Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 14 февраля 2013 г.
(Извлечение)
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего судьи Сусловой Н.А.
судей Жуковской С.В. Нагорновой О.Н
при секретаре Глобу Н.В.
рассмотрела в судебном заседании 14 февраля 2013 года дело по апелляционной жалобе ГБУ РК "Центр правового обеспечения", действующего в интересах Агентства Республики Коми по управлению имуществом, на решение Сыктывдинского районного суда Республики Коми от "Дата обезличена", по которому признано незаконным решение Агентства Республики Коми по управлению имуществом об отказе Хмель М.А. в заключении договора передачи жилого помещения в собственность "Номер обезличен" от "Дата обезличена".
На Агентство Республики Коми по управлению имуществом возложена обязанность заключить с Хмель М.А. договор о передаче в собственность жилого помещения, расположенного по адресу: "Адрес обезличен"
Заслушав доклад судьи Сусловой Н.А., представителя ГБУ РК "Центр правового обеспечения" ФИО7, объяснения представителя истца ФИО8, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Хмель М.А. обратилась в суд с иском к Агентству Республики Коми по управлению имуществом о возложении обязанности передать в собственность жилое помещение, расположенное по адресу: "Адрес обезличен".
В ходе рассмотрения дела представитель истца исковые требования уточнила, просила признать незаконным решение Агентства Республики Коми по управлению имуществом "Номер обезличен" от "Дата обезличена" об отказе Хмель М.А. в заключении договора передачи жилого помещения в собственность, обязать ответчика заключить указанный договор.
Истец Хмель М.А. и её представитель ФИО8, извещённые надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Представитель ответчика Агентства Республики Коми по управлению имуществом в судебном заседании исковые требования не признала.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ГБУ РК "Центр правового обеспечения", действующий в интересах Агентства Республики Коми по управлению имуществом, просит решение суда отменить, считает его незаконным и необоснованным, так как при его вынесении судом были нарушены нормы материального права.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда исходя из доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя истца ФИО8, представителя ГБУ РК "Центр правового обеспечения" ФИО7, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Из материалов дела следует, что решением Сыктывкарского городского суда от "Дата обезличена" на Агентство Республики Коми по социальному развитию возложена обязанность предоставить Хмель М.А. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в г.Сыктывкаре, вне очереди, на состав семьи один человек и размером не менее 33 кв. м общей площади.
Определением Сыктывкарского городского суда от "Дата обезличена" утверждено мировое соглашение, согласно которому Хмель М.А. отказывается от взыскания по исполнительному листу N "Номер обезличен" от "Дата обезличена" в виде благоустроенного жилого помещения в г.Сыктывкаре на условиях социального найма, вне очереди, на состав семьи один человек и размером не менее 33 кв. м общей площади, а Агентство Республики Коми по социальному развитию обязуется в срок до "Дата обезличена" предоставить Хмель М.А. жилое помещение: однокомнатную благоустроенную квартиру общей площадью 30,9 кв. м, расположенную на 2 этаже пятиэтажного дома панельного дома по адресу: "Адрес обезличен".
"Дата обезличена" между Хмель М.А. и Агентством Республики Коми по управлению имуществом заключен договор социального найма жилого помещения, находящегося в государственной собственности Республики Коми, общей площадью 30,9 кв. м, расположенного по адресу: "Адрес обезличен".
Хмель М.А. обратилась в Агентство Республики Коми по управлению имуществом с заявлением о приватизации предоставленного ей помещения. Ответчиком вынесено решение "Номер обезличен" от "Дата обезличена" об отказе в заключении договора передачи жилого помещения в собственность гражданина. Отказ мотивирован тем, что в течение двухмесячного срока с даты подачи заявления на приватизацию жилого помещения заявителем не представлены документы, необходимые для предоставления государственной услуги, а именно документы (справки), подтверждающие место жительства истца за период времени с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" и документы со всех мест проживания, подтверждающие, что ранее право на приватизацию жилого помещения в указанные периоды не использовалось.
Данный отказ послужил основанием обращения истца в суд.
Разрешая спор, суд правильно применил нормы материального права.
В соответствии со ст.254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В отношении жилых помещений, находящихся в государственной казне Республики Коми, порядок приватизации определен Административным регламентом предоставления государственной услуги по заключению договоров передачи жилых помещений, находящихся в государственной казне Республики Коми, в собственность граждан, утвержденного приказом Агентства Республики Коми по управлению имуществом от "Дата обезличена" "Номер обезличен" "Номер обезличен"
Пункт 2.6. Административного регламента содержит перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, в который, помимо прочих, входят документы (справки), подтверждающие место жительства граждан, участвующих в приватизации жилого помещения, и несовершеннолетних детей с 04 июля 1991 года (пп.9); документы (справки) со всех мест проживания, подтверждающие, что ранее право на приватизацию жилого помещения гражданами не было использовано (в том числе несовершеннолетними детьми) (пп.10).
В этой же норме указано, что документы, указанные в подпунктах 1,2, 5-8и12-16 настоящего пункта, представляются гражданином самостоятельно. Документы, указанные в подпунктах 3, 4 и 9 - 11 настоящего пункта, запрашиваются в рамках межведомственного взаимодействия Агентством в срок, установленный в абзацах 9 и 10 пункта 3.3.2 Административного регламента, у уполномоченных государственных органов и организаций в случае, если документы, указанные в данных подпунктах, выдаются государственными органами и организациями, уполномоченными на выдачу таких документов, и не были представлены гражданином самостоятельно.
При невозможности подтверждения гражданами сведений, необходимых для предоставления государственной услуги, Агентство запрашивает дополнительные сведения у граждан, органов и организаций в пределах срока, установленного в пункте 2.4.1 Административного регламента.
Подпункт 9 п. 2.8. Административного регламента предусматривает основанием для отказа в предоставлении государственной услуги не предоставление гражданином в течение двухмесячного срока с даты подачи заявления на приватизацию жилого помещения документов, указанных в подпунктах 3, 4 и 9 - 11 пункта 2.6 Административного регламента, в случае, если указанные документы не могут быть запрошены в рамках межведомственного взаимодействия, либо гражданином не представлена информация, необходимая для запрашивания Агентством документов, указанных в подпунктах 3, 4 и 9 - 11 пункта 2.6 Административного регламента, в рамках межведомственного взаимодействия.
Судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что оспариваемое решение не содержит указания причин, по которым истребуемые документы не могли быть запрошены в рамках предоставленных ответчику полномочий по межведомственному взаимодействию, не содержит ссылку на невозможность получения данных сведений путем соответствующих запросов ввиду недостаточности представленной Хмель М.А. информации.
Хмель М.А. зарегистрирована в предоставленной ей на основании судебного акта "Адрес обезличен" "Адрес обезличен" с "Дата обезличена". В период же с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" она не имела регистрации по месту жительства в связи отсутствием в собственности или на ином праве жилого помещения, поэтому не представила справки со всех мест проживания, подтверждающие, что ранее право на приватизацию жилого помещения за указанный период ею не было использовано.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что само по себе отсутствие документов о месте проживания истца в спорные период по определенному месту жительства по причине регистрации не может ограничивать право гражданина на заключение договора приватизации жилого помещения. В соответствии с требованиями статьи 2 Закона РФ "О приватизации жилого фонда в РФ" наделяются граждане РФ, правом на приватизацию жилых помещений наделены граждане, занимающие жилое помещение на условиях социального найма.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. При этом ответчик в обоснование своей позиции не представил суду доказательств, что Хмель М.А. участвовала ранее в приватизации жилых помещений. Обстоятельств, препятствующих реализации права Хмель М.А. на приватизацию, в ходе рассмотрения дела не установлено.
Указание в жалобе на то, что у Агентства республики Коми по управлению имуществом отсутствовали правовые основания для заключения договора передачи жилого помещения в собственность Хмель М.А., поскольку истец не предоставила необходимые документы, не может быть принято во внимание, так как данные обстоятельства не могут влиять на реализацию гражданином права на бесплатную приватизацию жилого помещения в соответствии с Законом РФ "О приватизации жилого фонда в РФ".
Судом установлены все обстоятельства, имеющие значение по делу, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нормы материального и процессуального права применены верно, и оснований к отмене решения суда по всем доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывдинского районного суда Республики Коми от "Дата обезличена" оставить без изменения, апелляционную жалобу ГБУ РК "Центр правового обеспечения", действующего в интересах Агентства Республики Коми по управлению имуществом - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.