Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 21 марта 2013 г.
(Извлечение)
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего судьи Сусловой Н.А.
судей Жуковской С.В., Нагорновой О.Н.
при секретаре Глобу Н.В.
рассмотрела в судебном заседании 21 марта 2013 года дело по апелляционной жалобе администрации муниципального района "Печора" на решение Печорского городского суда Республики Коми от 17 января 2013 года, по которому на администрацию муниципального района "Печора" возложена обязанность включить Дабрицкас ФИО11 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.
На администрацию муниципального района "Печора" возложена обязанность предоставить Дабрицкас ФИО12 на состав семьи один человек жилое помещение специализированного жилищного фонда на условиях договора найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, установленным жилищным законодательством общей площадью не менее 33 кв.м. в городе Печоре.
Заслушав доклад судьи Сусловой Н.А., заключение прокурора ФИО6, полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Печорский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Дабрицкас Л.А. к администрации муниципального района "Печора" об обязании поставить Дабрицкас Л.А. на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения, как лицо, относящееся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; об обязании администрации МР "Печора" предоставить Дабрицкас Л.А. вне очереди на состав семьи 1 человек благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, установленным жилищным законодательством общей площадью не менее 33 кв.м. в г. Печоре.
В судебном заседании прокурор уточнил требования, просил предоставить Дабрицкас Л.А. на состав семьи 1 человек жилое помещение специализированного жилищного фонда на условиях договора специализированного найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, установленным жилищным законодательством, общей площадью не менее 33 кв.м. в г. Печоре.
В судебном заседании истец на исковых требованиях настаивала.
Прокурор требования истца поддержал.
Дело рассматривалось в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие представителя ответчика администрации МР "Печора", извещенного о времени и месте судебного заседания, представившего заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация муниципального района "Печора" не согласна с решением в части общей площади предоставляемого жилого помещения, просит решение суда в указанной части изменить.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда исходя из доводов апелляционной жалобы, выслушав заключение прокурора, полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.
Из материалов дела следует, что решением Печорского федерального городского суда РК от "Дата обезличена" мать Дабрицкас Л.А. - ФИО7, лишена родительских прав, отец ФИО8, умер "Дата обезличена".
Постановлением главы администрации МО "Город Печора и подчиненная ему территория" от "Дата обезличена" "Номер обезличен" Дабрицкас Л.А. определена в Печорскую школу-интернат "Номер обезличен" для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, где находилась на полном государственном обеспечении, за Дабрицкас Л.А. закреплено жилое помещение по адресу: "Адрес обезличен".
Из справки ПМФ ГУП РК "РБТИ" и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми следует, что за Дабрицкас Л.А. в г.Печоре и муниципальном районе "Печора" Республики Коми не зарегистрировано право личной собственности на объекты недвижимости.
Согласно акту межведомственной комиссии "Номер обезличен" от "Дата обезличена" комната "Номер обезличен" в "Адрес обезличен" в "Адрес обезличен" соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению, пригодна для проживания.
Согласно сообщению администрации МР "Печора" от "Дата обезличена" Дабрицкас Л.А. на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, в льготной очереди "Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа" не состояла и не состоит. С соответствующим заявлением в администрацию МР "Печора" истец не обращалась.
07.04.2012 года Дабрицкас JI.A. обратилась в администрацию муниципального района "Печора" с заявлением о предоставлении благоустроенного жилого помещения как лицу, относящемуся к категории детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей.
03.05.2012 года в адрес Дабрицкас JI.A. поступил ответ, в котором сообщалось, что у нее отсутствуют основания для включения ее в льготный список, поскольку имеет закрепленное жилое помещение муниципального жилищного фонда.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд правильно применил нормы материального права, а именно: жилищного законодательства РФ, положения Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Республики Коми от 07.12.2012 N 104-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Суд пришел к правильному выводу о том, что Дабрицкас JI.A. имеет право на получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, поскольку комната "Номер обезличен" в "Адрес обезличен" в "Адрес обезличен", в которой проживает истец, не отвечает установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации. На этом основании Дабрицкас Л.А. не может быть признана обеспеченной жильем в порядке реализации ее прав лица, относящегося к категории детей-сирот, а действия ответчика по отказу во включении истца в список льготной очереди "Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа" в связи с имеющимся закрепленным за ней жилым помещением являются неправомерными.
Кроме того, размер общей площади занимаемого Дабрицкас Л.А. жилого помещения, приходящийся на каждого члена семьи, меньше учетной нормы общей площади комнаты "Номер обезличен" "Адрес обезличен" в "Адрес обезличен" на одного человека, что не оспаривается ответчиком.
Таким образом, администрация муниципального района "Печора" обязана предоставить истцу благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
Довод жалобы о том, что возложение на администрацию МР "Печора" обязанности предоставить Дабрицкас Л.А. жилое помещение специализированного жилищного фонда общей площадью не менее 33 кв.м. в г.Печора противоречит действующему законодательству, судебная коллегия считает необоснованным.
Частью 1 статьи 9 Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года в редакции Закона Республики Коми от 29 апреля 2011 года N 32-P3 "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма" указанный выше порядок был изменен и предоставление жилых помещений этим гражданам стало осуществляться по нормам, установленным органами местного самоуправления, которые составляют в муниципальных образованиях Республики Коми от 9 до 15 квадратных метров общей площади жилья на одного человека.
С вступлением в силу указанного закона условия предоставления жилых помещений относящимся к категории одиноких граждан в сфере жилищных отношений и нуждающимся в жилье детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, существенно ухудшились, и эти лица без какого-либо правового обоснования и веских причин были лишены гарантированного на государственном уровне права на дополнительные меры социальной поддержки по обеспечению жилой площадью именно в виде отдельной квартиры общей площадью 33 квадратных метра.
Предоставление жилых помещений по нормам, установленным соответствующими органами местного самоуправления, не только снизило ранее достигнутый уровень социальной защиты указанной категории граждан, но и в нарушение общих правил предоставления мер социальной поддержки породило определенное правовое неравенство между лицами, входящими в одну и ту же социально защищенную группу, но проживающими в разных муниципальных образованиях Республики Коми, а равно и ухудшило их положение по сравнению с указанными в Законе Республики Коми от 4 июля 2006 года N 54-РЗ гражданами, в отношении которых прежние нормы предоставления жилья были сохранены.
Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 11.07.2011 часть 1 статьи 9 Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года в редакции Закона Республики Коми от 29 апреля 2011 года N 32-P3 "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма" в части предоставления указанным категориям граждан жилых помещений по нормам, установленным соответствующими органами местного самоуправления, признана не соответствующей Конституции Республики Коми.
С учетом позиции Конституционного Суда Республики Коми, общая площадь предоставляемого жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составила не менее 33 кв. м.
С вступлением в силу Закона Республики Коми от 07.12.2012 N 104- РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам однократно на территории муниципального образования, органы местного самоуправления которого приняли решение о включении гражданина в список, на основании решений указанных органов местного самоуправления о предоставлении жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления по месту нахождения предоставляемых жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда (часть 2 статьи 7).
При внесении подобных изменений в условия предоставления жилья должно обеспечиваться соблюдением положений Конституции Российской Федерации, закрепляющих, что Россия является демократическим правовым государством (статья 1, часть 1), в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2); каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации (статья 6, часть 2); права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18); в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (статья 55, часть 2), а ограничение прав и свобод человека и гражданина федеральным законом допускается лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3).
По смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий предоставления жилых помещений должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм. Также юридическая сила о признании акта в указанной части неконституционным не может быть преодолена повторным принятием аналогичного акта.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает решение суда в обжалуемой части подлежащим оставлению без изменения.
Судом установлены все обстоятельства, имеющие значение по делу, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нормы материального и процессуального права применены верно, и оснований к отмене решения суда по всем доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Печорского городского суда Республики Коми от "Дата обезличена" оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального района "Печора" - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.