Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 21 февраля 2013 г.
(Извлечение)
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Белова Н.Е.,
судей Голикова А.А., Головкова В.Л.,
при секретаре Вахниной Е.А.,
рассмотрев в судебном заседании 21 февраля 2013 года дело по апелляционной жалобе Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Центр правового обеспечения" в интересах Агентства Республики Коми по управлению имуществом на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 26 ноября 2012 года, которым
обязано Агентство Республики Коми по управлению имуществом организовать меры по ликвидации несанкционированного места скопления отходов и мусора в районе зеленой зоны земельного участка кадастровый (условный) номер ... общей площадью ... кв.м., расположенного по адресу "Адрес обезличен", прилегающего к придомовой территории многоквартирных жилых домов ... и ... по улице ... в срок до "Дата обезличена" года.
В удовлетворении исковых требований Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора к Администрации МО ГО "Сыктывкар", Государственному автономному образовательному учреждению среднего профессионального образования Республики Коми "Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж им. И.А. Куратова" отказано.
Заслушав доклад судьи Голикова А.А., объяснения представителя Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Центр правового обеспечения" Трофимовой А.Н., заключение прокурора Юдина А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сыктывкарский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" об обязанности организовать уборку несанкционированного места скопления отходов и мусора в районе зеленой зоны в районе домов ... и ... по улице "Адрес обезличен" в срок до "Дата обезличена" года.
Судом к участию в деле в качестве соответчиком привлечены ГАОУ СПО Республики Коми "Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж им. И.А. Куратова", Агентство Республики Коми по управлению имуществом.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования.
Представитель Администрации МО ГО "Сыктывкар" позицию прокурора поддержал.
Представитель ГАОУ СПО РК "Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж им. И.А. Куратова" не возражала против удовлетворения иска к Агентству РК по управлению имуществом.
Представитель Агентства Республики Коми по управлению имуществом с иском не согласился.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Центр правового обеспечения" в интересах Агентства Республики Коми по управлению имуществом ставится вопрос об отмене решение суда, как незаконного и необоснованного, принятого с нарушением норм материального права.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, извещенных надлежащим образом, поскольку в силу части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации их неявка не является препятствием к рассмотрению дела.
В соответствии со статьёй 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, исходя из доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ.
В статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определено, что под охраной окружающей среды понимается деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Статьёй 3 Федерального закона от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимые условия обеспечения, благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Согласно статье 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 22 Закона Российской Федерации "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель, в том числе, от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, по ликвидации последствий захламления земель.
В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде; осуществлять мероприятия по охране земель; не допускать загрязнение, захламление на землях соответствующих категорий.
Из обстоятельств дела следует, что в результате совместной проверки, проведенной Сыктывкарским природоохранным межрайонным прокурором совместно с должностным лицом Управления Роспотребнадзора по РК, на территории зоны зеленых насаждений, расположенных напротив д. ... и ... по "Адрес обезличен" имеются многочисленные кучи твердых бытовых отходов. Отходы занимают одну четвертую сектора парка, площадь занятая под твердыми бытовыми отходами около восьми соток, что является нарушением СанПиН 3.5.2. 1376-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих", о чем был составлен акт от "Дата обезличена".
Согласно акту от "Дата обезличена" территория зеленых насаждений, расположенная напротив домов ... , ... по ул. "Адрес обезличен", находится под снежным покровом высотой до 15 см. Выявлены находящиеся на снегу единичные отходы производства и потребления, такие как алюминиевые банки, стеклянные бутылки, пластиковая упаковка, полиэтиленовые пакеты, в десяти метрах от придомовой территории жилого дома ... по ул. "Адрес обезличен" расположены утратившие потребительские свойства холодильник, стальная бытовая кастрюля, обломки телевизора, компьютера общим объемом около 0,7 куб. м.
Постановлением главы Администрации МО "Город Сыктывкар" от "Дата обезличена" утверждены границы земельных участков и предоставлены Сыктывкарскому педагогическому колледжу N 2 в бессрочное (постоянное) пользование под кадастровым номером ... площадью ... кв.м по ул. "Адрес обезличен" для обслуживания учебного корпуса; под кадастровым номером ... площадью ... кв. м по ул. "Адрес обезличен" для обслуживания общежития.
Из свидетельств о государственной регистрации права следует, что для обслуживания учебного корпуса ГАОУ СПО РК "Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова" было предоставлено на праве постоянного (бессрочного) пользования два смежных участка ... площадью ... кв.м. и ... площадью ... кв.м. ранее являвшихся единым участком общей площадью ... кв. м. с кадастровым номером ... (из постановления Администрации МО "Город Сыктывкар" от "Дата обезличена" о предоставлении следует, что площадь названного участка ... кв.м.).
Решением Агентства РК по управлению имуществом от "Дата обезличена" у ГАОУ СПО РК "Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова" право пользования земельным участком ... площадью ... кв.м. прекращено.
В настоящее время, согласно свидетельству о государственной регистрации права от "Дата обезличена", земельный участок из земель населенных пунктов общей площадью ... кв.м. по адресу ул. "Адрес обезличен", кадастровый (условный) номер ... принадлежит на праве собственности Республике Коми.
Как следует из представленных суду материалов, в том числе актов обследования, фотографий, бытовые отходы расположены на земельном участке ... в районе зеленой зоны.
Установив вышеприведенные обстоятельства, правильно применив нормы материального права, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что поскольку Агентство Республики Коми по управлению имуществом является собственником участка, на котором расположена несанкционированная свалка, обязанного в силу Земельного кодекса РФ предотвращать захламление принадлежащих ему земель отходами и ликвидировать последствия такого захламления, имеются основания для удовлетворения заявленных прокурором требований.
Судебная коллегия полагает, что такой вывод суда первой инстанции является правильным.
Доводы жалобы в части предъявления требований к ненадлежащему ответчику и обязанности управляющей компании, обслуживающей многоквартирные дома "Номер обезличен" и "Номер обезличен" по ул. "Адрес обезличен", по уборке мусора как причинителя вреда, не могут быть приняты во внимание, поскольку достоверных доказательств причинения вреда каким либо иным лицом не представлено.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Доводы жалобы аналогичны возражениям ответчика, которые были предметом исследования суда первой инстанции. По существу они сводятся к переоценке выводов суда и доказательств по делу, основаны на неправильной оценке обстоятельств данного дела, а потому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда первой инстанции.
Судебная коллегия полагает, что суд с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. Значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно, нормы материального права применены верно. Процессуальных нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являющихся основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 26 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Центр правового обеспечения" в интересах Агентства Республики Коми по управлению имуществом - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.