Определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 06 мая 2013 г.
(Извлечение)
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Белова Н.Е.,
судей Головкова В.Л. и Голикова А.А.,
при секретаре Вахниной Е.А.,
рассмотрев в судебном заседании 06 мая 2013 года гражданское дело по апелляционным жалобам Крисановой В.С., Костаревой Н.И. и Новоченко В.Ф. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 21 августа 2012 года, которым удовлетворены требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Коми: ликвидирован Фонд жилищного строительства города Сыктывкара; исключен Фонд жилищного строительства города Сыктывкара из единого государственного реестра юридических лиц.
Заслушав доклад судьи Головкова В.Л., объяснения Крисановой В.С., Костаревой Н.И., представителя УФНС России по Республике Коми Осипова В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Коми обратилось в суд с иском к Фонду жилищного строительства города Сыктывкара о ликвидации и исключении из единого государственного реестра юридических лиц.
В судебном заседании представитель ответчика Фонда жилищного строительства г.Сыктывкара Эсаулова Т.В. исковые требования признала.
Представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Коми, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в его отсутствие.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционных жалобах Крисанова В.С., Костарева Н.И. и Новоченко В.Ф. просят отменить решение суда, поскольку они не были привлечены к участию в деле, при этом принятое судом решение нарушает их права, как кредиторов в отношении ликвидированного юридического лица.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 28 марта 2013 года дело назначено к рассмотрению по правилам производства в суде первой инстанции, при этом указанным определением к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Крисанова В.С., Костарева Н.И. и Новоченко В.Ф..
Рассмотрев дело по правилам по правилам производства в суде первой инстанции, без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене, а заявленные истцом исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Заявление в суд о ликвидации некоммерческой организации вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", уполномоченным органом или его территориальным органом.
Согласно пункту 2 статьи 18 указанного Федерального закона решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц. Фонд может быть ликвидирован: если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна; если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены; в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом; в других случаях, предусмотренных федеральным законом.
В силу пункта 3 статьи 32 названного Федерального закона некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Указом Президента РФ от 13.10.2004 года N 1313 Министерство юстиции РФ уполномочено осуществлять контроль за соответствием деятельности некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций, их уставным целям и задачам, за соответствием деятельности филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства РФ.
Согласно положениям пункта 2 Постановления Правительства РФ от 15.04.2006 г. N 212 представление в уполномоченный орган (его территориальный орган) документов, содержащих информацию, предусмотренную п.3 ст.32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", осуществляется ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
В соответствии с пунктом 10 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Данное законоположение является гарантией осуществления контроля за соблюдением некоммерческой организацией требований действующего законодательства РФ, поскольку неисполнение организацией требований, предусмотренных пунктом 3 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", в сроки, установленные пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 15.04.2006 г. N 212, существенно затрудняет выполнение уполномоченным органом его функций, возложенных Указом Президента РФ от 13.10.2004 года N 1313.
Из материалов дела следует, что Фонд жилищного строительства г.Сыктывкара зарегистрирован Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Коми ... г., ...
Согласно п.1.5 Устава Фонд является не имеющей членства некоммерческой организацией, учрежденной гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующей социальные и иные общественно полезные цели.
В соответствии с Уставом Фонда в редакции 2011 года предметом деятельности Фонда является участие в строительстве и реконструкция жилых и нежилых помещений, зданий и сооружений, участие в разработке и реализации ипотечных программ федерального, регионального, муниципального и иного уровня. При этом с 2011 года Фонд уставную деятельность не осуществляет.
Также из материалов дела следует, что ответчик не исполнял обязанности по представлению в Управление Министерства юстиции РФ по Республике Коми документов, указанных в пункте 3 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", что свидетельствует о нарушении ответчиком обязанностей, возложенных на некоммерческую организацию положениями статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях".
В соответствии с пунктом 2 статьи 18 указанного Федерального закона решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.
Фонд может быть ликвидирован: если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна; если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены; в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом; в других случаях, предусмотренных федеральным законом.
В данном случае материалами дела подтверждается наличие такого основания, как уклонение фонда от предусмотренной уставом цели деятельности.
Кроме того, из приложенных к апелляционным жалобам материалов исполнительного производства следует, что Фонд не имеет в собственности какой-либо недвижимости, при этом местонахождение органов фонда установить не представилось возможным, вследствие чего исполнительные производства в отношении Фонда, как должника, были окончены в связи с невозможностью исполнения судебных решений.
Таким образом, оценивая представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, судебная коллегия приходит к выводу о наличии предусмотренных положениями Федерального закона "О некоммерческих организациях" оснований для принятия решения о ликвидации Фонда жилищного строительства г.Сыктывкара.
Вместе с тем, законных оснований для удовлетворения требования об исключении Фонда жилищного строительства г.Сыктывкара из Единого государственного реестра юридических лиц, не имеется.
Так, из материалов дела следует, что у ликвидируемого Фонда имеются кредиторы, в лице взыскателей по исполнительному производству Крисановой В.С., Костаревой Н.И. и Новоченко В.Ф., при этом при осуществлении процедуры ликвидации Фонда также должны быть соблюдены их права и законные интересы, и таковой гарантией для указанных лиц в данном случае являются положения статей 18, 19, 20, 21 Федерального закона "О некоммерческих организациях", которыми предусмотрено процедура ликвидации некоммерческой организации. При этом в рассматриваемом случае решение об исключении Фонда жилищного строительства г.Сыктывкара из Единого государственного реестра юридических лиц может быть принято лишь при условии соблюдении вышеуказанного порядка ликвидации Фонда.
При таких обстоятельствах, требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Коми подлежат частичному удовлетворению, при этом судебная коллегия принимает решение о ликвидации Фонд жилищного строительства г.Сыктывкара, с отказом в удовлетворении требования Управления Министерства юстиции РФ по Республике Коми об исключении Фонда жилищного строительства г.Сыктывкара из Единого государственного реестра юридических лиц.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.328 и 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 21 августа 2012 года отменить.
Исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Коми удовлетворить частично.
Ликвидировать Фонд жилищного строительства г.Сыктывкара.
В удовлетворении требования Управления Министерства юстиции РФ по Республике Коми об исключении Фонда жилищного строительства г.Сыктывкара из Единого государственного реестра юридических лиц отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.