СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Кореневой И.В.,
судей Ус Е.А., Ушаковой Л.В.,
при секретаре Красавцевой Т.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 18 апреля 2013 года дело по апелляционной жалобе Зайцева В.Г. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 14 января 2013 года, по которому
исковые требования Зайцева В.Г. к ГУФСИН России по РК, ФСИН России, ФКУ УК ГУФСИН России по РК об отмене приказов об увольнении, приложения "Номер обезличен" приказа ГУФСИН России по РК "Номер обезличен" от 24 августа 2012 года, восстановлении в должности заместителя начальника ФКУ УК ГУФСИН России по РК, обязании выплатить компенсацию за время вынужденного прогула, взыскании компенсации морального вреда - оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В., объяснения истца Зайцева В.Г., его представителя Жучёк М.Г., представителя ответчиков ГУФСИН России по РК и ФКУ УК ГУФСИН России по РК Гаранжа С.А., заключение прокурора Шевелевой М.Г., полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Зайцев В.Г. обратился в суд к ГУФСИН России по РК, ФСИН России, ФКУ УК ГУФСИН России по РК об отмене приказа начальника ГУФСИН России по РК "Номер обезличен" от 12 ноября 2012 года, приказа ФСИН России "Номер обезличен" от 6 ноября 2012 года об увольнении истца, восстановлении в должности заместителя начальника ФКУ УК ГУФСИН России по РК, обязании выплатить компенсацию за время вынужденного прогула, взыскании компенсации морального вреда. В обоснование иска указал, что увольнение со службы произведено с грубыми нарушениями действующего законодательства, причиной увольнения явились личные неприязненные отношения, которые сложились между истцом и начальником ФКУ УК. Необходимости введения должности заместителя начальника отдела по конвоированию не было. При увольнении не учтено преимущественное право на оставлении на службе, решение о преимущественном праве решала кадровая комиссия, а не аттестационная комиссия, на заседание которой истец не приглашался.
В ходе рассмотрения дела истец дополнил иск требованием об отмене приложения "Номер обезличен" приказа ГУФСИН России по РК "Номер обезличен" от 24 августа 2012 года "Об организационно - штатных вопросах ГУФСИН России по РК", указав, что при подготовке начальником ФКУ УК ГУФСИН России по РК инициативного предложения о сокращении должности заместителя начальника управления не был выполнен комплекс мероприятий в нарушении требований Приказа ФСИН РФ от 21.06.2010 N 276 "Об утверждении Инструкции по организационно-штатной работе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы".
В судебном заседании истец и его представитель на исковых требованиях настаивали.
Представители ответчиков с исковыми требованиями не согласны по доводам, изложенным в письменных отзывах.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены правильного по существу решения суда не находит.
Порядок увольнения сотрудников УФСИН регулируется статьей 60 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 г. N 4202-1, согласно которой, сотрудники органов внутренних дел ставятся в известность о предстоящем увольнении непосредственными начальниками не позднее чем за два месяца до увольнения и Инструкцией о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации N 76 от 06.06.2005 г., в соответствии с положениями которой - о предстоящем увольнении со службы сотрудники ставятся в известность уведомлением, вручаемым сотруднику под расписку с соблюдением сроков, установленных Положением. Кроме того, с сотрудником проводится беседа, в ходе которой ему сообщается об основаниях увольнения, разъясняются льготы, гарантии и компенсации, вопросы трудоустройства, материально-бытового обеспечения и другие вопросы.
В соответствии с пунктом "е" части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, сотрудники органов внутренних дел могут быть уволены со службы по сокращению штатов - при ликвидации или реорганизации органа внутренних дел в случае невозможности использования сотрудника органов внутренних дел на службе.
В силу пункта 17.5 Инструкции в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, увольнение по сокращению штатов (пункт "е" статьи 58 Положения) может производиться в случае невозможности в результате проводимых организационно-штатных изменений дальнейшего использования высвободившихся сотрудников, при их отказе от перемещения по службе либо перемещения на службу в другую местность.
В соответствии с п. 8.6. приказа Минюста N 76 от 06.06.2005 года "Об утверждении Инструкции ... " - сотруднику в ходе собеседования должны предлагаться штатные вакантные должности при их наличии в данном или ином учреждении или органе уголовно-исполнительной системы, по согласованию с его начальником, обязанности по которым он может выполнять с учетом его квалификации и ранее занимаемой должности. Предложение штатной вакантной должности, а также отказ от нее должны быть зафиксированы в письменной форме. Результаты собеседования и предложенные штатные вакантные должности отражаются в листе собеседования. В случае отказа сотрудника от подписания листа собеседования составляется акт.
Из материалов дела следует, что Зайцев В.Г. проходил службу в должности заместителя начальника ФКУ УК ГУФСИН России по РК.
По приказу ГУФСИН России по РК от 27 августа 2012 года "Номер обезличен" истец в связи с сокращением штата сотрудников освобожден от занимаемой должности и зачислен в распоряжение ФКУ УК ГУФСИН России по РК.
27 августа 2012 года Зайцев В.Г. уведомлен о предстоящем увольнении из уголовно - исполнительной системы.
27 августа 2012 года, 6 сентября 2012 года, 3 октября 2012 года истцу предложены вакантные должности, имеющиеся в ГУФСИН России по РК, от ознакомления и подписания списков вакантных должностей Зайцев В.Г. отказался, что подтверждается представленными в материалы дела актами и не оспорено самим истцом.
9 октября 2012 года в ФСИН России направлены материалы к увольнению Зайцева В.Г. по п. Е ст. 58 Положения о службе. 22 октября 2012 года отделом комплектования территориальных органов управления кадров ФСИН России дано заключение по вопросу увольнения истца, 6 ноября 2012 года директором ФСИН России издан приказ "Номер обезличен" об увольнении истца.
Приказом начальника ГУФСИН России по РК от 12 ноября 2012 года "Номер обезличен" на основании приказа ФСИН России от 6 ноября 2012 года "Номер обезличен" Зайцев В.Г., ранее замещавший должность заместителя начальника ФКУ УК ГУФСИН России по РК, уволен 12 ноября 2012 года по ст. 58 п. Е (по сокращению штатов) Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.
Разрешая спор и руководствуясь приведенными выше нормами, суд исходил из того, что порядок увольнения Зайцева В.Г. со службы был соблюден, у ответчика имелись основания для увольнения истца по сокращению, поэтому правовых оснований для восстановления истца на службе не имеется.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они соответствуют установленным обстоятельствам дела и нормам материального права.
Судом достоверно установлено, что сокращение штата фактически имело место, должность заместителя начальника ФКУ УК ГУФСИН России по РК, по которой проходил службу истец, исключена из штатного расписания.
Доводы жалобы о том, что суд в решении не дал оценку тому обстоятельству, что в течении 2012 года предпринимались неоднократные попытки увольнения истца, несостоятельны. Данные доводы, как и доводы о несоответствии оснований увольнения действительным причинам увольнения, неприязненных отношениях руководства управления к истцу, повлекших увольнение, были предметом разбирательства в суде первой инстанции и не нашли своего подтверждения. Как правильно указано судом, Зайцев В.Г., не был уволен в связи с совершением дисциплинарных проступков или по результатам аттестации, его увольнение произведено по сокращению штата. Доводы жалобы о том, что в апреле 2012 года он уже предупреждался об увольнении, правового значения не имеют, поскольку мероприятия по увольнению истца в связи с сокращением начались после издания приказа от 24 августа 2012 года, которым были внесены изменения в штатное расписание, с соблюдением установленного законодательством порядка.
Доводы жалобы о том, что последовательность действий руководства Управления по конвоированию ГУФСИН России по Республике Коми свидетельствуют о том, что сокращение штатов было использовано для решения кадрового вопроса, как и доводы о том, что фактических оснований для проведения организационно-штатных мероприятий не имелось, необоснованны, поскольку структуру и штаты работодатель определяет самостоятельно. При этом, увольнение работников в связи с сокращением численности или штата возможно как при фактическом сокращении объема работ и уменьшением в связи с этим количества работников, так и при перераспределении обязанностей работников при сохранении общего объема работ, в результате которого количество необходимых работников уменьшается.
Доводы жалобы о том, что ФКУ УК ГУФСИН России по РК 14 августа 2012 года обратилось в ГУФСИН России по РК с предложением об исключении из штатной численности должности заместителя начальника управления курирующего кадровую и воспитательную работу, однако штатным расписанием такая должность не предусмотрена, предусмотрено 3 должности заместителя начальника Управления, не свидетельствуют о незаконности увольнения истца.
В соответствии с п. 17 Инструкции по организационно-штатной работе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом ФСИН РФ от 21.06.2010 N 276 основаниями подготовки проектов управленческих решений и нормативных правовых актов Минюста России и актов ФСИН России по организационно-штатным вопросам являются инициативные предложения.
Проекты управленческих решений и актов по организационно- штатным вопросам разрабатываются организационно-штатными подразделениями Учреждения на основании обоснованных предложений, изложенных в рапорте, докладной записке, справке информационного или аналитического содержания, акте, заключении, подготовленных заинтересованными структурными подразделениями Учреждения в рамках их компетенции (п.18 Инструкции).
Обращаясь 14 августа 2012 года с предложением о сокращении, ФКУ УК ГУФСИН России по РК указало, что штатным расписанием предусмотрено наличие трех заместителей начальника управления. В письме приведены данные по числу курируемых заместителями начальника Управления структурных подразделений и личного состава и подробное обоснование сокращения должности заместителя начальника, курирующего кадровую и воспитательную работу.
Данное письмо являлось инициативным предложением, и не являлось проектом управленческого решения либо акта по организационно-штатным вопросам. Мероприятия по сокращению проведены на основании приказа ГУФСИН России по РК от 24 августа 2012 года N 392, которым утвержден перечень изменений, вносимых в штатное расписание ФКУ УК ГУФСИН России по РК (приложение N 7). Согласно указанному приказу сокращены должности: заместитель начальника управления, старший инспектор отделения кадров и воспитательной работы, введены должности - заместитель начальника отдела по конвоированию, старший инспектор группы кадров и воспитательной работы отдела по конвоированию г. "Адрес обезличен".
На период сокращения в штатном расписании ФКУ УК ГУФСИН России по РК имелись 3 единицы заместителя начальника Управления с разными функциями и обязанностями, связанными с курированием и осуществлением разных направлений деятельности Управления. Одну из должностей заместителя начальника Управления занимал истец, две другие - Я. и Д.,
На заседании 27 августа 2012 года кадровая комиссия ГУФСИН России по РК, созданная приказом ГУФСИН России по Республике Коми от 13 марта 2012 г. "Номер обезличен" приняла решение о признании Зайцева В.Г. не имеющим преимущественного права на оставление на службе в связи с сокращением должности.
Вопреки доводам жалобы, судом первой инстанции доводы истца о наличии у него преимущественного права на оставление на работе проверены и со ссылкой на статью 179 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливающей основания преимущественного права на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, правильно отклонены. Мотивы отклонения указанных доводов подробно изложены в решении суда и сомнений у судебной коллегии не вызывают. Истцом в апелляционной жалобе не приводится обстоятельств, опровергающих выводы суда об отсутствии у него преимущественного права на оставление на работе. Одно лишь наличие большего стажа работы у истца не является преимущественным правом на оставление на работе.
Выводы суда основаны на совокупной оценке собранных по делу доказательств. Решение суда принято без нарушений процессуального права, с правильным применением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, а потому оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сыктывкарского городского суда от 14 января 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Зайцева В.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.