СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Сажина А.В.,
судей Костенко Е.Л., Пристром И.Г.,
при секретаре Чебыкиной Е.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 18 февраля 2013 года дело по апелляционной жалобе Агентства Республики Коми по социальному развитию на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 17 декабря 2012 года, по которому
признан незаконным приказ Агентства Республики Коми по социальному развитию "Номер обезличен" от "Дата обезличена" в части отказа Григорьеву В.Н. в присвоении звания "Ветеран труда".
Обязано Агентство Республики Коми по социальному развитию присвоить Григорьеву В.Н., "Дата обезличена". рождения, звание "Ветеран труда".
Заслушав доклад судьи Костенко Е.Л., объяснения представителя Агентства Республики Коми по социальному развитию Осипова О.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Григорьев В.Н. обратился в суд с иском к Агентству Республики Коми по социальному развитию и Государственному бюджетному учреждению Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Ухты" о признании приказа от "Дата обезличена". "Номер обезличен" в части отказа в присвоении звания "Ветеран труда" незаконным, признании письма от "Дата обезличена". "Номер обезличен" незаконным, обязании присвоить звание "Ветеран труда" и выдать удостоверение "Ветерана труда", взыскании расходов по уплате государственной пошлины.
Определением суда от 07.12.2012г. прекращено производство по делу в части заявленных требований Григорьева В.Н. к ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Ухты" о признании письма от "Дата обезличена". "Номер обезличен" незаконным.
Истец в судебном заседании иск поддержал.
Представитель Агентства Республики Коми по социальному развитию надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суде не присутствовал.
Представитель ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Ухты" в судебном заседании с иском не согласилась.
Судом принято указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Агентство Республики Коми по социальному развитию ставит вопрос об отмене состоявшегося решения суда, как постановленного с нарушением норм материального права.
В порядке требований ст.327 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, извещались судом апелляционной инстанции, однако, истец и представитель ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Ухты" участия в судебном заседании не принимали.
Поскольку неявка лиц, участвующих в деле, не является препятствием к рассмотрению дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие Григорьева В.Н. и представителя ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Ухты".
Проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов апелляционной жалобы, обсудив их, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
Судом установлено, что приказом Росинкассации от "Дата обезличена". "Номер обезличен" за многолетнюю и безупречную работу в системе инкассации, разработку и внедрение форм и методов работы, значительно расширяющих технические и финансовые возможности Российского объединения инкассации, а также в связи с профессиональным праздником "День работника инкассации" по Коми Республиканскому управлению инкассации (Республики Коми) - филиалу Российского объединения инкассации (РОСИНКАС) Григорьев В.Н. награжден нагрудным знаком "Отличник инкассации".
На обращение истца, приказом Агентства Республики Коми по социальному развитию от "Дата обезличена" "Номер обезличен" ему отказано в присвоении звания "Ветеран труда" в соответствии с п.п.2 п.11 Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 19 декабря 2007 года N 302, поскольку представленные документы не подтверждают право гражданина на присвоение ему звания "Ветеран труда".
Статьей 7 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" установлено, что ветеранами труда, являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В целях реализации закона Республики Коми от 12.11.2004 года N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" постановлением Правительства Республики Коми от 19.12.2007 года N 302 утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми вместе с перечнем ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда".
В соответствии с п.3 положения, звание "Ветеран труда" присваивается гражданам, которым установлена (назначена) трудовая пенсия по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" независимо от прекращения ими трудовой деятельности: - награжденным орденами или медалями либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет (подпункт 1).
Как предусмотрено п. 6 положения, для лиц, указанных в подпункте 1 п. 3 положения, основанием для присвоения звания "Ветеран труда" являются правоустанавливающие документы, подтверждающие награждение орденами, медалями либо присвоение почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, или награждение ведомственными знаками отличия в труде.
Документами, подтверждающими награждение ведомственными знаками отличия в труде, являются наградные документы, выданные в установленном порядке по перечню ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", согласно приложению N 2 к данному положению.
При присвоении звания "Ветеран труда" учитываются ведомственные знаки за отличия в труде в соответствии с профессиональной деятельностью, с соблюдением условий, что решение о награждении принято непосредственно в отношении конкретного работника (служащего), состоявшего в штате учреждения, организации или работающего (служащего) в организациях (учреждениях), на предприятиях, подведомственных соответствующему федеральному органу.
В приложении N 2 к положению приведен перечень ведомственных знаков отличия в труде, под которыми понимаются медали, почетные звания, почетные грамоты, нагрудные знаки и значки отличия, учрежденные правовыми актами ведомств и являющиеся индивидуальной формой поощрения за высокие достижения в труде и большие заслуги в служебной и иной общественно полезной деятельности.
В Перечне ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда" не указан нагрудный знак "Отличник инкассации".
Между тем, постановлением Конституционного суда Республики Коми от 30.09.2011 года приложение N 2 к положению о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", утвержденному постановлением Правительства Республики Коми от 19.12.2007 года N 302 "Об утверждении положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми", в той мере, в какой оно устанавливает исчерпывающий и, по сути, закрытый перечень ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", признано не соответствующим Конституции Республики Коми, ее статьям 4, 11, 17.
Как отмечено в указанном постановлении, приложением N 2 предусмотрен исчерпывающий и далеко не полный перечень ведомственных знаков отличия в труде, что противоречит статье 7 Федерального закона "О Ветеранах" и статье 22.1 Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми", императивно устанавливающим основания для присвоения звания "Ветеран труда", и ведет к необоснованному ограничению прав граждан, удостоенных знаком отличия в труде, учрежденных правовыми актами ведомств СССР, РСФСР и Российской Федерации, но не нашедших своего отражения в данном приложении. Кроме того, ведомства Российской Федерации не лишены возможности принимать правовые акты об учреждении новых знаков отличия в труде, которые в силу закона являются основанием для рассмотрения вопроса о присвоении звания "Ветеран труда", и поэтому отсутствие в приложении нормы, предусматривающей право граждан на присвоение данного звания в случае их награждения вновь учрежденными ведомственными знаками отличия в труде, также не согласуется с установленными законодательством большей юридической силы и приведенными выше принципами присвоения указанного звания.
Отнесение наград к ведомственным знакам отличия осуществляется в соответствии с нормативными актами министерств и ведомств.
Статьей 75 Конституции РФ установлено, что денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.
Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.
Согласно ст.4 Федерального закона от 10.07.2002 N86-ФЗ "О центральном банке РФ" Банк России во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику.
В силу ст.83 Федерального закона "О центральном банке РФ" Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, которые необходимы для осуществления деятельности Банка России. Национальные банки республик в составе Российской Федерации являются территориальными учреждениями Банка России.
Согласно Уставу Российского объединения инкассации, объединение создано в целях обеспечения деятельности Банка России для осуществления функций по денежному обращению (перевозке ценностей, резервных фондов и инкассации денежной выручки). Объединение является юридическим лицом с особыми уставными задачами, обладает обособленным имуществом, имеет самостоятельный баланс, рублевые, валютные счета в банках, от своего имени приобретает имущественные и личные неимущественные права и несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что Российское объединение инкассации фактически является государственной структурой и отнес его к ведомству.
С данным выводом судебная коллегия согласиться не может, полагая, что он принят с нарушением норм материального права.
Содержание перечисленных нормативных правовых актов, с учетом уставных документов определяющих функции Объединения, не позволяет отнести нагрудный знак "Отличник инкассации" к ведомственным знакам отличия в труде, в смысле положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми вместе с перечнем ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 19.12.2007 года N 302.
При этом в материалах дела отсутствуют доказательства, что нагрудный знак "Отличник инкассации" выдан от имени или по поручению Банка России (Центробанка РФ).
Кроме того, Положение о нагрудном знаке "Отличник инкассации" Российского объединения инкассации являлось приложением N5 к Отраслевому тарифному соглашению по организациям Российского объединения инкассации Центрального банка РФ на 2002-2004 годы, которое действовало до 31.12.2004г.
Положения о порядке награждения и отнесения к ведомственным знакам отличия нагрудного знака "Отличник инкассации" после 01.01.2005г. в материалах дела не имеется.
При указанных обстоятельствах, решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 17.12.2012г. подлежит отмене с принятием нового решения об отказе Григорьеву В.Н. в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 17 декабря 2012 года отменить. Принять по делу новое решение, которым исковые требования Григорьева В.Н. к Агентству Республики Коми по социальному развитию и Государственному бюджетному учреждению Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Ухты" о признании приказа от "Дата обезличена". "Номер обезличен" в части отказа в присвоении звания "Ветеран труда" незаконным, обязании присвоить звание "Ветеран труда" и выдать удостоверение "Ветерана труда", взыскании расходов по уплате государственной пошлины - оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.