СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Кореневой И.В.,
судей Смирновой Н.И., Ус Е.А.,
при секретаре Ветошкиной Л.В.,
рассмотрела в судебном заседании 01 апреля 2013 года дело по апелляционной жалобе представителя истца Абрарова Х.Ф. Николаевой О.Г. на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 24 января 2013 года, по которому
в удовлетворении исковых требований Абрарова Х.Ф. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми о включении в специальный стаж периода прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с 23.10.1981 года по 03.11.1983 года; возложении обязанности произвести перерасчёт пенсии с учётом стажевого коэффициента 0,66 с 12.05.2008 года и бессрочно и выплатите недоплаты с учетом индексации - отказано.
Заслушав доклад судьи Смирновой Н.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Абраров Х.Ф. обратился в суд с иском к ГУ - Управление ПФР в г. Воркуте Республики Коми о зачете периода прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с 23.10.1981 года по 03.11.1983 года в специальный стаж по Списку N 1 в двойном размере, просил произвести перерасчёт пенсии с учётом стажевого коэффициента 0,66 за период с 12.05.2008 года и бессрочно и выплатить недополученную сумму пенсии с учетом индексации.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, участия в судебном заседании не приняли. В представленном суду письменном отзыве ответчик иск не признал, ссылаясь на то, что нормами материального права не предусмотрено исчисление периода службы в Вооруженных Силах СССР по Спискам N 1 и N 2 в двойном размере.
Представитель истца Николаева О.Г. исковые требования поддержала в полном объеме.
Суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Абрарова Х.Ф. Николаева О.Г. просит решение суда отменить, как незаконное, считая, что в данном правоотношении необходимо применить Закон РФ от 22.01.1993 года N4338-1 "О статусе военнослужащих".
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Как установлено судом, Абраров Х.Ф, 12.05.1963 года рождения, является получателем досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 и статьи 28.1 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с 12.05.2008 года.
Согласно записям в военном билете и в трудовой книжке истца, Абраров Х.Ф. проходил военную службу по призыву с 23.10.1981 года по 03.11.1983 года. Данный период при назначении пенсии включен ответчиком в общий трудовой стаж истца.
Из пенсионного дела следует, что на дату назначения пенсии, стаж работы истца для определения пенсионного капитала составляет: общий трудовой - ... дней; по Списку N1 - ... дней; в РКС - ... дней.
Рассматривая возникшие правоотношения и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что период прохождения службы в армии не подлежит включению в специальный стаж истца в льготном исчислении из расчета один день военной службы за два дня работы.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в редакции на день назначения истцу досрочной трудовой пенсии предусмотрена в связи с введением в действие настоящего Федерального закона оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. Согласно пункту 4 указанной статьи в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, в которую включаются, в том числе служба в Вооруженных Силах Российской Федерации ... Пунктом 5 данной статьи предусмотрено, что конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в указанном в настоящей статье порядке с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного). Вместе с тем, данная норма не предусматривает льготного порядка исчисления периодов, включаемых в общий стаж и стаж на соответствующих видах работ.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан"
признана содержащаяся в пункте 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" норма в той части, в какой она во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 данного Федерального закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал исключает льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, не противоречащей Конституции Российской Федерации. Данная норма, по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм, не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.
Как следует из Постановления, сам по себе переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не противоречит Конституции Российской Федерации, однако вносимые законодателем изменения, в том числе в порядок подсчета общего трудового стажа, не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан.
В целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию статьей 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал и установлен перечень периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемых в общий трудовой стаж и учитываемых в календарном порядке (пункт 4).
Отменив льготное (кратное) исчисление общего трудового стажа и исключив из него некоторые периоды общественно полезной деятельности, в течение которых не уплачивались страховые взносы, законодатель придал норме пункта 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" обратную силу и распространил ее на граждан, приобретших пенсионные права до 1 января 2002 года. Вместе с тем, вводя новый порядок исчисления общего трудового стажа, он установил такой минимальный уровень пенсионного обеспечения (минимальный расчетный размер трудовой пенсии), который превышает ранее установленный максимальный размер трудовой пенсии и, во всяком случае, превышает уровень пенсионного обеспечения, исчисленный исходя из норм Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Преобразование пенсионных прав для определения размера пенсии ранее действующим Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" не регулировалось и впервые понятие конвертации введено законодателем после признания данного закона утратившим силу.
Доводы апелляционной жалобы о применении к данным правоотношениям положения Федерального закона от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" основаны на неправильном толковании норм материального права, в связи с чем не могут служить основанием к отмене решения суда.
Указанный Федеральный закон, вступивший в силу до введения законодателем нового правого регулирования в области пенсионного обеспечения, не определяет порядок учета службы в армии при преобразовании пенсионных прав граждан для определения размера пенсионного капитала. Предусмотренное исчисление времени нахождения граждан на военной службе по призыву из расчета один день военной службы за два дня работы согласно данной норме имеет отношение к стажу работы по специальности. Вместе с тем в соответствии со статьями 27 и 27.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" основанием для досрочного назначения трудовой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Изложенное свидетельствует об отсутствии оснований для включения периода военной службы истца по призыву в специальный стаж в льготном исчислении - один день военной службы за два дня работы.
Нормативным правовым актом, напрямую регулировавшим право граждан на пенсионное обеспечение и действовавшим в период прохождения истцом военной службы, являлось Постановление Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий".
Подпунктом "к" пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий предусматривался зачет в общий стаж работы службы в составе Вооруженных Сил СССР; при этом предусматривалось, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда периоды, указанные в подпункте "к", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Таким образом, вышеназванный период военной службы подлежал включению в специальный стаж работы истца в календарном исчислении при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.
Вступившим в законную силу решением Воркутинского городского суда Республики Коми от 19.06.2012 года по иску Абрарова Х.Ф. к ГУ- Управление ПФР в г. Воркуте Республики Коми ( дело N2-1527/2012) возложена обязанность на ответчика включить период прохождения службы в рядах Вооруженных Сил СССР Абрарова Х.Ф. с 23.10.1981 года по 03.11.1983 года в специальный стаж по Списку N1, установлен стажевый коэффициент в размере 0,64, исходя из специального стажа ...
При таких данных выводы суда первой инстанции о необходимости отказа истцу в удовлетворении заявленных требований у судебной коллегии сомнений в правильности не вызывают.
Доводы апелляционной жалобы по существу аналогичны тем, которые являлись предметом исследования суда первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции об отсутствии правовых и фактических оснований для удовлетворения иска, основаны на ошибочном толковании норм права, регулирующего спорные правоотношения, направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств и представленных в их подтверждение доказательств, получивших надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. ст. 67, 198 Гражданского процессуального кодекса РФ в постановленном по делу решении и, как не опровергающие правильности выводов суда, не могут служить основанием для его отмены.
Нарушений судом норм процессуального права, которые являются безусловным основанием к отмене решения суда, или норм материального права, которые могли привести к принятию неправильного решения, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, судом второй инстанции не установлено.
По приведенным мотивам судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения постановленного по делу решения по доводам, изложенным в апелляционной жалобе представителя истца Николаевой О.Г.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 24 января 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Абрарова Х.Ф. Николаевой О.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.