СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Кореневой И.В.,
судей Смирновой Н.И., Ушаковой Л.В.,
при секретаре Красавцевой Т.Л.,
рассмотрела в судебном заседании 25 февраля 2013 года дело по апелляционной жалобе Агентства Республики Коми по социальному развитию на решение Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 24 декабря 2012 года, которым
исковые требования Кузьминой Е.В. к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Вымского района", Агентству Республики Коми по социальному развитию о признании права на присвоение звания "Ветеран труда", об обязании принять документы для присвоения звания "Ветеран труда", о выдаче удостоверения "Ветеран труда" удовлетворены;
признано за Кузьминой Е.В. право на присвоение звания "Ветеран труда";
на государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Вымского района" возложена обязанность принять от Кузьминой Е.В. соответствующие документы для присвоения звания "Ветеран труда";
на Агентство Республики Коми по социальному развитию возложена обязанность выдать Кузьминой Е.В. удостоверение "Ветеран труда".
Заслушав доклад судьи Смирновой Н.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кузьмина Е.В. обратилась в суд с иском к ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Вымского района" (далее - ГБУ РК "ЦСЗН Усть-Вымского района"), Агентству Республики Коми по социальному развитию о признании права на присвоение звания "Ветеран труда", обязании ГБУ РК "ЦСЗН Усть-Вымского района принять документы на присвоение звания "Ветеран труда", обязании Агентства учесть Почетную грамоту Федеральной налоговой службы как ведомственный знак отличия в труде и выдать удостоверение. В обоснование иска указала, что на основании приказа от 22.06.2012 года "Номер обезличен" истцу отказано в присвоении звания "Ветеран труда" ввиду отсутствия оснований согласно представленным документам, которые не отвечают требованиям абз. 3 пп. 1 п. 6 Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми, утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми от 19 декабря 2007 г. N 302, в связи с чем она лишена права на получение льгот, предоставляемых гражданам, имеющим звание "Ветеран труда".
Истец в судебном заседании на исковых требованиях настаивала.
Представитель ответчика ГБУ РК "ЦСЗН Усть-Вымского района" требования не признала.
Представитель ответчика Агентство Республики Коми по социальному развитию просил рассмотреть дело без его участия.
Суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Агентство Республики Коми по социальному развитию ставит вопрос об отмене решения суда в связи с неправильным применением норм материального права, мотивируя тем, что Почетная грамота ФНС не входит в перечень ведомственных наград, указанных в Постановлении Правительства Республики Коми от 19.12.2007 года N 302.
Стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, исходя из доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, с 22 мая 2012 года Кузьмина Е.В. является получателем пенсии по старости, что подтверждается удостоверением установленной формы, выданным 05 июня 2012 года "Номер обезличен".
В период трудовой деятельности в должности начальника отдела Межрайонной инспекции ФНС России N 6 по Республике Коми 28 декабря 2005 года за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу в налоговых органах Кузьминой Е.В. вручена Почетная грамота Федеральной налоговой службы.
По результатам рассмотрения обращения истца приказом Агентства Республики Коми по социальному развитию от 22 июня 2012 года "Номер обезличен" истцу отказано в присвоении звания "Ветеран труда" ввиду отсутствия оснований в части отнесения наград к ведомственным знакам отличия в труде, учрежденных федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации, на основании представленных наградных документов, которые не отвечают требованиям абз. 3 пп. 1 п. 6 Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми.
О принятом решении ГБУ РК "ЦСЗН г. Воркута" уведомило Кузьмину Е.В. письмом от 02 июля 2012 года "Номер обезличен".
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд исходил из требований Закона Республики Коми от 12.11.2004 года N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми", Постановления Конституционного Суда Республики Коми от 30.09.2011 года, а также из утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 года N 506 Положения о Федеральной налоговой службы, применив которые к обстоятельствам дела в их совокупности, пришел к выводу о том, что награждение Почетной грамотой является для истца ведомственным знаком отличия в труде.
Судебная коллегия признает выводы суда правильными, основанными на верном толковании и применении норм закона.
Федеральный закон от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", которым регулируется правовой статус ветеранов труда, относит к ним, в том числе, лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде (подпункт 2 пункта 1 статьи 7) и предоставляет субъектам Российской Федерации право определять порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" (пункт 4 статьи 7).
Вместе с тем, полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по определению порядка и условий присвоения звания "Ветеран труда" ограничены федеральным законодательством, в том числе актами, определяющими категории граждан, являющихся ветеранами труда. Граждане, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие соответствующий трудовой стаж, в обязательном порядке признаются субъектами данного права, поскольку данное положение зафиксировано в пункте 2 части 1 статьи 7 Закона "О ветеранах". Субъект Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные категории знаков и иных оснований для расширения круга лиц, которым может быть присвоено звание "Ветеран труда", однако он не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О ветеранах".
Из положений Закона Республики Коми от 12.11.2004 года N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" и Постановления Правительства Республики Коми от 19.12.2007 года N 302 "Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми" (далее - Положение) следует, что звание "Ветеран труда" присваивается после установления (назначения) в установленном порядке трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" независимо от прекращения трудовой деятельности лицам, в том числе, награжденным ведомственными знаками отличия в труде, имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
При присвоении звания "Ветеран труда" учитываются ведомственные знаки за отличия в труде в соответствии с профессиональной деятельностью, с соблюдением условий, что решение о награждении принято непосредственно в отношении конкретного работника (служащего), состоявшего в штате учреждения, организации или работающего (служащего) в организациях (учреждениях), на предприятиях, подведомственных соответствующему федеральному органу.
Федеральное законодательство не содержит определения ведомственного знака отличия в труде или перечня таких знаков.
Однако указанные знаки отличия могут служить основанием для присвоения звания "Ветеран труда" только в том случае, если решение о награждении принято государственным органом исполнительной власти СССР или Российской Федерации, а документ о награждении содержит подпись должностного лица в ранге руководителя министерства СССР или РФ либо имеются основания полагать, что награждение происходит от имени соответствующего министерства (ведомства).
Основанием для присвоения звания "Ветеран труда" являются правоустанавливающие документы, подтверждающие награждение орденами, медалями либо присвоение почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, или награждение ведомственными знаками отличия в труде. Документами, подтверждающими награждение ведомственными знаками отличия в труде, являются наградные документы, выданные в установленном порядке по перечню ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", согласно приложению N 2 к настоящему Положению.
Из приложения N 2 следует, что в перечень ведомственных знаков отличия в труде включена, в том числе и Почетная грамота Министерства РФ по налогам и сборам (пп. 98 п. 4).
На основании Указа Президента РФ от 09.03.2004 года N 314 Министерство РФ по налогам и сборам преобразовано в Федеральную налоговую службу с передачей ей соответствующих полномочий.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 года N506, которым утверждено Положение о Федеральной налоговой службе, Федеральная налоговая служба и её территориальные органы являются правопреемниками Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.
С учетом изложенного, Почетная грамота, которой награждена истец, исходя из характера отмечаемых заслуг, является ведомственным знаком отличия в труде.
Принимая во внимание, что Кузьмина Е.В. является пенсионером по старости, награждена ведомственным знаком отличия в труде, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отказ в присвоении ей звания "Ветеран труда" является незаконным, а ее исковые требования - обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии в перечне наград Почетной грамоты ФНС России не влекут отмену законного и обоснованного решения суда. Учитывая преобразование Министерства Российской Федерации по налогам и сборам в Федеральную налоговую службу, в результате которого последняя стала правопреемником с аналогичными полномочиями и функциями указанного министерства, возможность применения в данном случае п.п. 98 п. 4 Перечня ведомственных знаков отличия в труде, утвержденного в Приложении N 2, не исключена.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела и являющихся основанием к отмене судебного постановления, при рассмотрении дела судом не допущено.
Таким образом, решение суда постановлено в соответствии с требованиями закона, оснований для отмены решения суда по изложенным в жалобе доводам не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА
:
Решение Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 24 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Агентства Республики Коми по социальному развитию - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.