СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Семенчиной Л.А.,
судей Захваткина И.В., Орловой И.А.,
при секретаре Димовой Н.В.,
рассмотрев в судебном заседании 15 апреля 2013 года дело по апелляционной жалобе Агентства Республики Коми по социальному развитию на решение Печорского городского суда Республики Коми от 19 февраля 2013 года, по которому признан незаконным приказ Агентства Республики Коми по социальному развитию N 1976 от 31.08.2012 года в части отказа К. в присвоении звания "Ветеран труда", Агентство Республики Коми по социальному развитию обязано присвоить К. звание "Ветеран труда", заслушав доклад судьи Орловой И.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
К. обратилась в суд с иском к Агентству Республики Коми по социальному развитию о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания "Ветеран труда", обязании принять решение о присвоении звания "Ветеран труда". В обоснование заявленных требований истец указала, что в период работы в потребительском обществе "Печораагросервис" была награждена почетной грамотой Центрального союза потребительских обществ России "За многолетний добросовестный труд в потребительской кооперации и в честь Международного дня кооперативов", в связи с чем имеет право на присвоение звания "Ветеран труда".
В судебном заседании истец на удовлетворении заявленных требований настаивала.
Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, участия в судебном разбирательстве не принял, представил письменный отзыв, в котором просил отказать в удовлетворении требований.
Представитель третьего лица - Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Печоры" полагала, что заявленные истцом требования удовлетворению не подлежат.
Суд принял указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Агентство Республики Коми по социальному развитию просит решение Печорского городского суда РК отменить, указывая на допущенные судом нарушения норм материального права и на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Как следует из материалов дела, К. назначена пенсия по старости с "Дата обезличена". Постановлением Президиума Совета Центросоюза РФ от 09.06.2012 года N 06-113 истец награждена Почетной грамотой Центрального союза потребительских обществ Российской Федерации "За долголетний добросовестный труд в потребительской кооперации республики и в честь Международного дня кооперативов". 23.08.2012 года истец обратилась в ГБУ РК "ЦСЗН г. Печоры" с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда". Приказом Агентства Республики Коми по социальному развитию от 31.08.2012 года N 1976 К. отказано в присвоении звания "Ветеран труда" в виду отсутствия Почетной грамоты Центрального Союза потребительских обществ России в Перечне ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда". Письмом от 04.09.2012 года N 4-2364 ГУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Печоры" уведомило истца о том, что Агентством Республики Коми по социальному развитию отказано в присвоении звания "Ветеран труда".
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона N 5-ФЗ от 12 января 1995 года (с последующими изменениями) "О ветеранах" ветеранами труда являются лица имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 указанного закона порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
На территории Республики Коми такими являются Закон Республики Коми N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" и постановление Правительства Республики Коми от 19 декабря 2007 года N 302 "Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми".
В соответствии с п.п.1 п. 3, п.п.1 п.6 Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми звание "Ветеран труда" присваивается гражданам, награжденным орденами или медалями либо удостоенным почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Основанием для присвоения звания "Ветеран труда" являются правоустанавливающие документы, подтверждающие награждение орденами, медалями либо присвоение почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, или награждение ведомственными знаками отличия в труде.
Документами, подтверждающими награждение орденами или медалями либо присвоение почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, являются наградные удостоверения или другие документы к указанным государственным наградам, учрежденным законодательством СССР, РСФСР или Российской Федерации.
Документами, подтверждающими награждение ведомственными знаками отличия в труде, являются наградные документы, выданные в установленном порядке по перечню ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", согласно приложению N 2 к Положению.
Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 30.09.2011 "По делу о проверке конституционности Приложения N 2 к Положению о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", утвержденному Постановлением Правительства Республики Коми от 19 декабря 2007 года N 302 "Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми", по запросу прокурора Республики Коми" Приложение N 2 к Положению о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", утвержденному Постановлением Правительства Республики Коми от 19 декабря 2007 года N 302 "Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми", в той мере, в какой оно устанавливает исчерпывающий и, по сути, закрытый перечень ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", признано не соответствующим Конституции Республики Коми, ее статьям 4, 11, 17.
Вместе с тем, хотя федеральное законодательство не содержит определения ведомственного знака отличия в труде или перечня таких знаков, суд пришел к правильному выводу, что по существу знак "За добросовестный труд в потребительской кооперации России" и Почетная грамота Центрального союза потребительских обществ России являются таковыми, поскольку присваиваются за заслуги и достижения в труде, ранее были приравнены к ведомственным знаками отличия в труде и являлись таковыми по сути и характеру отмечаемых ими заслуг.
Такой вывод основан на анализе действовавшего федерального законодательства и практики его реализации, отраженной, в том числе, в обзоре практики учета ведомственных знаков отличия в труде при присвоении звания "Ветеран труда", проведенном органом исполнительной власти Российской Федерации - Министерством труда Российской Федерации. Данный обзор был направлен в соответствующие органы государственной власти в форме письма Министерства труда Российской Федерации от 15 сентября 1997 г. N 4545-СК "О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда".
В соответствии с конституционными принципами разделения власти в Российской Федерации органы исполнительной власти осуществляют исполнение, реализацию законов, принимаемых органами законодательной власти государства. В целях реализации социальной политики государства в отношении ветеранов труда, основные меры, которые были закреплены в федеральном законе "О ветеранах", органами исполнительной власти был проведен обзор практики учета ведомственных знаков отличия в труде при присвоении звания "Ветеран труда".
В названном обзоре указано, что наряду с орденами и медалями СССР и Российской Федерации, почетными званиями СССР и Российской Федерации учитываются нагрудные знаки, знаки, значки, в том числе "За добросовестный труд в потребительской кооперации России";
Одновременно на поступающие запросы Минтрудом России сообщалось, что награды Академии наук СССР, Комитета народного контроля СССР, Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР, Центросоюза, Роспотребсоюза, ВЦСПС, ФНПР, ДОСААФ, Советского Комитета защиты мира и Российского Комитета защиты мира, Союза Советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами, ЦК ВЛКСМ, Всероссийского общества "Знание", ОСВОДа РСФСР, Всероссийского общества охраны природы рассматриваются как ведомственные знаки отличия в труде с соблюдением условий, что ими были награждены работники непосредственно этих организаций, то есть они состояли в штате этих организаций или работали в их системе (согласно записям в трудовой книжке).
Как следует из текста обзора, в названном письме содержатся правовые доводы об основаниях отнесения наград, выдаваемых Центросоюзом, к числу ведомственных знаков отличия в труде.
В последующем Федеральным законом от 19.12.2005 N 16Э-ФЗ установлено, что порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по определению порядка и условий присвоения звания "Ветеран труда" ограничены федеральным законодательством, в том числе актами, определяющими категории граждан, являющихся ветеранами труда. При этом граждане, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие соответствующий трудовой стаж, в обязательном порядке признаются субъектами данного права, поскольку данное положение зафиксировано в пункте 2 части 1 статьи 7 Закона "О ветеранах".
Субъект Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные категории знаков и иных оснований для расширения круга лиц, которым может быть присвоено звание "Ветеран труда", однако он не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со ст. 7 Федерального закона "О ветеранах".
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что основания и порядок награждения К. за достигнутые трудовые успехи соответствуют требованиям законодательства.
Довод апелляционной жалобы о том, что Почетная грамота Центросоюза потребительских обществ России "За долголетний добросовестный труд в потребительской кооперации республики и честь Международного дня кооперативов" не может являться основанием для присвоения звания "Ветеран труда", поскольку потребительская кооперация не входит в систему федеральных органов исполнительной власти, подлежит отклонению, так как присвоенная истцу награда выдается за заслуги и достижения в труде, ранее была приравнена к ведомственным знаками отличия в труде и являлась таковой по сути и характеру отмечаемых ею заслуг. При этом согласно ст.1, Закона РФ от 19.06.1992 N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" потребительская кооперация является организованной на уровне Российской Федерации системой, которая имеет соответствующие органы управления, координирующие деятельность потребительских обществ и союзов. Следовательно, указанная организация является ведомством, координирующим деятельность потребительских обществ и их союзов разных уровней, поэтому выданная ею Катуниной Р.Г. награда правильно была расценена судом как ведомственный знак отличия в труде.
Таким образом, полно и правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив собранные и исследованные в судебном заседании доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Печорского городского суда Республики Коми от 19 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Агентства Республики Коми по социальному развитию - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.