СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Харманюк Н.В.,
судей Машкиной И.М., Орловой И.А.,
при секретаре Груздевой С.В.,
рассмотрев в судебном заседании 18 февраля 2013 года дело по апелляционной жалобе ОАО "Российские железные дороги" на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 12 ноября 2012 года, по которому
с Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в пользу К. взыскан излишне удержанный налог на доходы физических лиц в размере ... рубля и компенсация морального вреда в размере ... , а всего взыскано ... ,
с Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" взыскана государственная пошлина в размере ... копеек в доход муниципального образования городского округа "Воркута",
заслушав доклад судьи Орловой И.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
К. обратился в суд с иском к ответчику о взыскании излишне удержанного налога на доходы физических лиц в размере ... , компенсации морального вреда в размере ... руб.
В обоснование требований К. указал, что состоит в трудовых отношениях с ответчиком с 26 сентября 2003 года. За период 2009-2011 год из его заработной платы был удержан налог на доходы физических лиц со стоимости проезда по бесплатным транспортным требованиям в общей сумме в размере ... копеек. Считает, что удержание является незаконным, поскольку предоставление бесплатных билетов является компенсацией, предусмотренной Федеральным законом "О железнодорожном транспорте РФ". Данная компенсация по налоговому законодательству не подлежит налогообложению.
Впоследствии истец увеличил заявленные требования, просил взыскать с ответчика излишне удержанный налог в размере ... рубль.
Определением Воркутинского городского суда Республики Коми от 23 октября 2012 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечена ИФНС России по г. Воркуте Республики Коми.
Истец, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, участия в судебном разбирательстве не принял, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель ответчика в судебном заседании и в отзыве на иск указал, что стоимость проезда, осуществляемого во время отдыха работника, не является компенсационной выплатой, связанной с выполнением трудовых обязанностей и подлежит налогообложению НДФЛ. ОАО "РЖД", производя удержания НДФЛ, исполняет обязанность, возложенную на него государством.
ИФНС по г.Воркуте РК в представленном письменном отзыве на исковое заявление просила в иске отказать, поскольку стоимость проезда по личным надобностям за счет средств ОАО "РЖД" является доходом, полученным в натуральной форме, и подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.
Судом принято вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ОАО "РЖД" просит решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права, указав, что предоставляемое своим работникам право бесплатного проезда на железнодорожном транспорте является социальной гарантией, а не компенсацией, а значит, стоимость предоставляемого работникам проезда на железнодорожном транспорте является доходом, полученным ими в натуральной форме.
Проверив материалы дела, исходя из доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец К. состоит с ответчиком в трудовых отношениях с 26 сентября 2003 года.
В период с 2009 года по 2011 год ОАО "РЖД" К. были выданы транспортные требования для бесплатного проезда на железнодорожном транспорте. Транспортные требования истцом в указанный период использованы.
Согласно справке ответчика с К. удержан налог на доходы физических лиц из суммы проезда на железнодорожном транспорте в размере ... руб. за период с марта 2009 года по декабрь 2011 года.
Удовлетворяя исковые требования, суд пришел к выводу о том, что компенсация в виде предоставления проездных документов, обеспечивающих безденежный проезд от места жительства к месту работы, а также по личным надобностям, для работников ОАО "РЖД" предоставляется им в связи с осуществлением трудовых обязанностей на железнодорожном транспорте, а потому относится к предусмотренной пунктом 3 статьи 217 Налогового кодекса РФ категории компенсаций, не подлежащих налогообложению.
С указанными выводами судебная коллегия соглашается, считает их правильными, а принятое решение отвечающим требованиям закона.
Статьей 325 Трудового кодекса РФ установлено, что лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, а также на оплату стоимости провоза багажа.
В соответствии с ч. 8 данной статьи размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, устанавливаются коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.
В соответствии с пунктом 5 статьи 25 Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" работники железнодорожного транспорта общего пользования пользуются правом бесплатного проезда на железнодорожном транспорте за счет средств соответствующих организаций в порядке и на условиях, которые предусмотрены отраслевым тарифным соглашением и коллективными договорами.
Согласно пункту 7.2.1 Отраслевого соглашения по организациям железнодорожного транспорта на 2008 год (продленного на 2009-2011 годы), действующего в период возникновения спорных правоотношений, работодателем предоставляются работникам следующие гарантии: проезд по личным надобностям в купейном вагоне поездов дальнего следования всех категорий один раз в год и проезд в пригородном сообщении или в поездах дальнего следования (при отсутствии пригородного) на суммарное расстояние двух направлений до 150 км или оплату (компенсацию) проезда.
В соответствии с пунктом 3.4.1 Коллективного договора ОАО "РЖД" на 2008-2010 годы, работники имеют право бесплатного проезда на железнодорожном транспорте общего пользования от места жительства до места работы, работнику предоставляется право бесплатного проезда по личным надобностям в поездах пригородного сообщения на суммарное расстояние двух направлений 200 км (или в дальних поездах на участках, где отсутствует пригородное сообщение) или выплачивается компенсация в размере и на условиях, установленных Компанией.
Порядок выдачи транспортных требований для оформления проезда по личным надобностям регулируется Правилами выдачи транспортных требований ОАО "РЖД" для оформления безденежного проезда, утвержденные Распоряжением ОАО "РЖД" от 09.03.2010 N 452 р.
Положениями пункта 4.4 Правил предусмотрено право штатного работника ОАО "РЖД", непрерывно отработавшего 11 месяцев в ОАО "РЖД", на получение разовых транспортных требований форм 6, 6-В и 11 для проезда по личным надобностям в поездах дальнего следования и пригородного сообщения по истечении 11 месяцев непрерывной работы в ОАО "РЖД".
До 09 марта 2010 года действовали Временные правила выдачи билетов для бесплатного проезда по личным надобностям работников железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденные распоряжением ОАО "РЖД" от 29.03.2004 N 1795-р, которыми регламентировалась выдача бесплатных транспортных требований по форме 6 для реализации работниками права бесплатного проезда по личным надобностям.
При этом порядок реализации права работника на бесплатный проезд как работающему в районах Крайнего Севера, так и в связи с работой в организациях железнодорожного транспорта, осуществляется путем выдачи бесплатных транспортных требований. Соответственно, названные компенсации, предоставляемые как в рамках Закона о Северах, так и в рамках Федерального закона о железнодорожном транспорте, имеют одинаковую правовую природу.
Перечень доходов, освобождаемых от налогообложения, содержится в ст. 217 Налогового кодекса РФ. Положений, непосредственно предусматривающих освобождение от налогообложения сумм оплаты работодателем проезда к месту проведения отпуска и обратно лицам, работающим в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, ст. 217 Налогового кодекса РФ не содержит.
Согласно пункту 3 статьи 217 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.
Понятие компенсаций, связанных с исполнением трудовых обязанностей, а также случаи их предоставления определены Трудовым кодексом РФ, согласно статье 164 которого компенсации - это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и другими федеральными законами.
Таким образом, в силу действующего трудового и налогового законодательства, оплата работодателем работникам и неработающим членам их семей стоимости проезда к месту проведения отпуска, производимая чаще одного раза в два года в соответствии с коллективным договором, локальным нормативным актом организации, трудовыми договорами, не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц.
Указанная правовая позиция подтверждена, в том числе Министерством финансов РФ, указывающим, что оплата проезда не подлежит налогообложению даже в том случае, если согласно действующему у работодателя порядку она производится чаще одного раза в два года, например, ежегодно (Письма от 16.04.2012 N 03-04-06/6-114, от 05.04.2011 N 03-04-05/6-224, от 05.08.2010 N 03-04-06/6-164, от 18.11.2009 N 03-04-06-01/300 (п. 2)).
В силу ст. 34.2 Налогового кодекса РФ именно Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Доводы ответчика о том, что проезд на железнодорожном транспорте по личным надобностям является доходом, полученным в натуральной форме, и не является компенсационной выплатой, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обоснованно не приняты во внимание, в связи с чем подлежат отклонению и доводы жалобы в указанной части.
Учитывая специфику характера организации деятельности работодателя ОАО "РЖД", а именно осуществление деятельности в сфере пассажирских и грузовых перевозок и самостоятельное определение формы предусмотренных Коллективным договором и Отраслевым соглашением компенсаций, обеспечивающих отсутствие расходов работника на проезд по личным надобностям, выбор формы реализации права на данную компенсацию (безденежный проезд или компенсация стоимости проезда) не изменяет самого права и не может ухудшать положение работника по сравнению с действующим законодательством либо ущемлять их права, в том числе право на освобождение от налогообложения, предусмотренное статьей 217 Налогового кодекса РФ.
Ссылки в жалобе на неверное применение в данном споре статьи 325 Трудового кодекса РФ признаются судебной коллегией несостоятельными.
Суд с достаточной полнотой проверил материалы дела, установил обстоятельства, имеющие значение, и пришел к правильному и обоснованному выводу о возложении обязанности на ОАО "РЖД" возместить истцу излишне удержанные суммы налога на доходы физических лиц.
Как верно указал суд первой инстанции, в настоящем споре стороны выступают не только как работник и работодатель, но и как налогоплательщик и налоговый агент.
Порядок разрешения вопроса о возврате излишне уплаченной в бюджет суммы налога предусмотрен подп. 7 п. 1 ст. 231 Налогового кодекса РФ, отсылающим к ст. 78 Налогового кодекса РФ, предусматривающую право налогоплательщика обращаться с заявлением о возврате излишне уплаченного налога в течение трех лет с даты уплаты (в данном случае - удержания налоговым агентом) суммы налога.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным, принятым в полном соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Воркутинского городского суда Республики Коми 12 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.