Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 11 марта 2013 г.
(Извлечение)
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Сажина А.В.,
судей Слободянюк Т.А., Пристром И.Г.
при секретаре Чебыкиной Е.М.
с участием прокурора Чершкуте Я.В.
рассмотрела в судебном заседании 11 марта 2013 года дело по апелляционному представлению прокурора Сыктывкарской природоохранной межрайонной прокуратуры на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 12 декабря 2012 года, по которому
- исковые требования прокурора Сыктывкарской природоохранной межрайонной прокуратуры к ООО " ... " о возложении обязанности внести изменения в проекты освоения лесов и предоставить измененные проекты освоения лесов в Комитет лесов Республики Коми оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Сажина А.В., объяснения представителя Комитета лесов РК Б заключение прокурора, полагавшего решение подлежащим отмене, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Сыктывкарской природоохранной межрайонной прокуратуры обратился в суд с иском ООО " ... " о возложении обязанности внести изменения в проекты освоения лесов и предоставить измененные проекты освоения лесов в Комитет лесов Республики Коми. В обоснование иска указал, что пункты 5.2 и 5.3 разработанных ООО " ... " проектов освоения лесов не соответствуют требованиям приказа Рослесхоза N 69 от 29.02.2012 г. "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки".
В судебном заседании представители прокуратуры и Комитета лесов предъявленные требования поддержали.
Представитель ответчика иск не признал.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционном представлении прокурор просит об отмене состоявшегося решения, как постановленного с нарушением норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционного представления, Судебная коллегия находит решение подлежащим отмене.
В соответствии со ст. 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Указанное согласуется с одним из основных принципов, закрепленных в Лесном кодексе РФ, регулирующего лесные отношения, согласно которому лесное законодательство основано, в том числе, на принципе обеспечения охраны и защиты лесов (ст. 1 ЛК РФ).
В силу п. 1 ст. 4 ЛК РФ участниками лесных отношений, а, следовательно, и лицами обладающими правом освоения лесов, являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица.
Согласно ч. 5 ст. 12 ЛК РФ при освоении лесов на основе комплексного подхода должны осуществляться мероприятия по их охране, защите, воспроизводству, поскольку эксплуатация и освоение леса осуществляется, в том числе, в целях сохранения его полезных функций.
Мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами (ч. 1 ст. 19 ЛК РФ).
В соответствии со ст. 51 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
Согласно ст. 52 ЛК РФ охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
В силу ст. 53 ЛК РФ меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов.
Лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. При этом состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ст. 88 ЛК РФ).
Реализуя представленные федеральным законодательством полномочия, Министерство природных ресурсов РФ 6.04.2007 г. издало приказ N 77 "Об утверждении Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки".
Согласно п. 24 данного приказа раздел "Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов" проекта освоения лесов должен содержать обоснование и характеристику проектируемых видов и объемов мероприятий по противопожарному обустройству лесов в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), правилами пожарной безопасности в лесах и их территориальное размещение (таблица 32 приложения к настоящему документу, тематическая лесная карта); а также данные о наличии и потребности пожарной техники, оборудования, снаряжения, инвентаря и др. в соответствии с действующими нормативами (таблица 33 приложения к настоящему документу).
Данный приказ утратил силу с 20.05.2010 г.
В последующем Федеральным агентством лесного хозяйства был принят новый приказ "Об утверждении Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки"" N 69 от 29.02.2012 г.
Согласно п. 9 данного приказа раздел "Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов" проекта освоения лесов должен содержать обоснование и характеристику проектируемых видов и объемов мероприятий по противопожарному обустройству лесов с учетом объектов, созданных при использовании лесов в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), и их территориальное размещение (приложение N 13), тематическую лесную карту с указанием мест размещения техники, оборудования, инвентаря; сведения о наличии и потребности пожарной техники, оборудования, снаряжения, инвентаря и др. на лесных участках в соответствии с действующими нормативами (приложение N 14).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ООО " ... " в соответствии с договором аренды лесного участка N 2 от 21.06.2008 г. переданы в долгосрочное временное пользование сроком на 49 лет лесные участки на территории ГКУ РК " ... ", ГКУ РК " ... ", ГКУ РК " ... ", ГКУ РК " ... ", ГКУ РК " ... ".
Во исполнение п. 4.4.4 договора, а также требований ст. 88 ЛК РФ ООО " ... " разработаны проекты освоения лесов в отношении каждого арендованного лесного участка.
Данные проекты были разработаны в период действия Приказа Министерства природных ресурсов РФ 6.04.2007 г. N 77 "Об утверждении Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки", прошли государственную экспертизу и получили положительное заключение Комитета лесов Республики Коми.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что раздел 9 приказа N 69 аналогичен по содержанию разделу 24 приказа N 77, в том числе и в части структуры и содержания таблиц.
Судебная коллегия полагает приведенный вывод суда ошибочным в силу следующего.
Содержащаяся в разделе 5.2 "обоснование и характеристика проектируемых видов и объемов мероприятий по противопожарному обустройству лесов в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), правилами пожарной безопасности в лесах и их территориальное размещение" каждого из проектов освоения лесов таблица, составленная в соответствии с таблицей 32 приложения к приказу N 77 не соответствует таблице приложения N 13 приказа 69.
В представленных ООО " ... " проектах освоения лесов таблицах N 32 отсутствуют графы "объект противопожарного обустройства", "лесничество", "участковое лесничество", "N квартала", "N выдела", "имеется в наличии".
В проектах также отсутствует тематическая карта лесничества.
Аналогичные недостатки содержаться и в разделе 5.3 "Наличие и потребность в пожарной техники, оборудования, снаряжения, инвентаря и др. в соответствии с действующими нормативами" каждого из проектов освоения лесов.
Так, несмотря на то, что таблица N 33 приказа N 77 соответствует структуре таблицы N 14 приказа N 69, в самой таблице отсутствуют сведения о наличии средств пожаротушения в местах использования леса. В проектах не имеется тематических лесных карт с указанием мест размещения техники, оборудования, инвентаря.
Судебная коллегия полагает ошибочным и вывод суда об отсутствии правовых оснований для возложения на ООО " ... " обязанности внесения изменений в проекты освоения лесов в связи с принятием приказа N 69.
В силу п. 4.1 договора аренды N 2 Арендатор обязан использовать Лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, нормативно-правовыми актами и договором.
Согласно ст. ст. 309-310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В этой связи решение суда нельзя признать законным, поэтому оно подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении иска.
Руководствуясь ст. 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 12 декабря 2012 года отменить, апелляционное представление прокурора Сыктывкарской природоохранной межрайонной прокуратуры удовлетворить.
Принять по делу новое решение, по которому
- обязать ООО " ... " внести изменения в п. 5.2 и п. 5.3 проектов освоения лесов ГКУ РК " ... ", ГКУ РК " ... ", ГКУ РК " ... ", ГКУ РК " ... ", ГКУ РК " ... ", переданных в долгосрочное временное пользование сроком на 49 лет по договору аренды лесного участка N 2 от 21.06.2008 г., в соответствии с требованиями п. 9 приказа Федерального агентства лесного хозяйства "Об утверждении Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки"" N 69 от 29.02.2012 г.
- обязать ООО " ... " предоставить измененные проекты освоения лесов ГКУ РК " ... ", ГКУ РК " ... ", ГКУ РК " ... ", ГКУ РК " ... ", ГКУ РК " ... ", переданных в долгосрочное временное пользование сроком на 49 лет по договору аренды лесного участка N 2 от 21.06.2008 г., в Комитет ...
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.