СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Белова Н.Е.,
судей Голикова А.А. и Головкова В.Л.,
при секретаре Вахниной Е.А.,
рассмотрев в судебном заседании 25 февраля 2013 года дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования городского округа "Усинск" на решение Усинского городского суда Республики Коми от 26 ноября 2012 года, которым
удовлетворены исковые требования прокурора г.Усинска, поданные в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Муниципального образования городского округа "Усинск", территориальному органу администрации МО ГО "Усинск" - администрации села Колва, Обществу с ограниченной ответственностью "Колва" об обязании исполнения требований законодательства об отходах производства и потребления.
На администрацию Муниципального образования городского округа "Усинск", территориальный орган администрации МО ГО "Усинск" - администрацию села Колва, Общество с ограниченной ответственностью "Колва" возложена обязанность в срок до 01 августа 2013 года ликвидировать несанкционированный объект размещения отходов площадью ... м, расположенный на территории "Адрес обезличен" за телятниками вдоль оврага, в котором протекает ручей Безымянный.
Заслушав доклад судьи Белова Н.Е., заключение прокурора Ковригиной О.Н., полагавшей удовлетворить апелляционную жалобу, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г.Усинска, в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением к ответчикам об обязании в срок до 01.08.2013 ликвидировать несанкционированный объект размещения отходов общей площадью ... м, расположенный на территории "Адрес обезличен" за телятниками вдоль оврага, в котором протекает р.Безымянный. Заявленные требование мотивировал тем, что при проведении 12.10.2012 на территории г.Усинска контрольно-рейдового мероприятия выявлена несанкционированная свалка отходов, размещенная ООО "Колва" на землях МО ГО "Усинск".
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования.
Представители ответчика администрации МО ГО "Усинск" требования прокурора не признали, полагали, что ООО "Колва", виновное в образовании свалки, должно ликвидировать несанкционированный объект размещения отходов.
Представитель ответчика территориального органа администрации МО ГО "Усинск" - администрации с.Колва не согласилась с заявленными требованиями, пояснив, что помощь в решении вопросов в области охраны окружающей среды, связанных с обращением отходов производства и потребления должна оказывать администрация МО ГО "Усинск", поскольку указанные функции закреплены в положении об Общественном Экологическом Совете при главе администрации МО ГО "Усинск", утвержденном постановлением администрации ГО "Усинск" от 16.04.2012 "Номер обезличен".
Представитель ответчика ООО "Колва" признала заявленные требования в полном объеме.
Представитель третьего лица Усинского городского комитета по охране окружающей среды требования прокурора поддержала в полном объеме.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрацией МО ГО "Усинск" ставится вопрос об отмене решения суда в связи с неправильным применением норм материального права, с указанием на то, что обязанность по ликвидации несанкционированного объекта размещения отходов должна быть возложена на собственника данных отходов ООО "Колва".
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решения суда подлежащим отмене в части.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 12.10.2012 комиссией по проведению контрольно-надзорных рейдов по выявлению несанкционированных свалок твердо-бытовых отходов на территории муниципального образования городского округа "Усинск", созданной на основании постановления Главы МО ГО "Усинск" от 23.09.2011 "Номер обезличен", установлено, что на территории "Адрес обезличен" за телятниками вдоль оврага, в котором протекает р.Безымянный, находится сваленный в кучу навоз, перемешанный с обрывками полимерного материала белого цвета, общей площадью ... м высотой до ... м.
Данная несанкционированная свалка образована в результате производственной деятельности ООО "Колва", что не оспаривалось в судебном заседании представителем Общества, при этом заявленные требования были признаны в полном объеме.
На основании ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Данное право также закреплено в п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения. Согласно п. 24 ч. 1 ст. 16 того же Федерального закона организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относятся к вопросам местного значения городского округа.
Из положения ст. ст.8, 12, 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" следует, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 7.8 ГОСТ N 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного Постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 года N 607-ст, собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
Разрешая заявленные требования, суд, руководствуясь вышеприведенными нормами, ст.9 Устава МО ГО "Усинск", пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований прокурора, возложив на администрацию МО ГО "Усинск", территориальный орган администрации МО ГО "Усинск" - администрацию "Адрес обезличен", как ответственных в силу закона за очистку от отходов территорий муниципальных образований, а также на ООО "Колва", как собственника отходов производства, обязанность в срок до 01 августа 2013 года ликвидировать несанкционированный объект размещения отходов площадью ... м, расположенный на территории "Адрес обезличен" за телятниками вдоль оврага, в котором протекает ручей Безымянный.
Судебная коллегия полагает неверным вывод суда в части возложения данной обязанности на администрацию МО ГО "Усинск" и территориальный орган администрации МО ГО "Усинск" - администрацию с. Колва и решение суда подлежащим отмене в указанной части по следующим основаниям.
В силу ст. 4 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались (п.1). Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов (п.2). В случае, если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность в соответствии с гражданским законодательством (п.4).
В судебном заседании установлено, что собственником отходов является ООО "Колва", несанкционированная свалка образовалась в результате производственной деятельности данного предприятия. Данные факты признаны представителем Общества, более того, представитель пообещал ликвидировать свалку в срок до 01 августа 2013 года. Отсюда следует, что цели отказаться от права собственности на отходы ООО "Колва" не преследует.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Согласно ч.7 ст. 12 ФЗ РФ "Об отходах производства и потребления" следует, что размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов запрещается.
На основании изложенного, судебная коллегия считает доказанным тот факт, что ООО "Колва" является собственником отходов и по его вине, в результате хозяйственной деятельности, образовалась несанкционированная свалка в связи с нарушением Обществом требований земельного и природоохранного законодательства.
Юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений п.1 ст.76 Земельного кодекса РФ.
Пунктом 3 ст. 76 Земельного кодекса РФ установлено, что приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
В соответствии с п.1, 2 ст.77 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности подлежит возмещению заказчиком и (или) субъектом хозяйственной и иной деятельности.
Таким образом, в силу положений ст. 77 Федерального закона "Об охране окружающей среды", ч. 1 ст. 76 Земельного кодекса РФ, ст. ст. 15, 1064 Гражданского кодекса РФ вред окружающей среде подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Ответственность, предусмотренная названными нормами, наступает при условии доказанности противоправного поведения причинившего вред лица и его вины, а также причинно-следственной связи между противоправными действиями и наступившими неблагоприятными последствиями.
Частью 2 ст.78 Федерального закона "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
Имеющиеся в деле доказательства свидетельствуют о том, что размещение свалки осуществлено ООО "Колва" без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидимиологическое благополучие населения, т.е. в результате противоправных действий Общества нарушено закрепленное ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст.11 Закона РФ от 10.01.2002 N7-ФЗ "Об ожране окружающей среды", ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Исходя из системного толкования вышеуказанных положений закона и установленных по делу обстоятельств, учитывая, что установлен собственник отходов и лицо, виновное в образовании несанкционированной свалки, которым является ООО "Колва", обязанность по ликвидации несанкционированного объекта размещения отходов площадью ... м, расположенного на территории "Адрес обезличен" за телятниками вдоль оврага, в котором протекает ручей Безымянный, должна быть возложена в полном объеме на данное Общество. При этом следует отметить, что администрацией МО ГО "Усинск" во исполнение обязанности по очистке от отходов территорий муниципальных образований предприняты меры по созданию комиссии и проведению контрольно-рейдовых мероприятий по выявлению, ликвидации и недопущению образования несанкционированных свалок, материалы рейда переданы в прокуратуру для принятия мер прокурорского реагирования.
Принимая во внимание изложенное, решение суда в части возложения обязанности по ликвидации свалки на администрацию МО ГО "Усинск", территориальный орган администрации МО ГО "Усинск" - администрацию с. Колва нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене в силу п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, как постановленное с нарушением норм материального права.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Усинского городского суда Республики Коми от 26 ноября 2012 года в части возложения обязанности на администрацию Муниципального образования городского округа "Усинск", территориальный орган администрации МО ГО "Усинск" - администрацию села Колва в срок до 01 августа 2013 года ликвидировать несанкционированный объект размещения отходов площадью ... м, расположенный на территории "Адрес обезличен" за телятниками вдоль оврага, в котором протекает ручей Безымянный отменить.
Вынести в указанной части новое решение.
Отказать прокурору г.Усинска в удовлетворении иска, поданного в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности на администрацию Муниципального образования городского округа "Усинск", территориальный орган администрации МО ГО "Усинск" - администрацию села Колва в срок до 01 августа 2013 года ликвидировать несанкционированный объект размещения отходов площадью ... м, расположенный на территории "Адрес обезличен" за телятниками вдоль оврага, в котором протекает ручей Безымянный.
В остальной части решение Усинского городского суда Республики Коми от 26 ноября 2012 года оставить без изменения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.