Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 14 марта 2013 г.
(Извлечение)
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Юдина А.В.,
судей Голикова А.А., Головкова В.Л.,
при секретаре Старцевой Е.В.,
рассмотрела в судебном заседании 14 марта 2013 года дело по апелляционной жалобе УФМС России по Республике Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24 декабря 2012 года, которым
удовлетворено заявление Абдуназарова А.К.;
отменено решение Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Коми от "Дата обезличена" об отказе Абдуназарову А.К. в выдаче разрешения на работу;
обязано Управление Федеральной миграционной службы России по Республике Коми выдать Абдуназарову А.К. разрешение на работу.
Заслушав доклад судьи Голикова А.А., представителя УФМС России по Республике Коми Яганова Н.Н., представителя заявителя адвоката Буракова Г.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Абдуназаров А.К. обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Коми от "Дата обезличена", которым отказано ему в выдаче разрешения на работу, обязав выдать разрешение на работу.
В судебное заседание Абдуназаров А.К. не явился. Суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель заявителя адвокат Бураков Г.И. заявление поддержал.
Представитель УФМС России по Республике Коми Яганов Н.Н. с заявлением не согласился.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В жалобе представитель УФМС России по Республике Коми просит отменить решение суда, как принятое с нарушением норм материального права.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося заявителя Абдуназарова А.К., извещенного надлежащим образом, поскольку в силу части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации его неявка не является препятствием к рассмотрению дела.
В соответствии со статьёй 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу статьи 254 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Суд первой инстанции пришёл к правильному выводу, что правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирование отношений между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности устанавливаются Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее Закона).
Статьей 5 Закона предусмотрено, что срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Срок временного пребывания иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину разрешения на работу или патента либо при продлении срока действия разрешения на работу или патента в соответствии со статьей 13.1, 13.2 или 13.3 настоящего Федерального закона (пункт 5 статьи 5 Закона).
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.
На основании пункта 1 статьи 13.1 Закона разрешение на работу иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 18 настоящего Федерального закона, выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом на основании заявления данного иностранного гражданина о выдаче ему разрешения на работу.
Федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган не позднее десяти рабочих дней со дня принятия от иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, заявления о выдаче ему разрешения на работу обязан выдать данному иностранному гражданину разрешение на работу или уведомление об отказе в выдаче такого разрешения.
Подпунктом 7 пункта 9 статьи 18 Закона предусмотрено, что разрешение на работу иностранному гражданину не выдается, а выданное разрешение на работу аннулируется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в случае, если данный иностранный гражданин неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Абдуназаров А.К. является гражданином ...
"Дата обезличена" заявитель поставлен на учет по месту пребывания в ОУФМС по РК в г.Сыктывкаре.
"Дата обезличена" Абдуназаров А.К. обратился в УФМС по РК с заявлением о выдаче ему разрешения на работу.
"Дата обезличена" Абдуназаров А.К. привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью ... статьи ... Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение режима пребывания в Российской Федерации, выразившегося в уклонении от выезда по истечении срока временного пребывания "Дата обезличена", пребывания в Российской Федерации с нарушением режима пребывания с "Дата обезличена" по "Дата обезличена".
"Дата обезличена" Абдуназаров А.К. привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьёй ... Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление трудовой деятельности без соответствующего разрешения на работу, за осуществление трудовой деятельности в должности рабочего по укладке асфальта на тракторе "Дата обезличена" в ООО " ... ".
Решением УФМС России по Республике Коми от "Дата обезличена" заявителю отказано в выдаче разрешения на работу. Основанием к отказу явилось привлечение Абдуназарова А.К. дважды в течение одного года к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у УФМС России по Республике Коми оснований для отказа в выдаче разрешения на работу, поскольку ответственность иностранного гражданина за нарушение режима пребывания (проживания) в Российской Федерации предусмотрена статьей 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Привлечение к административной ответственности за иные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена главой 18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в частности по статье 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление трудовой деятельности без соответствующего разрешения на работу, не может служить основанием для отказа в выдаче иностранному гражданину разрешения на работу.
С указанным выводом суда судебная коллегия согласиться не может ввиду неправильного применения судом норм материального права.
Частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, а равно в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, -
влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
Статьёй 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, -
влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
Объектом посягательств по статье 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются установленный порядок управления в виде режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, общественный порядок, а также безопасность личности, общества и государства.
Состав правонарушения, предусмотренный статьёй 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является специальным по отношению к общему составу, предусмотренному статьёй 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации, является составным элементом пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, заявитель "Дата обезличена" дважды привлечен к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 18.8 и статьёй 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что в целях применения положений подпункта 7 пункта 9 статьи 18 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" следует расценивать как нарушения законодательства Российской Федерации в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации.
Указанные постановления Абдуназаровым А.К. не обжалованы, вступили в законную силу, исполнены.
Оснований для предоставления заявителю разрешения на работу в соответствии с положениями подпункта 7 пункта 9 статьи 18 Закона, не имеется.
В связи с изложенным, судебная коллегия полагает, что оснований для удовлетворения требований Абдуназарова А.К. у суда первой инстанции, не имелось.
В соответствии со статьёй 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает подлежащим отмене решение суда первой инстанции с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку все имеющие значение для дела обстоятельства установлены.
Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24 декабря 2012 года отменить.
Вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении требований Абдуназарова Ахлиддина Курбоновича о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Коми от "Дата обезличена" об отказе в выдаче разрешения на работу, выдаче разрешения на работу отказать.
Председательствующий-
Судьи-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.