СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,
судей Алексеевой С.Ф. и Костенко Е.Л.
при секретаре Шелеповой Н.В.,
рассмотрев в судебном заседании 15 апреля 2013 года дело по апелляционной жалобе Корнюхиной З.М. в интересах Аббазова Р.З. на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 05 февраля 2013 года, по которому
в удовлетворении исковых требований Аббазова Р.З. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми о признании периода прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с 01 ноября 1984 года по 30 октября 1986 года подлежащим зачёту в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в соответствии со статьёй 27 пунктом 1 подпунктом 1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" в двойном размере из расчёта один день службы за два дня работы подлежащими зачёту в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в соответствии со статьёй 27 пунктом 1 подпунктом 1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ"; о возложении обязанности зачесть период прохождения службы в Вооружённых с 01 ноября 1984 года по 30 октября 1986 года в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в соответствии со статьёй 27 пунктом 1 подпунктом 1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" в двойном размере из расчёта один день службы за два дня работы в специальный стаж по Списку N 1; о возложении обязанности произвести перерасчёт пенсии с учётом стажевого коэффициента ... с 01 января 2011 года и бессрочно; о возложении обязанности выплатить недополученную сумму пенсии с 01 января 2011 года по день рассмотрения дела в суде с индексацией на индексы роста потребительских цен по Республике Коми, взыскании судебных расходов в размере ... , - отказано;
Заслушав доклад судьи Тепляковой Е.Л., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Аббазов Р.З. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми о признании периода прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с 01 ноября 1984 года по 30 октября 1986 года подлежащим зачёту в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в двойном размере из расчёта один день службы за два дня работы; о возложении обязанности зачесть указанный период прохождения службы в Вооружённых Силах СССР в специальный стаж работы в двойном; возложении обязанности произвести перерасчёт пенсии с учётом стажевого коэффициента ... с 01 января 2011 года и бессрочно, выплатить недополученную сумму пенсии с 01 января 2011 года по день рассмотрения дела в суде с индексацией на индексы роста потребительских цен по Республике Коми; взыскании судебных расходов в размере ... рублей.
В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования.
Истец и представитель ответчика, извещенные о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, и дело рассмотрено в их отсутствие; в письменном отзыве на иск ответчик заявленные истцом требования не признал.
Суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Корнюхина З.М., действуя в интересах Аббазов Р.З. на основании доверенности, просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения и отмены решения суда.
Судом установлено и подтверждается письменными материалами дела, что Аббазов Р.З. с 1 января 2011 года является получателем досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 и статьи 28.1 Федерального закона N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Рассматривая заявленные исковые требования и отказывая в их удовлетворении, суд исходил из того, что период прохождения службы в армии не подлежит включению в специальный стаж работы истца в льготном исчислении из расчета один день военной службы за два дня работы.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
Пунктом 1 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в редакции, действовавшей на день назначения истцу досрочной трудовой пенсии, предусматривалась в связи с введением в действие указанного Федерального закона оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. Согласно пункту 4 указанной статьи в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, в которую включаются, в том числе, служба в Вооруженных Силах Российской Федерации. Пунктом 5 данной статьи предусмотрено, что конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в указанном в настоящей статье порядке с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного). Вместе с тем, данная норма не предусматривает льготного порядка исчисления периодов, включаемых в общий стаж и стаж на соответствующих видах работ.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П признана содержащаяся в пункте 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" норма в той части, в какой она во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 данного Федерального закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал исключает льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, не противоречащей Конституции Российской Федерации. Данная норма, по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм, не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.
Как следует из указанного постановления Конституционного Суда Российской Федерации, сам по себе переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не противоречит Конституции Российской Федерации, однако вносимые законодателем изменения, в том числе в порядок подсчета общего трудового стажа, не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан.
В целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию статьей 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал и установлен перечень периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемых в общий трудовой стаж и учитываемых в календарном порядке (пункт 4).
Отменив льготное (кратное) исчисление общего трудового стажа и исключив из него некоторые периоды общественно полезной деятельности, в течение которых не уплачивались страховые взносы, законодатель придал норме пункта 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" обратную силу и распространил ее на граждан, приобретших пенсионные права до 1 января 2002 года. Вместе с тем, вводя новый порядок исчисления общего трудового стажа, он установил такой минимальный уровень пенсионного обеспечения (минимальный расчетный размер трудовой пенсии), который превышает ранее установленный максимальный размер трудовой пенсии и, во всяком случае, превышает уровень пенсионного обеспечения, исчисленный исходя из норм Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Преобразование пенсионных прав для определения размера пенсии ранее действующим Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" не регулировалось и впервые понятие конвертации введено законодателем после признания данного закона утратившим силу.
Приведенные в жалобе доводы о применении к данным правоотношениям положения Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" основаны на неправильном толковании норм материального права, в связи с чем не могут служить основанием к отмене решения суда.
Указанный Федеральный закон, вступивший в силу до введения законодателем нового правого регулирования в области пенсионного обеспечения, не определяет порядок учета службы в армии при преобразовании пенсионных прав граждан для определения размера пенсионного капитала. Предусмотренное исчисление времени нахождения граждан на военной службе по призыву из расчета один день военной службы за два дня работы согласно данной норме имеет отношение к стажу работы по специальности. Вместе с тем в соответствии со статьями 27 и 27.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" основанием для досрочного назначения трудовой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Изложенное свидетельствует об отсутствии оснований для включения периода военной службы истца по призыву в специальный стаж в льготном исчислении - один день военной службы за два дня работы.
Нормативным правовым актом, напрямую регулировавшим право граждан на пенсионное обеспечение и действовавшим в период прохождения истцом военной службы, являлось постановление Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий".
Подпунктом "к" пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий предусматривался зачет в общий стаж работы службы в составе Вооруженных Сил СССР; при этом предусматривалось, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда периоды, указанные в подпункте "к", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Таким образом, вышеназванный период военной службы подлежал включению в специальный стаж работы истца в календарном исчислении при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.
Принимая во внимание, что решением Воркутинского городского суда Республики Коми от ... года, вступившим в законную силу, на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми возложена обязанность зачесть Аббазову Р.З. период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с 01 ноября 1984 года по 30 октября 1986 года в стаж на соответствующих видах работ по Списку N 1, дающий право на назначение пенсии в соответствии с подп.1 п.1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и установить стажевый коэффициент ... по специальному стажу с 01 января 2011 года, и ответчиком период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР включен в специальный стаж работы истца в календарном исчислении, выводы суда первой инстанции о необходимости отказа истцу в удовлетворении заявленных требований у судебной коллегии сомнений в правильности не вызывают.
Доводы апелляционной жалобы по существу аналогичны тем, которые являлись предметом исследования суда первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции об отсутствии правовых и фактических оснований для удовлетворения иска, основаны на ошибочном толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения, направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств и представленных в их подтверждение доказательств, получивших надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. ст. 67, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в принятом по делу решении, и как не опровергающие правильности выводов суда не могут служить основанием для его отмены.
Нарушений судом норм процессуального права, которые являются безусловным основанием к отмене решения суда, или норм материального права, которые могли привести к принятию неправильного решения, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, судом второй инстанции не установлено.
Оснований для отмены или изменения постановленного по делу решения, в том числе по доводам апелляционной жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьями 328,330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 05 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Корнюхиной З.М. в интересах Аббазова Р.З. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.