Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 21 марта 2013 г.
(Извлечение)
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Юдина А.В.,
судей Головкова В.Л. и Ус Е.А.,
при секретаре Красавцевой Т.Л.,
с участием прокурора Юдина А.В.,
рассмотрев в судебном заседании 21 марта 2013 года дело по апелляционной жалобе Администрации сельского поселения "Слудка" на решение Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 15 января 2013 года, которым исковые требования прокурора Сыктывдинского района Республики Коми удовлетворены: признан бесхозяйным объект незавершенного строительства - канализационные очистные сооружения с.Слудка, расположенные в 100 м восточнее ... ; возложена обязанность на администрацию сельского поселения "Слудка" по поставке на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми объекта незавершенного строительства - канализационные очистные сооружения в с.Слудка.
Заслушав доклад судьи Головкова В.Л., объяснение представителя ответчика Косолаповой Н.Ю., представителя третьего лица Агентства Республики Коми по управлению имуществом Трофимовой А.Н., заключение прокурора Юдина А.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Сыктывдинского района Республики Коми обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования сельского поселения "Слудка" о признании объекта незавершённого строительством - канализационных очистных сооружений с.Слудка, расположенных в 100 м восточнее ... Республики Коми, - бесхозяйным и возложении обязанности поставить на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми объект незавершенный строительством - канализационные очистные сооружения в с.Слудка.
В судебном заседании прокурор Нестерова М.А. исковые требования поддержала в полном объёме.
Представитель ответчика администрации муниципального образования сельского поселения "Слудка" Косолапова Н.Ю. исковые требования прокурора не признала.
Представитель третьего лица Сыктывдинского комитета по охране окружающей среды Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми Голомидова Е.В. требования прокурора поддержала.
Представитель третьего лица Агентства Республики Коми по управлению имуществом Данилова Ю.А. оставила разрешение заявленных прокурором требований на усмотрение суда.
Представитель третьего лица администрации муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" Трефилова В.И., требования прокурора поддержала.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Судом первой инстанции установлены следующие обстоятельства:
Прокуратурой Сыктывдинского района Республики Коми по результатам проведённой в августе 2012 года проверки соблюдения законодательства об охране окружающей седы установлено, что на территории сельского поселения "Слудка" в 10 метрах восточнее ... расположен незавершенный строительством объект - канализационные очистные сооружения. Строительство данного объекта осуществлялось в рамках программы "Возрождение" в 1990-х годах при застройке села Слудка и возлагалось на УКС Министерства сельского хозяйства и продовольствия. Строительство объекта осуществлялось за счет средств республиканского бюджета в период с 1999 года по 2002 год и сдан в эксплуатацию в 2002 году.
В настоящее время очистные сооружения на территории муниципального образования сельского поселения "Слудка" фактически используются, но надлежащим образом не функционируют. Так, к данному объекту подключены многоквартирный ... , семь коттеджей и здание МБОУ "Слудская СОШ". Протяжённость сетей составляет 1,5 км, при этом на данном объекте отсутствуют сооружения, обеспечивающие обезвреживание загрязняющих веществ.
В связи с тем, что строительство очистных сооружений не завершено, жидкие хозяйственно-бытовые отходы с указанных объектов жилого фонда и школы поступают через канализационный коллектор в канализационный колодец, проходят по системе колодцев - отстойников, после чего выпускаются самотеком на рельеф, почву, стекают по естественному склону в сторону реки Пожег, что подтверждается заключением специалиста ... Сыктывдинского комитета по охране окружающей среды Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми.
С учетом установленных обстоятельств и действующего правового регулирования спорных правоотношений суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований.
Так, в соответствии ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ; организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно ч.1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ. При этом, согласно требованиям ст.13 Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Запрет на сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву, установлен ч.2 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 N7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Согласно ст.50 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных законом вопросов местного значения, в том числе имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения.
В силу статьи 225 Гражданского кодекса РФ бесхозной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой не известен либо вещь от права собственности, на которую собственник отказался.
Бесхозяйная недвижимая вещь должна быть принята на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого она находится.
В силу приведенных правовых норм на орган местного самоуправления, на территории которого находятся спорные объекты недвижимости, возложена обязанность принимать меры по учету бесхозяйного имущества.
Из представленных в суд доказательств следует, что канализационные очистные сооружения, расположенные с.Слудка, не зарегистрированы в качестве объектов муниципальной собственности, на балансе какого-либо хозяйствующего субъекта не состоят и не обслуживаются. Доказательств фактического принятия спорного имущества в установленном порядке в муниципальную собственность суду не представлено.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что имущество является бесхозяйным. При этом отсутствие собственника спорных канализационных очистных сооружений не позволяет в полном объёме владеть, пользоваться и распоряжаться указанным имуществом, а также содержать его в надлежащем состоянии. В свою очередь, не обеспечение мер по содержанию указанного имущества ставит под угрозу сохранность природных ресурсов, как в границах сельского поселения, так и за его пределами, а также жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.
Ссылка в жалобе на наличие балансодержателей спорного объекта не опровергает выводы суда об отсутствии у объекта собственника.
Доводы апелляционной жалобы о том, что спорный объект не был надлежащим образом передан Администрацией муниципального района "Сыктывдинский" в собственность сельского поселения "Слудка" правового значения в данном случае не имеют, поэтому не опровергают правильных выводов суда первой инстанции, который обоснованно исходил из того, что спорные канализационные очистные сооружения расположены в границах муниципального образования сельского поселения "Слудка", не зарегистрированы в качестве объектов муниципальной собственности, на балансе какого-либо хозяйствующего субъекта не состоят и не обслуживаются, в связи с чем имеются основания для удовлетворения заявленных требований в полном объеме.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы своего подтверждения в ходе апелляционного рассмотрения дела не нашли, при этом суд первой инстанции в полном объеме и в соответствии с нормами процессуального права исследовал представленные сторонами доказательства. Выводы суда основаны на правильном применении норм материального права, судебное решение отвечает требованиям законности и обоснованности и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 15 января 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации сельского поселения "Слудка" - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.