СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Харманюк Н.В.,
судей Пристром И.Г., Машкиной И.М.,
при секретаре Шелеповой Н.В.,
с участием прокурора Чершкуте Я.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 11 февраля 2013 года дело по апелляционной жалобе администрации МР " ... на решение Троицко-Печорского районного суда Республики Коми от 12 декабря 2012 года, по которому
возложена обязанность на Администрацию муниципального района " ... " не позднее шести месяцев со дня вступления в законную силу настоящего судебного решения предоставить Серышевой И.Л. по договору социального найма жилое помещение в виде отдельной квартиры, отвечающее санитарным и техническим нормам, благоустроенное применительно к условиям пгт. ... Республики Коми и находящееся в черте данного населенного пункта, общей площадью не менее 42 квадратных метров на семью из двух человек.
Заслушав доклад судьи Пристром И.Г., мнение прокурора Чершкуте Я.В., полагавшей в удовлетворении жалобы отказать, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Троицко-Печорского района обратился в суд с иском в интересах Серышевой Н.Л. к администрации МР " ... " об обязании предоставить жилое помещение, пригодное для постоянного проживания, на условиях договора социального найма на состав семьи два человека.
В обоснование заявленных требований указано, что истец относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, временно проживает с несовершеннолетним сыном по адресу: Республика Коми, п. ... , ул. ... , д. ... к. ... Жилое помещение за Серышевой Н.Л. не закреплялось. В настоящее время Серышева Н.Л. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, жилым помещением для постоянного проживания не обеспечена.
В судебном заседании прокурор и истец Серышева Н.Л. заявленные требования поддержали.
Представитель администрации МР " ... " право истицы на получение жилого помещения не оспаривала, при этом с требованием о предоставлении жилого помещения на состав семьи два человека не согласилась.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация МР " ... " просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, ссылаясь на то, что Федеральный закон от 21.12.1996 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не распространяет гарантий прав на имущество и жилое помещение на членов семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем, жилое помещение может быть предоставлено только лицу из числа детей-сирот, без учета членов семьи.
В суде апелляционной инстанции стороны участия не принимали, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса РФ. Доказательств, подтверждающих уважительность неявки в суд апелляционной инстанции, стороны не представили. Поскольку суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы.
В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Реализация конституционного права граждан Российской Федерации на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (ст. 5 Федерального закона).
Согласно ст. 1 Закона Республики Коми от 22.11.2010 N 139-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма" органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми с 1 января 2011 года наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Законом, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения либо имеющих закрепленное жилое помещение частного жилищного фонда, находящееся в собственности граждан, признанное в установленном порядке непригодным для постоянного проживания, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Статьей 2 названного Закона Республики Коми установлено, что в соответствии с настоящим Законом жилыми помещениями обеспечиваются граждане, не имеющие закрепленного жилого помещения или имеющие закрепленное жилое помещение, признанные нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Серышева И.Л. имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, с ... по ... находилась под опекой Г. ... истица окончила обучение в государственном образовательном учреждении начального профессионального образования ПУ N ... г. ... В настоящее время фактически проживает по адресу: Республика Коми, п. ... , ул. ... , д. ... к. ... , числится зарегистрированной по адресу: Республика Коми, пгт. ... , ул. ... , д. ... кв. ... , и имеет на иждивении несовершеннолетнего сына С., ... г.р.
Постановлением от ... N "Номер обезличен" Серышева И.Л. постановлена на учет граждан, подавших заявление на улучшение жилищных условий по месту жительства.
28.02.2012 истица обратилась с запросом в администрацию МР " ... " о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма.
Сторонами не оспаривается, что до настоящего времени истица жильем не обеспечена.
Учитывая вышеизложенное, суд обоснованно удовлетворил требования истца о возложении на администрацию МР " ... " обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения по договору социального найма.
Решение в указанной части является правильным.
Вместе с тем, судебная коллегия находит необоснованным вывод суда о возложении на ответчика обязанности по обеспечению Серышевой И.Л. жилой площадью с учетом члена семьи в силу следующего.
Норма, закрепленная в п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривает необходимость внеочередного предоставления жилых помещений по договорам социального найма непосредственно детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа.
Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", определяя общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также направлен на оказание целевой поддержки именно указанным категориям социально незащищенных граждан.
Таким образом, исходя из системного толкования вышеприведенных правовых норм, право на внеочередное предоставление жилого помещения имеют только лица, относящиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следовательно, размер предоставляемой жилой площади должен определяться без учета иных членов их семьи.
Аналогичная позиция содержится в определении Верховного Суда РФ N3-Впр0903 от 08.07.2009.
В силу ч.2 ст.10 Закона Республики Коми от 04.07.2006 N 54-РЗ "О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма" жилые помещения предоставляются гражданам в виде отдельной квартиры по следующим нормам: 33 квадратных метра общей площади - на одинокого гражданина.
В рассматриваемом случае наличие на иждивении у истицы малолетнего ребенка не исключает возможности постановки вопроса об улучшении жилищных условий по иным основаниям, предусмотренным жилищным законодательством Российской Федерации.
С учетом этого возложение обязанности по предоставлению Серышевой И.Л. жилого помещения на состав семьи из двух человек, включая ребенка, не может быть признано обоснованным.
Решение суда в указанной части подлежит изменению с возложением обязанности на администрацию МР " ... " предоставить истице по договору социального найма жилое помещение в виде отдельной квартиры, отвечающее санитарным и техническим нормам, благоустроенное применительно к условиям пгт. ... Республики Коми и находящееся в черте данного населенного пункта, на состав семьи 1 человек размером не менее 33 кв. метра общей площади.
По общему смыслу статьи 210 Гражданского процессуального кодекса РФ, решение суда приводится в исполнение безотлагательно после вступления его в законную силу. Порядок и сроки его исполнения определены Федеральным законом от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права-права на получение жилого помещения вне очереди.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает необходимым исключить из резолютивной части решения суда указание на шестимесячный срок, в рамках которого ответчик обязан исполнить решение суда.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Троицко-Печорского районного суда Республики Коми от 12 декабря 2012 года изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции:
Обязать администрацию муниципального района " ... " предоставить Серышевой И.Л. по договору социального найма жилое помещение в виде отдельной квартиры, отвечающее санитарным и техническим нормам, благоустроенное, применительно к условиям пгт. ... Республики Коми, находящееся в черте данного населенного пункта, общей площадью не менее 33 квадратных метров.
Исключить из резолютивной части указание на шестимесячный срок, исчисляемый со дня вступления решения в законную силу, в течение которого администрация муниципального района " ... " обязана исполнить решение суда.
Председательствующий-
Судьи-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.