СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Сажина А.В.
судей Пристром И.Г., Тебеньковой Л.Г.,
при секретаре Чебыкиной Е.М.
рассмотрев в судебном заседании 18 марта 2013 года дело по апелляционной жалобе Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Прилузского района" на решение Прилузского районного суда Республики Коми от 27 ноября 2012 года, по которому
исковое заявление Поповой В.М. к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Прилузского района" об отмене решения об отказе в предоставлении компенсации на приобретение твердого топлива, обязании произвести компенсацию, взыскании судебных расходов, удовлетворено.
Отменено решение Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Прилузского района" об отказе Поповой В.М. в предоставлении компенсации на приобретение твердого топлива (протокол N 7 от 06.04.2012 г.).
Возложена обязанность на Государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Прилузского района" произвести Поповой В.М. выплату компенсации в размере 100 процентов приобретенного твердого топлива для отопления жилого помещения и транспортных услуг для доставки этого твердого топлива.
Взысканы с Государственного бюджетного учреждению Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Прилузского района" в пользу Поповой В.М. понесенные по делу судебные расходы в размере 200 рублей.
Заслушав доклад судьи Тебеньковой Л.Г., объяснения представителя Буб Л.А., действующего по доверенности в интересах Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Прилузского района", судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Попова В.М. обратилась в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Прилузского района" (далее - ГБУ РК "ЦСЗН Прилузского района") об отмене решения об отказе в предоставлении ей компенсации на приобретение твердого топлива, обязании произвести компенсацию, взыскании судебных расходов.
В обосновании заявленных требований указала, что является ... и в связи с этим имеет право на 100 % возмещение расходов по оплате электроэнергии и оплату стоимости приобретенного твердого топлива. Вместе с тем, решением ГБУ РК "ЦCЗН Прилузского района" ей отказано в предоставлении компенсации на приобретение твердого топлива. Отказ мотивирован тем, что она имеет большие расходы на электроэнергию - в размере ... рублей. С принятым ГБУ РК "ЦСЗН Прилузского района" решением истица не согласна, поскольку отопление в доме автономное, в качестве топлива используются дрова, которые заготавливаются каждый год.
В судебном заседании Попова В.М. на исковых требованиях настаивала.
Представитель ГБУ РК "ЦСЗН Прилузского района" возражала против удовлетворения заявленных исковых требований.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ГБУ РК "ЦСЗН Прилузского района" просит об отмене решения, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Указывает, что при принятии решения суд не учел то обстоятельство, что возмещая в полном объеме, без учета каких-либо нормативов потребления коммунальные услуги, ответчик фактически возмещает истцу коммунальные услуги по отоплению (электроотоплению), показания по которому идут на общий прибор учета электроэнергии. При наличии указанного обстоятельства ГБУ РК "ЦСЗН Прилузского района" полагает невозможным предоставление Поповой В.М. компенсации расходов на приобретение твердого топлива, как второго вида отопления в жилом помещении по адресу: "Адрес обезличен".
В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность заочного решения суда, судебная коллегия оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не усматривает.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Попова В.М. работает ... в ...
Зарегистрирована и фактически проживает истица в индивидуальном жилом доме с автономным отоплением, расположенном по адресу: "Адрес обезличен". Обогрев жилого дома осуществляется посредством печного отопления с использованием твердого топлива (дров). Также, в доме имеется электрокотел, который по объяснениям Поповой В.М. используется крайне редко.
С "Дата обезличена" истец зарегистрирована в ГБУ РК "ЦСЗН Прилузского района" по категории " ... " (удостоверение серии ... "Номер обезличен" от "Дата обезличена") и является получателем мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Согласно абзацу 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" и статье 3 Федерального закона от 29.12.2010 N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" ... , проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим ... , устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а ... субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от "Дата обезличена" "Номер обезличен" "Об образовании", не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых ... , проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с подпунктом 4 ч.1 (1) ст.18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 N 55-PЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" (в редакции от 24.02.2012) ... Республики Коми и ... в Республике Коми, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, предоставляются меры социальной поддержки в виде оплаты в размере 100 процентов электроснабжения и отопления (теплоснабжения).
... , проживающим в домах с печным отоплением - в виде оплаты в размере 100 процентов приобретенного твердого топлива и транспортных услуг для доставки этого твердого топлива или установленной в размере 100 процентов компенсации стоимости приобретенного твердого топлива для отопления жилого помещения и транспортных услуг для доставки этого твердого топлива.
Согласно лицевым счетам "Номер обезличен" за период с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" Поповой В.М. начислялись меры социальной поддержки по оплате электроэнергии и холодного водоснабжения.
Так, начисление мер социальной поддержки по оплате электроэнергии составило: в "Дата обезличена" - ... руб. ... коп., в "Дата обезличена" - ... руб. ... коп., в "Дата обезличена" - ... руб. ... коп., в "Дата обезличена" - ... руб. ... коп., в "Дата обезличена" - ... руб. ... коп., в "Дата обезличена" - ... руб. ... коп. (поскольку данные о потребленной энергии своевременно переданы не были), в "Дата обезличена" - ... руб. ... коп. (с учетом частичной оплаты за "Дата обезличена"), в "Дата обезличена" - ... руб. ... коп., в "Дата обезличена" - ... руб., в "Дата обезличена" - ... руб., в "Дата обезличена" - ... руб., в "Дата обезличена" ... руб.
27.03.2012 г. Попова В.М. обратилась в ГБУ РК "ЦСЗН Прилузского района" с заявлением о предоставлении ей компенсации на приобретение твердого топлива с приложением документов, подтверждающих понесенные расходы.
По результатам рассмотрения заявления ГБУ РК "ЦСЗН Прилузского района" приняло решение об отказе истицу в предоставлении мер социальной поддержки и компенсации стоимости твердого топлива по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по документам от 27.03.2012. на том основании, что заявитель пользуется мерам социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг как ... , включая значительные расходы на электроотопление. Поповой В.М. рекомендовано официально зарегистрировать электроэнергию, которая используется на отопление (протоколом ... от 06.04.2012 N 7).
Разрешая спор, суд, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства по правилам ст.67 Гражданского процессуального кодекса РФ, обоснованно исходил из недоказанности ответчиком факта отопления истицей жилого дома с использованием электрической энергии и недоказанности наличия предусмотренных законом оснований для отказа в предоставлении Поповой В.М. компенсации расходов на приобретение твердого топлива, и пришел к верному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных истицей требований об отмене принятого ГБУ РК "ЦСЗН Прилузского района" решения и возложении на ответчика обязанности произвести выплату компенсации на приобретенное твердое топлива.
Указанные выводы суда соответствуют требованиям закона и фактическим обстоятельствам, подтвержденным совокупностью исследованных в ходе рассмотрения настоящего дела доказательств.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы о невозможности предоставления истице компенсации расходов на приобретение твердого топлива, как второго вида отопления в жилом помещении по адресу: "Адрес обезличен", подлежат отклонению судебной коллегией как не состоятельные.
Отопление жилых помещений в Республике Коми осуществляется посредством различных видов топлива, в том числе с использованием электрической энергии.
В соответствии с п.6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, действующих на период возникновения спорных правоотношений, понятия электроснабжение" и "отопление" не являются аналогичными. Так, под отоплением понимается поддержание в жилом помещении, отапливаемом по присоединенной сети, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления, а под электроснабжением - круглосуточное обеспечение потребителя электрической энергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.
Согласно пунктам 26 и 27 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306, в состав норматива потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях включается расход тепловой энергии для обеспечения температурного режима жилых помещений с учетом требований к качеству данной коммунальной услуги, установленных правилами предоставления коммунальных услуг; в состав норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях - расход электрической энергии, необходимый для освещения жилых помещений и использования бытовых приборов в жилых помещениях, в том числе стационарных электрических плит для приготовления пищи и электроводонагревателей для нагрева воды.
Таким образом, из системного анализа приведенных правовых норм следует, что расходы на оплату электрической энергии, потребленной в процессе отопления жилого помещения с использованием электрической энергии, подлежат возмещению гражданину при предоставлении мер социальной поддержки в виде оплаты за отопление.
Принимая во внимание изложенное выше, и учитывая, что положения абз. 3 п.5 ст.55 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" и пп. 4 ч.1 (1) ст.18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 N 55-PЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" каких-либо ограничений права ... на получение компенсации расходов на оплату отопления и электроэнергии в полном объеме не содержат, а ответчиком факт отопления истицей жилого дома без необходимых на то оснований одновременно двумя видами топлива: твердым топливом (дровами) и электрической энергией, не доказан, суд обоснованно удовлетворил заявленные Поповой В.М. требования об отмене принятого ГБУ РК "ЦСЗН Прилузского района" решения и возложении на ответчика обязанности произвести выплату компенсации на приобретенное твердое топливо.
При рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Прилузского районного суда Республики Коми от 27 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Прилузского района" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.