исковых требований Тестова О.А. в части зачета периода прохождения службы в Вооруженных Силах СССР, установлении стажевого коэффициента в размере 0,64 и обязании ответчика произвести перерасчет пенсии и выплатить недоплату трудовой пенсии с учетом индексации, суд первой инстанции исходил из наличия правовых оснований для включения периода прохождения службы в специальный стаж из расчета один день службы за два дня работы. Однако, по мнению судебной коллегии, таковые отсутствуют.
В соответствии с п. 1 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрена в связи с введением в действие настоящего Федерального закона оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. Согласно п. 3 указанной статьи в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, в которую включаются, в том числе служба в Вооруженных Силах Российской Федерации ...
Пунктом 4 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено исчисление периодов военной службы по призыву в двойном размере. Согласно данной норме под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую засчитываются периоды, предусмотренные нормами пенсионного законодательства, действовавшего до 1 января 2002 года. Вместе с тем при исчислении расчетного размера пенсии по указанному пункту установлено его ограничение, равное 555 рублям 96 копейкам - при наличии общего трудового стажа, равного 25 годам для мужчин и 20 годам для женщин, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона N 173-ФЗ), при наличии общего трудового стажа, равного по продолжительности страховому стажу, требуемому для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, а также равное 648 рублям 62 копейкам - для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1, 11 и 13 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан" признана содержащаяся в пункте 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" норма в той части, в какой она во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 данного Федерального закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал исключает льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, не противоречащей Конституции Российской Федерации. Данная норма - по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм - не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.
Согласно сам по себе переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не противоречит Конституции Российской Федерации, однако вносимые законодателем изменения, в том числе в порядок подсчета общего трудового стажа, не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан.
В целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию статьей 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал и установлен перечень периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемых в общий трудовой стаж и учитываемых в календарном порядке (пункт 4).
Отменив льготное (кратное) исчисление общего трудового стажа и исключив из него некоторые периоды общественно полезной деятельности, в течение которых не уплачивались страховые взносы, законодатель придал норме пункта 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" обратную силу и распространил ее на граждан, приобретших пенсионные права до 1 января 2002 года. Вместе с тем, вводя новый порядок исчисления общего трудового стажа, он установил такой минимальный уровень пенсионного обеспечения (минимальный расчетный размер трудовой пенсии), который превышает ранее установленный максимальный размер трудовой пенсии и, во всяком случае, превышает уровень пенсионного обеспечения, исчисленный исходя из норм Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". При этом Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не содержит нормы, ограничивающей максимальный размер трудовой пенсии тремя (для отдельных категорий граждан - тремя с половиной) минимальными размерами пенсии, которая содержалась ранее в статье 18 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Более того, согласно пункту 8 статьи 30 названного Федерального закона расчетный пенсионный капитал, исчисленный в соответствии с ее пунктом 4, подлежит индексации по нормам данного Федерального закона за весь период с 1 января 2002 года до дня, с которого назначается страховая часть трудовой пенсии.
Порядок льготного исчисления периода прохождения гражданами военной службы по призыву установлен п. 3 ст. 10 Закона Российской Федерации от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". Указанный Федеральный закон, вступивший в силу до введения законодателем нового правого регулирования в области пенсионного обеспечения, не определяет порядок учета службы в армии при преобразовании пенсионных прав граждан для определения размера пенсионного капитала. Предусмотренное исчисление времени нахождения граждан на военной службе по призыву из расчета один день военной службы за два дня работы согласно данной норме имеет отношение к стажу работы по специальности. Вместе с тем в соответствии со статьями 27 и 27.1 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" основанием для досрочного назначения трудовой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда. Из чего следует, что стаж работы по специальности применительно к пенсионному законодательству значения не имеет.
В своем исковом заявлении истец ссылался на положения Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации, согласно ст. 94 которого военная служба по призыву подлежала исчислению в двойном размере. Вместе с тем оснований для применения данной нормы не имелось, поскольку абзац седьмой части первой статьи 94 указанного Закона введен Федеральным законом от 27.01.1995 N 10-ФЗ и вступил в силу 30 января 1995 года. Из материалов дела следует, что Тестов О.А. проходил службу до указанного периода. На момент назначения досрочной трудовой пенсии и конвертации пенсионных прав данный закон не действовал.
Приведенные ответчиком в апелляционной жалобе доводы об отсутствии оснований для включения службы армии в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии не могут быть приняты во внимание.
Пунктом 109 действовавшего в спорный период Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590, служба в составе Вооруженных Сил СССР подлежала зачету в стаж работы и приравнивалась по выбору обратившегося за пенсией либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Из материалов пенсионного дела следует, что работа истца после периода службы в Армии отнесена Списком N 1 к подземным работам. При изложенных обстоятельствах спорный период подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения у истца соответствующего права.
Поскольку с учетом периодов службы истца в рядах ... его стаж составил "Номер обезличен" лет "Номер обезличен" месяца "Номер обезличен" дня ( "Номер обезличен" лет "Номер обезличен" месяцев "Номер обезличен" дней (стаж, установленный УПФ) + "Номер обезличен" месяца "Номер обезличен" дней (учеба) + "Номер обезличен" года "Номер обезличен" месяцев "Номер обезличен" дней (служба в ... ) = ... лет "Номер обезличен" месяца "Номер обезличен" дня), размер пенсии подлежит исчислению с учетом стажевого коэффициента по специальному стажу работы 0,61.
С учетом законности требования Тестова О.А. о включении службы армии в специальный стаж, решение суда в части размера взысканных судом сумм подлежит изменению.
Исходя из того, что исковые требования Тестова О.А. удовлетворены частично, соотнося размер понесенных заявителем расходов на оплату услуг представителя с объектом судебной защиты, учитывая сложность дела, а также руководствуясь принципами разумности и справедливости, судебная коллегия считает необходимым в силу правил, установленных ст. 100 Гражданского процессуального кодекса РФ, изменить также размер судебных расходов, произведенных истцом на оплату услуг представителя, определив к взысканию ... рублей.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 03 октября 2012 года изменить.
Исковые требования Тестова О.А. удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми зачесть Тестову О.А. период прохождения службы в ... с 29.06.1985 года по 15.06.1988 года, а также периоды обучения в УКК с 17.09.1988 года по 23.11.1988 года, с 12.02.1990 года по 21.03.1990 года, с 23.04.1990 года по 23.04.1990 года в стаж работы, дающий право на назначение пенсии в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми установить Тестову ФИО17 стажевый коэффициент 0,61 по специальному стажу с 26.05.2012 года и бессрочно.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми произвести Тестову О.А. перерасчет пенсии и выплатить недоплату трудовой пенсии за период с 26.05.2012 года по день принятия решения суда с учетом индексации на индексы роста потребительских цен по Республике Коми.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми в пользу Тестова О.А. судебные расходы в сумме ... рублей.
В остальной части решение Воркутинского городского суда от 03 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.