Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 11 марта 2013 г.
(Извлечение)
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Сусловой Н.А.
судей Жуковской С.В., Нагорновой О.Н.
при секретаре Глобу Н.В.
рассмотрела в судебном заседании 11 марта 2013 года дело по апелляционной жалобе ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара" на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от "Дата обезличена", по которому на ГБУ "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара" возложена обязанность предоставлять Колыгину С.Н. и Куликовой Г.А. меры социальной поддержки по оплате 50 процентов за жилое помещение и коммунальные услуги, с учетом разделения лицевых счетов Колыгиным С.Н. и Куликовой Г.А., произвести перерасчет и выплату Колыгину С.Н. и Куликовой Г.А. недополученных мер социальной поддержки за период с июня 2012 года до момента вступления данного решения в законную силу.
Заслушав доклад судьи Сусловой Н.А., заключение прокурора Ковригиной О.Н., объяснения представителя ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара" ФИО11, представителя Министерства финансов РК ФИО12, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Сыктывкара обратился в суд с иском в интересах Г.А. Куликовой, С.Н. Колыгина к ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара", Министерству финансов Республики Коми об обязании предоставить меры социальной поддержки по оплате 50 процентов за жилое помещение и коммунальные услуги, с учетом разделения лицевых счетов С.Н. Колыгиным и Г.А.Куликовой. Просил взыскать с Министерства финансов Республики Коми в пользу Г.А.Куликовой сумму недополученных мер социальной поддержки в размере ... рублей, в пользу С.Н. Колыгина сумму недополученных мер социальной поддержки в размере ... рублей.
В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил исковые требования, просил обязать ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара" предоставлять С.Н. Колыгину и Г.А. Куликовой меры социальной поддержки по оплате 50 процентов за жилое помещение и коммунальные услуги с учетом разделения лицевых счетов С.Н. Колыгиным и Г.А. Куликовой, а также обязать произвести перерасчет и выплату С.Н.Колыгину и Г.А.Куликовой недополученных мер социальной поддержки за период с июня 2012 года до момента вступления решения в законную силу.
В судебном заседании представитель ответчика ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара" с исковыми требованиями не согласилась.
Представитель Министерства финансов Республики Коми с иском не согласилась.
Третье лицо Агентство Республики Коми по социальному развитию своего представителя в судебное заседание не направило, о месте и времени слушания дела извещались надлежащим образом.
С учетом требований ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело при имеющейся явке лиц.
Судом вынесено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ответчик ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара" просит решение суда отменить, находя его вынесенным с существенным нарушением норм материального и процессуального права, неправильным определением юридически значимых обстоятельств, влияющих на исход дела.
Проверив законность и обоснованность постановленного решения, выслушав заключение прокурора, полагавшего решение оставить без изменения, объяснения представителей ответчиков, судебная коллегия не усматривает оснований для его отмены.
Установлено, что Г.А. Куликова является получателем мер социальной поддержки как инвалид ... группы на основании ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-фЗ "О социальной защите инвалидов в российской Федерации" и ст. 15 Закона Республики Коми от 12.11.2004 N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми".
С.Н. Колыгин до июля 2012 года получал меры социальной поддержки как одиноко проживающий гражданин пожилого возраста, достигший 80 лет на основании ст. 13 Закона N 55-РЗ. С августа 2012 года до настоящего времени С.Н. Колыгин получает меры социальной поддержки как инвалид ... группы на основании ст. 17 Закона N 181-ФЗ и ст. 15 Закона N 55-РЗ.
Г.А. Куликова и С.Н. Колыгин проживают в приватизированной квартире площадью 58.9 кв.м. (в т.ч. жилой - 42.8 кв.м.), расположенной по адресу: "Адрес обезличен".
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от "Дата обезличена" квартира находится в долевой собственности, доля в праве Куликовой Г.А. и С.Н. Колыгина, 3/5 и 2/5 соответственно.
"Дата обезличена" Г.А. Куликовой и С.Н. Колыгиным заключено соглашение об определении порядка внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, которое предполагает начисление платежей за жилое помещение и коммунальные услуги по отдельным финансовым лицевым счетам с выставлением отдельных платежных требований (счетов-квитанций) на имя Г.А. Куликовой и С.Н. Колыгина.
С июня 2012 года ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения "Адрес обезличен"" (далее - ГБУ РК "ЦСЗН") меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в размере 25 процентов.
В предоставленной в ГБУ РК "ЦСЗН" справке ОАО "Расчетный центр" от "Дата обезличена" указано, что по адресу: "Адрес обезличен" (общая площадь - 58.9 кв.м., жилая площадь 42.8 кв.м.) зарегистрированы совместно С.Н. Колыгин и Г.А. Куликова.
ГБУ РК "ЦСЗН" учитывает начисленные суммы, как приходящиеся на двоих зарегистрированных лиц и на жилую площадь 58.9 кв.м., половина начисленной суммы оплаты жилого помещения и коммунальных услуг учитывается как приходящаяся на второго зарегистрированного жильца.
Принимая решение, суд руководствовался следующими нормами закона.
В соответствии со ст. 17 Закона N 181-ФЗ инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
Частью 1 ст. 28.2 Закона N 181-ФЗ предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по оплате жилищно-коммунальных услуг исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, утвержденных Правительством Российской Федерации федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц и федерального стандарта социальной нормы площади жилья, применяемых для расчета межбюджетных трансфертов (абз. 1 ч. 3 ст. 28.2 Закона N 181-ФЗ).
Согласно ст. 15 Закона N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляются меры социальной поддержки по оплате 50 процентов за жилое помещение, принадлежащее им на праве собственности.
Таким образом, граждане, являющиеся инвалидами, имеют право на меры социальной поддержки по оплате 50 процентов за жилое помещение и коммунальные услуги в пределах выставленных счетов-квитанций.
Суд обоснованно признал несоответствующими закону действия ГБУ РК "ЦСЗН" по предоставлению С.Н. Колыгину, и Г.А. Куликовой мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг только лишь в размере 25 процентов.
Предоставление мер социальной поддержки определенной категории граждан является публично-правовой обязанностью органов государственной власти, заключающейся в установлении такого порядка их реализации, который обеспечивал бы социально незащищенным гражданам получение законных льгот в полном объеме без возложения дополнительных обязанностей и введения каких-либо ухудшающих их положение условий, способных создать препятствия для реализации социальных прав.
В "Адрес обезличен" в "Адрес обезличен" зарегистрированы два получателя мер социальной поддержки, следовательно, каждый из них имеет право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 процентов.
Довод апелляционной жалобы о том, что расчет компенсации мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг Куликовой Г.А. и Колыгину С.Н. производится на основании данных управляющей организации по их отдельным финансово-лицевым счетам, но так как выдела доли каждого жильца в квартире не произведено, компенсация уменьшается вдвое, поскольку половина начисленной суммы оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в каждом финансово-лицевом счете учитывается как приходящаяся на второго жильца, не может быть принят во внимание в качестве обстоятельства, влекущего отмену решения суда, поскольку действия Учреждения не соответствуют законодательству, регулирующему рассматриваемый вопрос.
Куликова Г.А. и Колыгин С.Н. относятся к категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате 50 процентов за жилое помещение и коммунальные услуги. Поскольку действующее законодательство не ставит в зависимость данное право инвалидов от наличия каких-либо условий, расчет ответчиком компенсации исходя из двоих зарегистрированных в жилом помещении лиц, в связи с чем половина начисленной суммы оплаты жилого помещения и коммунальных услуг учитывается как приходящаяся на второго зарегистрированного жильца, основан на ошибочном толковании приведенных норм права и является неверным.
Довод жалобы о том, что компенсация мер социальной поддержки производится заявителям на основании данных управляющей организации по ее отдельному финансово-лицевому счету, что, по мнению подателя жалобы, сделано неправомерно, не может быть признан обоснованным, поскольку указанные обстоятельства не могут влечь нарушение прав Куликовой Г.А. и Колыгина С.Н., предусмотренных действующим законодательством с учетом их социального статуса.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от "Дата обезличена" оставить без изменения, апелляционную жалобу ГБУ "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.