СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Сусловой Н.А.,
судей Жуковской С.В. и Нагорновой О.Н.,
при секретаре Глобу Н.В.,
рассмотрела в судебном заседании 18 февраля 2013 года дело по апелляционной жалобе Кызьюрова А.И. на решение Княжпогостского районного суда Республики Коми от 27 ноября 2012 года, по которому
в удовлетворении исковых требований Кызьюрова А.И. к ФСИН России, ГУФСИН России по РК и ФКУ ЛИУ-3 ГУФСИН России по Республике Коми о признании его и членов его семьи в количестве четырех человек нуждающимися в улучшении жилищных условий непосредственно в Учреждении ФКУ ЛИУ-3 ГУФСИН России по Республике Коми для участия в Федеральной целевой Программе "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ N 153 от 21.03.2006 года, признании права на участие в Федеральной целевой Программе "Жилище" на 2011-2015 годы, возложении на ФСИН России в лице ГУФСИН России по РК обязанности включить в список граждан на получение государственного жилищного сертификата с 2012 года, признании отказа ГУФСИН России по РК незаконным и его отмене, возложении на ФСИН России и ГУФСИН России по РК обязанности выдать в 2013 году государственный жилищный сертификат на состав семьи из четырех человек для приобретения жилого помещения в г.Сыктывкаре отказано.
Заслушав доклад судьи Нагорновой О.Н., объяснения истца Кызьюрова А.И., представителя ГУФСИН России по Республике Коми Мартыновой Ларисы Михайловны, третьего лица Белорусская А.О., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кызьюров А.И. обратился в суд с иском к ФСИН России, ГУФСИН России по Республике Коми и ФКУ ЛИУ-3 ГУФСИН России по РК о признании решения ФКУ ЛИУ-3 от отказе в признании его и членов его семьи в количестве четырех человек нуждающимися в улучшении жилищных условий и постановке на учет в целях участия в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством "Федеральной целевой Программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ N 153 от 21.03.2006 года, признании права на участие в указанной подпрограмме и постановке на соответствующий учет, возложении обязанности выдать ему ГЖС на состав семьи в 2013 году. В обоснование иска указал, что в связи с проводимыми по месту службы процедурами по его увольнению ввиду достижения предельного возраста он "Дата обезличена" года обратился в ФКУ ЛИУ-3 ГУФСИН России по РК с рапортом о признании нуждающимся в жилом помещении и постановке на учет в целях участия в Подпрограмме для получения за счет средств федерального бюджета социальной выплаты, удостоверяемой ГЖС, на приобретение жилого помещения, на что получил оспариваемый отказ. Принимая во внимание, что его семья была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий органом местного самоуправления до "Дата обезличена" года, Кызьюрова А.И. полагал отказ ФКУ ЛИУ-3 ГУФСИН России по РК необоснованным и неправомерным.
Суд постановил приведенное решение.
Об отмене решения просит Кызьюров А.И., полагая, что верно установив обстоятельства дела, суд пришел к ошибочным выводам, не соответствующим нормам материального права.
В суде апелляционной инстанции Кызьюров А.И. на удовлетворении своей жалобы и исковых требований настаивал.
Белорусская А.О. поддержала жалобу Кызьюрова А.И.
Представитель ГУФСИН России по Республике Коми с жалобой Кызьюрова А.И. не согласилась, просила оставить решение без изменений.
Ходатайств и заявлений от сторон до начала судебного заседания не поступило.
Препятствий для рассмотрения дела не установлено.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении.
Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к выводу об отмене постановленного судом первой инстанции решения с вынесением нового об удовлетворении иска Кызьюрова А.И.
При этом исходит из следующего.
Кызьюров А.И. проходил службу в ФКУ ЛИУ-3 ГУФСИН России по РК в должности "Должность обезличена" в звании "Звание обезличено" службы с "Дата обезличена". На момент вынесения решения по месту прохождения службы истца проводились процедуры по его увольнению. В суд апелляционной инстанции представлен Приказ N "Номер обезличен" от "Дата обезличена" об увольнении Кызьюрова А.И. из уголовно-исполнительной системы по ст.58 п. "б" ( по достижению предельного возраста) "Дата обезличена" года. Согласно приведенного приказа выслуга лет на момент увольнения истца составила ... лет ... мес. ... дн., в льготном исчислении - ... год ... мес. ... дн.
"Дата обезличена" года Кызьюров А.И. обратился к начальнику ЛИУ-3 с рапортом о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет в составе семьи 4 чел. в целях участия в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством "Федеральной целевой Программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ N 153 от 21.03.2006 года для получения за счет средств федерального бюджета социальной выплаты, удостоверяемой ГЖС, на приобретение жилого помещения.
"Дата обезличена" года в ответ на рапорт истца начальником ЛИУ-3 Кызьюрова А.И. был направлен ответ о невозможности признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет на улучшение жилищных условий в связи с тем, что с "Дата обезличена" года в соответствии с п.3 ст.52 ЖК РФ принятие на жилищный учет граждан осуществляется органом местного самоуправления по месту жительства. Пакет документов, являвшийся приложением к рапорту от "Дата обезличена" года, был возвращен истцу.
Разрешая судебный спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что доводы, изложенные в ответе от "Дата обезличена" года, не могут служить основанием для отказа Кызьюрова А.И. в положительном разрешении вопроса, поставленного им в рапорте от "Дата обезличена" года.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, признавая возражения против этого со стороны ответчиков необоснованными.
Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) был предусмотрен специальный порядок обеспечения жилыми помещениями работников уголовно-исполнительной системы. В силу статьи 35 приведенного Закона сотрудники уголовно-исполнительной системы имели право на получение жилой площади в виде отдельной квартиры или дома, предоставляемых местными органами власти. Кроме того, предусматривалось, что уголовно-исполнительная система может иметь ведомственный жилой фонд.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, которым с 1 января 2005 года статья 35 Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" признана утратившей силу, и определено, что финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам является расходным обязательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 33).
Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Согласно части 1 статьи 52 ЖК РФ, введенного в действие с 1 марта 2005 года, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных Кодексом случаев. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 2.2 определения от 12 апреля 2011 года N 551-О-О, по смыслу этой нормы, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является, по общему правилу, обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма, как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 ЖК РФ).
Законодательством РФ предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 153 от 21 марта 2006 года установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Как следует из абзаца 6 подпункта "а" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
В соответствии с пунктом 9 Правил сотрудники, подлежащие увольнению (увольняемые) с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), приобретают право на получение сертификата в течение последнего года военной службы (службы).
Согласно пункту 18 Правил, выдачу сертификатов гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 5 Правил, - осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба).
В соответствии с пунктом 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме с приложением указанных в подпункте "а" данного пункта документов.
Приказом Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации N 287 от 04 июня 2007 года была утверждена Инструкция о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам-участникам вышеуказанной федеральной подпрограммы (утратила силу с 22.07.2012 года в связи с утверждением новой Инструкции приказом Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации от 16 мая 2012 года N 267), согласно пункту 3 которой для участия в подпрограмме сотрудники уголовно-исполнительной системы, указанные в подпункте "а" пункта 5 Правил, подают заявление (рапорт) на участие в подпрограмме.
В соответствии с пунктом 7 Инструкции организация работы по формированию списков граждан - участников подпрограммы осуществляется учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы, в которых эти граждане состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений).
Должностными лицами совместно с органом по учету и распределению жилья и оперативным подразделением учреждения или органа уголовно-исполнительной системы рассматриваются представленные заявления, организуется работа по проверке документов, подтверждающих право граждан на их участие в подпрограмме (п. 8).
По результатам проверки выносится решение о включении (отказе во включении) заявителей в число граждан - участников подпрограммы.
В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения.
Для включения в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 15 июля года, предшествующего планируемому, представляет в учреждение или орган уголовно-исполнительной системы, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году (пункты 12, 13).
Должностными лицами совместно с органом по учету и распределению жилья подразделения, подведомственного территориальному органу уголовно-исполнительной системы, на основании заявлений граждан, изъявивших желание получить жилищный сертификат в планируемом году, формируется список на планируемый год согласно приложению N 2 к Правилам.
Список, утвержденный начальником подразделения и сформированные в установленном порядке учетные дела до 1 августа года, предшествующего планируемому, представляются в территориальный орган уголовно-исполнительной системы.
По результатам рассмотрения представленных списков принимается решение о включении граждан в состав участников подпрограммы по территориальному органу, образовательному учреждению уголовно-исполнительной системы и организуется работа по составлению сводного списка.
В силу приведенных правовых норм надлежащим органом, в который должен был обратиться Кызьюров А.И. по указанному вопросу, являлся орган исполнительной власти, где проходила его служба, то есть ЛИУ-3 Управления ФСИН России по Республике Коми.
Имеющая в данном случае юридическое значение нуждаемость истца в улучшении жилищных условий была признана в установленном законом порядке "Дата обезличена" года, подтверждена допустимыми доказательствами и на момент рассмотрения рапорта Кызьюрова А.И. не отпала.
Таким образом, поскольку из материалов дела следует, что Кызьюров А.И. на момент обращения с рапортом "Дата обезличена" года о включении его в состав участников подпрограммы, имел общую продолжительность службы более ... лет, в установленном законом порядке был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, в связи с чем имел право на участие в указанной подпрограмме на "Дата обезличена" год, его иск подлежал удовлетворению в полном объеме.
Верно установив обстоятельства по делу и применив надлежащие нормы материального права, суд первой инстанции пришел к итоговым ошибочным выводам, в связи с чем судебная коллегия считает необходимым решение суда отменить и вынести по делу новое решение об удовлетворении требований Кызьюрова А.И.
Руководствуясь ст.328,330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Княжпогостского районного суда Республики Коми от 27 ноября 2012 года отменить.
Вынести по делу новое решение, по которому
признать незаконным решение ФКУ ЛИУ-3 ГУФСИН России по Республике Коми от "Дата обезличена" года об отказе Кызьюрову А.И. в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет в целях участия в Подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 для получения за счет средств федерального бюджета социальной выплаты удостоверяемой государственным жилищным сертификатом для приобретения жилого помещения.
Признать за Кызьюровым А.И. право на участие в Подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 для получения за счет средств федерального бюджета социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом для приобретения жилого помещения.
Обязать ГУФСИН России по Республике Коми включить Кызьюрова А.И. с составом семьи 4 человека: Кызьюров А.И., Белорусская А.О., Кызьюров Г.А., Белорусский А.А. в список участников Подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050, в числе лиц, претендующих на получение государственного жилищного сертификата 2013 года выпуска по дате подачи рапорта - "Дата обезличена" года.
Обязать ФСИН России и ГУФСИН России по РК выдать Кызьюрову А.И. государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на состав семьи 4 человека в порядке очередности.
Председательствующий-
Судьи-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.