СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Семенчиной Л.А.,
судей Архаровой Л.В., Захваткина И.В.,
при секретаре Забоевой Н.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании 4 февраля 2013 года дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в городе Воркуте Республики Коми на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 3 октября 2012 года, по которому
Государственное учреждение Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми обязано зачесть Кольцову М.Т. период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с 02 октября 1981г. по 15 октября 1983г. года в стаж работы, дающий право на назначение пенсии в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; из расчёта один день военной службы за два дня работы, установить стажевый коэффициент 0,66 по специальному стажу с 25 декабря 2007 года и бессрочно; произвести доплату трудовой пенсии за период с 25 декабря 2007 года по день принятия решения суда с учетом индексации на индексы роста потребительских цен по Республике Коми.
Взысканы с Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми в пользу Кольцова М.Т. судебные расходы в сумме ... рублей; государственная пошлина в бюджет Муниципального образования городского округа "Воркута" в размере ... рублей.
Заслушав доклад судьи Архаровой Л.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кольцов предъявил в суде иск к ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми о возложении обязанности зачесть период прохождения службы в Вооружённых Силах СССР с 02.10.1981г. по 15.10.1983г. в специальный стаж по Списку N 1 в двойном размере, произвести перерасчёт пенсии с учётом стажевого коэффициента 0,66 с 25 декабря 2007 года, взыскать сумму недоплаты пенсии с индексацией, судебные расходы.
В обоснование заявленных требований истец указал, что является получателем трудовой пенсии по старости с 25 декабря 2007г. в соответствии со ст.27 пп.1 п.1 и ст.28.1 п.2 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ". Период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с 02.10.1981г. по 15.10.1983г. отнесен к общим условиям труда, с чем истец не согласен.
Ответчик исковые требования не признал.
Суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ГУ Управление ПФР в г. Воркуте Республики Коми просит решение суда отменить в связи с нарушением норм материального права.
Стороны, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, заявлений о рассмотрении дела в их отсутствии не поступило, также не поступило просьбы об отложении рассмотрения дела по уважительным причинам. При таких обстоятельствах судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела при имеющейся явке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Кольцов является получателем трудовой пенсии по старости с 25.10.2007 года, назначенной в соответствии с пп.1 п.1 ст.27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в РФ".
Вступившим в законную силу решением Воркутинского городского суда от 18.04.2012 года на ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Воркуте возложена обязанность зачесть Кольцову в числе иных периодов и период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с 02 октября 1981г. по 15 октября 1983г. в стаж на соответствующих видах работ по Списку N 1, установлен стажевый коэффициент 0,64 по специальному стажу, который определен в 19 лет 03 месяца 01 день.
При вынесении решения об удовлетворении исковых требований Кольцова суд первой инстанции исходил из наличия правовых основания для включения периода прохождения службы в специальный стаж из расчета один день службы за два дня работы. Однако, по мнению судебной коллегии, таковые отсутствуют.
В соответствии с п. 1 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в редакции на день назначения истцу досрочной трудовой пенсии предусмотрена в связи с введением в действие настоящего Федерального закона оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. Согласно п. 4 указанной статьи в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, в которую включаются, в том числе служба в Вооруженных Силах Российской Федерации ... Пунктом 5 данной статьи предусмотрено, что конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в указанном в настоящей статье порядке с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного). Вместе с тем данная норма не предусматривала льготного порядка исчисления периодов, включаемых в общий стаж и стаж на соответствующих видах работ.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан" признана содержащаяся в пункте 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" норма в той части, в какой она во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 данного Федерального закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал исключает льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, не противоречащей Конституции Российской Федерации. Данная норма - по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм - не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.
Согласно сам по себе переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не противоречит Конституции Российской Федерации, однако вносимые законодателем изменения, в том числе в порядок подсчета общего трудового стажа, не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан.
В целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию статьей 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал и установлен перечень периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемых в общий трудовой стаж и учитываемых в календарном порядке (пункт 4).
Отменив льготное (кратное) исчисление общего трудового стажа и исключив из него некоторые периоды общественно полезной деятельности, в течение которых не уплачивались страховые взносы, законодатель придал норме пункта 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" обратную силу и распространил ее на граждан, приобретших пенсионные права до 1 января 2002 года. Вместе с тем, вводя новый порядок исчисления общего трудового стажа, он установил такой минимальный уровень пенсионного обеспечения (минимальный расчетный размер трудовой пенсии), который превышает ранее установленный максимальный размер трудовой пенсии и, во всяком случае, превышает уровень пенсионного обеспечения, исчисленный исходя из норм Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". При этом Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не содержит нормы, ограничивающей максимальный размер трудовой пенсии тремя (для отдельных категорий граждан - тремя с половиной) минимальными размерами пенсии, которая содержалась ранее в статье 18 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Более того, согласно пункту 8 статьи 30 названного Федерального закона расчетный пенсионный капитал, исчисленный в соответствии с ее пунктом 4, подлежит индексации по нормам данного Федерального закона за весь период с 1 января 2002 года до дня, с которого назначается страховая часть трудовой пенсии.
Порядок льготного исчисления периода прохождения гражданами военной службы по призыву установлен п. 3 ст. 10 Закона Российской Федерации от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". Указанный Федеральный закон, вступивший в силу до введения законодателем нового правого регулирования в области пенсионного обеспечения, не определяет порядок учета службы в армии при преобразовании пенсионных прав граждан для определения размера пенсионного капитала. Предусмотренное исчисление времени нахождения граждан на военной службе по призыву из расчета один день военной службы за два дня работы согласно данной норме имеет отношение к стажу работы по специальности. Вместе с тем в соответствии со статьями 27 и 27.1 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" основанием для досрочного назначения трудовой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда. Из чего следует, что стаж работы по специальности применительно к пенсионному законодательству значения не имеет.
Изложенное свидетельствует об отсутствии законных оснований для удовлетворения исковых требований, в связи с чем решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в их удовлетворении.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 3 октября 2012 года отменить.
Вынести по делу новое решение: Отказать Кольцову М.Т. в удовлетворении исковых требований к ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми о возложении обязанности зачесть период прохождения службы в Вооружённых Силах СССР с 02.10.1981г. по 15.10.1983г. в специальный стаж по Списку N 1 в двойном размере, произвести перерасчёт пенсии с учётом стажевого коэффициента 0,66 с 25 декабря 2007 года, взыскать сумму недоплаты пенсии с индексацией, судебные расходы.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.