СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего судьи Юдина А.В.,
судей Слободянюк Т.А., Ошманкевича Р.А.,
при секретаре Старцевой Е.В.,
рассмотрела в судебном заседании 14 февраля 2013 года дело по апелляционной жалобе Шоличевой Л.Д. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 17 сентября 2012 года, по которому
Шоличевой Л.Д. в иске к Государственному Совету Республики Коми об обязании принять нормативные акты, затрагивающие права детей-сирот и регламентирующие оплату дороги к месту отдыха и обратно, а также предусматривающие 100% освобождение от оплаты коммунальных услуг, по освещению, отоплению, ремонту и содержанию жилья, закрепленного за ребенком, отказано.
Заслушав доклад судьи Юдина А.В., пояснения представителя Государственного Совета Республики Коми Турковой А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шоличева Л.Д. обратилась в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с иском к Государственному Совету Республики Коми об обязании принять нормативный акт, регламентирующий оплату дороги к месту отдыха и обратно, а также нормативный акт, предусматривающий 100% освобождение от оплаты коммунальных услуг, освещению, отоплению, ремонту и содержанию жилья, закрепленного за ребенком. В обоснование иска указала, что в результате бездеятельности депутатов Государственного Совета по защите права детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, обязанность по надлежащему содержанию детей возлагается на опекунов и приемных родителей.
В судебном заседании истец Шоличева Л.Д. на удовлетворении иска настаивала в полном объеме.
Представитель ответчика Государственного Совета Республики Коми Туркова А.В., действующая на основании доверенности, в суде иск не признала, ссылаясь на доводы, изложенные в письменном отзыве.
Представитель третьего лица Агентства Республики Коми по социальному развитию Нихельман И.М., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с иском не согласилась, поддержав доводы в письменных возражениях.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Шоличева Л.Д. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене с прекращением производства по делу.
Разрешая дело и отказывая в удовлетворении заявленных требований, судом не учтено, что требования Шоличевой Л.Д. о необходимости принятия Государственным Советом Республики Коми нормативного правового акта, регламентирующего оплату дороги к месту отдыха и обратно, а также нормативного правового акта, предусматривающего 100% освобождение от оплаты коммунальных услуг, освещению, отоплению, ремонту и содержанию жилья, закрепленного за ребенком, не могут быть рассмотрены судом в порядке гражданского судопроизводства, поскольку к его компетенции не относятся.
Согласно статье 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
В силу подпункта "д" пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется также в соответствии с принципом разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица.
В соответствии со статьей 1 Закона Республики Коми "О государственном Совете Республики Коми" N 129-РЗ от 17 ноября 2010 года Государственный Совет является постоянно действующим высшим и единственным законодательным (представительным) органом власти Республики Коми (часть 1), самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности (часть 3).
По смыслу приведенных норм органы законодательной и судебной власти самостоятельны и не вправе вмешиваться в компетенцию друг друга. Суд не может обязать высший законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации принять, отменить или изменить какой-либо нормативный правовой акт.
Таким образом, заявленные Шоличевой Л.Д. требования не подлежали разрешению Сыктывкарским городским судом в порядке гражданского судопроизводства.
В силу положений главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе по заявлению заинтересованных лиц проверить соответствие закона или нормативного правового акта, принятого органом законодательной власти субъекта Российской Федерации, на соответствие федеральному закону или иному акту, имеющему большую юридическую силу.
Какие-либо акты Государственного Совета Республики Коми заявителями не оспаривались.
В соответствии с абзацем 2 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134 данного Кодекса.
В силу пункта 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, с вынесением определения о прекращении производству по делу.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 17 сентября 2012 года - отменить, производство по заявлению Шоличевой Л.Д. к Государственному Совету Республики Коми об обязании принять нормативные акты, затрагивающие права детей-сирот и регламентирующие оплату дороги к месту отдыха и обратно, а также предусматривающие 100% освобождение от оплаты коммунальных услуг, по освещению, отоплению, ремонту и содержанию жилья, закрепленного за ребенком - прекратить.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.