Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 15 апреля 2013 г.
(Извлечение)
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего судьи Сусловой Н.А.
судей Жуковской С.В., Нагорновой О.Н.
при секретаре Ветошкиной Л.В.
рассмотрела в судебном заседании 15 апреля 2013 года дело по апелляционной жалобе администрации муниципального района "Печора" на решение Печорского городского суда Республики Коми от "Дата обезличена", по которому на администрацию муниципального района "Печора" возложена обязанность включить Целькявичуйте О.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.
На администрацию муниципального района "Печора" возложена обязанность предоставить Целькявичуйте О.В. на состав семьи один человек жилое помещение специализированного жилищного фонда на условиях договора найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, установленным жилищным законодательством общей площадью не менее 33 кв.м. в городе Печоре.
Заслушав доклад судьи Сусловой Н.А., заключение прокурора Ковригиной О.Н., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Печорский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Целькявичуйте О.В. к администрации муниципального района "Печора" об обязании предоставить вне очереди на состав семьи 1 человек благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, установленным жилищным законодательством, общей площадью не менее 33 кв.м. в городе Печоре Республики Коми.
В судебном заседании прокурор уточнил требования, просил включить Целькявичуйте О.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда; предоставить Целькявичуйте О.В. на состав семьи 1 человек жилое помещение специализированного жилищного фонда на условиях договора найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, установленным жилищным законодательством общей площадью не менее 33 кв.м. в г. Печоре.
В судебном заседании истец на исковых требованиях настаивала.
Прокурор требования истца поддержал.
Представитель ответчика исковые требования не признал.
Суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация муниципального района "Печора" не согласна с решением в части общей площади предоставляемого жилого помещения, просит решение суда в указанной части изменить.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда исходя из доводов апелляционной жалобы, выслушав заключение прокурора, полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.
Из материалов дела следует, что Целькявичуйте О.В. родилась "Дата обезличена". В свидетельстве о рождении Целькявичуйте О.В. в строке отец указан ФИО2, в строке мать - ФИО3.
Решением Печорского городского народного суда ФИО3 лишена родительских прав в отношении Целькявичуйте О.В.
Согласно справке органа опеки и попечительства Печорского гороно "Номер обезличен" от "Дата обезличена" за Целькявичуйте О.В. было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: "Адрес обезличен".
По сведениям Печорского отдела Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Коми, а также ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" на квартиру, расположенную по адресу: РК, "Адрес обезличен", право собственности не зарегистрировано.
Согласно акту межведомственной комиссии от "Дата обезличена" "Номер обезличен" жилой "Адрес обезличен" в "Адрес обезличен" признан непригодным, дефекты не могут быть устранены технически и их устранение экономически нецелесообразно.
По сообщению администрации МР "Печора" от "Дата обезличена" жилой "Адрес обезличен" в "Адрес обезличен" исключен из списка постановлением "Номер обезличен" от "Дата обезличена" "Об исключении из состава жилищного фонда муниципального района "Печора" ранее снесенных многоквартирных жилых домов и о признании домов блокированной застройки".
Согласно информации Печорского отдела Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Коми от "Дата обезличена" на Целькявичуйте О.В. отсутствуют сведения на имеющиеся объекты недвижимого имущества.
По информации ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" от "Дата обезличена" "Номер обезличен" в материалах бюро технической инвентаризации не зарегистрировано право личной собственности в отношении Целькявичуйте О.В., "Дата обезличена" г.р.
На основании личного заявления Целькявичуйте О.В. от "Дата обезличена" постановлением администрации МР "Печора" от "Дата обезличена" "Номер обезличен" ей как сироте предоставлена комната в общежитии по адресу: "Адрес обезличен", "Адрес обезличен".
На основании личного заявления Целькявичуйте О.В. от "Дата обезличена" постановлением администрации МР "Печора" от "Дата обезличена" "Номер обезличен" ей предоставлена комната "Номер обезличен" в общежитии по "Адрес обезличен".
Целькявичуйте О.В. зарегистрирована в комнате "Адрес обезличен" в "Адрес обезличен".
Согласно акту обследования помещения "Номер обезличен" от "Дата обезличена", составленного межведомственной комиссией, комната "Адрес обезличен" в "Адрес обезличен" в "Адрес обезличен" соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению, пригодна для проживания.
"Дата обезличена" Целькявичуйте О.В. обратилась в администрацию муниципального района "Печора" с заявлением о включении ее в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма.
Распоряжением администрации МО МР "Печора" от "Дата обезличена" "Номер обезличен" Целькявичуйте О.В. отказано во включении в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма в связи с превышением 23-летнего возраста, дающего право на обеспечение жилым помещением.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд правильно применил нормы материального права, а именно Жилищного кодекса РФ, положения Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Республики Коми от 07.12.2012 N 104-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Суд пришел к правильному выводу о том, что Целькявичуйте О.В. имеет право на получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, поскольку обеспечение Целькявичуйте О.В. жилым помещением в общежитии по адресу: "Адрес обезличен" "Адрес обезличен" нельзя считать надлежащим обеспечением жилым помещением ребенка, оставшегося без попечения родителей. Занимаемое истцом жилое помещение не отвечает установленным для жилых помещений требованиям по степени благоустройства применительно к степени благоустройства данного населенного пункта, не оборудовано соответствующими инженерными системами, которыми оборудованы жилые помещения в домах в г.Печоре, в нем отсутствует прямой доступ к помещениям общего пользования, предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых нужд.
Таким образом, администрация муниципального района "Печора" обязана предоставить истцу благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
Довод жалобы о том, что возложение на администрацию МР "Печора" обязанности предоставить Целькявичуйте О.В. жилое помещение специализированного жилищного фонда общей площадью не менее 33 кв.м. в г.Печора противоречит действующему законодательству, судебная коллегия считает необоснованным.
Частью 1 статьи 9 Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года в редакции Закона Республики Коми от 29 апреля 2011 года N 32-P3 "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма" указанный выше порядок был изменен и предоставление жилых помещений этим гражданам стало осуществляться по нормам, установленным органами местного самоуправления, которые составляют в муниципальных образованиях Республики Коми от 9 до 15 квадратных метров общей площади жилья на одного человека.
С вступлением в силу указанного закона условия предоставления жилых помещений относящимся к категории одиноких граждан в сфере жилищных отношений и нуждающимся в жилье детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, существенно ухудшились, и эти лица без какого-либо правового обоснования и веских причин были лишены гарантированного на государственном уровне права на дополнительные меры социальной поддержки по обеспечению жилой площадью именно в виде отдельной квартиры общей площадью 33 квадратных метра.
Предоставление жилых помещений по нормам, установленным соответствующими органами местного самоуправления, не только снизило ранее достигнутый уровень социальной защиты указанной категории граждан, но и в нарушение общих правил предоставления мер социальной поддержки породило определенное правовое неравенство между лицами, входящими в одну и ту же социально защищенную группу, но проживающими в разных муниципальных образованиях Республики Коми, а равно и ухудшило их положение по сравнению с указанными в Законе Республики Коми от 4 июля 2006 года N 54-РЗ гражданами, в отношении которых прежние нормы предоставления жилья были сохранены.
Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 11.07.2011 часть 1 статьи 9 Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года в редакции Закона Республики Коми от 29 апреля 2011 года N 32-P3 "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма" в части предоставления указанным категориям граждан жилых помещений по нормам, установленным соответствующими органами местного самоуправления, признана не соответствующей Конституции Республики Коми.
С учетом позиции Конституционного Суда Республики Коми общая площадь предоставляемого жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определена судом не менее 33 кв. м.
С вступлением в силу Закона Республики Коми от 07.12.2012 N 104- РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам однократно на территории муниципального образования, органы местного самоуправления которого приняли решение о включении гражданина в список, на основании решений указанных органов местного самоуправления о предоставлении жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления по месту нахождения предоставляемых жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда (часть 2 статьи 7).
При внесении подобных изменений в условия предоставления жилья должно обеспечиваться соблюдением положений Конституции Российской Федерации, закрепляющих, что Россия является демократическим правовым государством (статья 1, часть 1), в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2); каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации (статья 6, часть 2); права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18); в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (статья 55, часть 2), а ограничение прав и свобод человека и гражданина федеральным законом допускается лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3).
По смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий предоставления жилых помещений должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм. Также юридическая сила о признании акта в указанной части неконституционным не может быть преодолена повторным принятием аналогичного акта.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает решение суда в обжалуемой части подлежащим оставлению без изменения.
Судом установлены все обстоятельства, имеющие значение по делу, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нормы материального и процессуального права применены верно, и оснований к отмене решения суда по всем доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Печорского городского суда Республики Коми от 25 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального района "Печора" - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.