СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего судьи Харманюк Н.В.,
судей Машкиной И.М. и Слободянюк Т.А.,
при секретаре Саратовой Е.Н.,
рассмотрела в судебном заседании 22 апреля 2013 года дело по апелляционной жалобе представителя истца Корнюхиной З.М., действующей в интересах Ахмадуллина ФК., на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 29 января 2013 года, по которому
в удовлетворении исковых требований Ахмадуллина Ф.К. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми о включении периода прохождения службы в рядах Вооруженных Сил СССР в специальный стаж работы в двойном размере, установлении стажевого коэффициента 0,65, возложении обязанности выплатить недоплату пенсии с индексацией, взыскании судебных расходов отказано.
Заслушав доклад судьи Машкиной И.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ахмадуллин Ф.К. обратился в суд с иском к ответчику об обязании зачесть период прохождения службы в Вооружённых Силах СССР с 14.04.1982 по 27.06.1984 в специальный стаж в двойном размере, произвести перерасчет пенсии и выплатить недоплату пенсии с 21 ноября 2008 года с учетом стажевого коэффициента 0,65 и индексации, взыскании судебных расходов.
В судебном заседании истец участия не принимал, дело просил рассмотреть в своё отсутствие.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещён надлежащим образом.
Представитель истца в судебном заседании поддержала исковые требования, указывая на то, что в силу закона период военной службы по призыву подлежит включению в специальный стаж в льготном исчислении.
Согласно статье 167 Гражданского процессуального кодекса РФ дело рассмотрено без участия истца и представителя ответчика и судом принято указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель истца с решением суда не согласилась, просила его отменить и принять новое решение.
О дне, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы стороны извещены, в судебное заседание истец, представители сторон не явились. Суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Судом установлено, что Ахмадуллин Ф.К. является получателем трудовой пенсии по старости, назначенной с 21.11.2008, в соответствии с пп.1 п.1 ст.27 и ст. 28.1 Федерального Закона 173-ФЗ от 17.12.2001г. "О трудовых пенсиях в РФ".
Решением Воркутинского городского суда Республики Коми от 18.10.2011 на ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Воркуте возложена обязанность зачесть Ахмадуллину Ф.К. период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с 14.04.1982 по 27.06.1984 в стаж на соответствующих видах работ по Списку N 1, установить стажевый коэффициент 0,63 по специальному стажу с 21 ноября 2008 года бессрочно; взыскана недоплата пенсии, индексация, расходы на оплату услуг представителя.
Решение суда вступило в законную силу и исполнено ответчиком.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для включения периода прохождения службы в специальный стаж из расчета один день службы за два дня работы.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и требованиям закона.
Включение периода службы в армии в стаж, исходя из предъявленных истцом требований необходимо для увеличения стажевого коэффициента, применение которого предусмотрено ст. 30 Федерального закона при конвертации пенсионных прав на 1 января 2002 года.
Преобразование пенсионных прав для определения размера пенсии Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" не регулировалось и впервые понятие конвертации введено законодателем после признания данного закона утратившим силу.
В соответствии с п. 1 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в редакции на день назначения истцу досрочной трудовой пенсии предусмотрена в связи с введением в действие настоящего Федерального закона оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
Согласно п. 4 указанной статьи в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, в которую включаются, в том числе служба в Вооруженных Силах Российской Федерации ...
Пунктом 5 данной статьи предусмотрено, что конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в указанном в настоящей статье порядке с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).
Вместе с тем, данная норма не предусматривала льготного порядка исчисления периодов, включаемых в общий стаж и стаж на соответствующих видах работ.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан" признана содержащаяся в пункте 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" норма в той части, в какой она во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 данного Федерального закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал исключает льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, не противоречащей Конституции Российской Федерации. Данная норма - по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм - не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.
Согласно Постановлению сам по себе переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не противоречит Конституции Российской Федерации, однако вносимые законодателем изменения, в том числе в порядок подсчета общего трудового стажа, не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан.
В целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию статьей 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал и установлен перечень периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемых в общий трудовой стаж и учитываемых в календарном порядке (пункт 4).
Отменив льготное (кратное) исчисление общего трудового стажа и исключив из него некоторые периоды общественно полезной деятельности, в течение которых не уплачивались страховые взносы, законодатель придал норме пункта 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" обратную силу и распространил ее на граждан, приобретших пенсионные права до 1 января 2002 года. Вместе с тем, вводя новый порядок исчисления общего трудового стажа, он установил такой минимальный уровень пенсионного обеспечения (минимальный расчетный размер трудовой пенсии), который превышает ранее установленный максимальный размер трудовой пенсии и, во всяком случае, превышает уровень пенсионного обеспечения, исчисленный исходя из норм Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". При этом Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не содержит нормы, ограничивающей максимальный размер трудовой пенсии тремя (для отдельных категорий граждан - тремя с половиной) минимальными размерами пенсии, которая содержалась ранее в статье 18 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Более того, согласно пункту 8 статьи 30 названного Федерального закона расчетный пенсионный капитал, исчисленный в соответствии с ее пунктом 4, подлежит индексации по нормам данного Федерального закона за весь период с 1 января 2002 года до дня, с которого назначается страховая часть трудовой пенсии.
Как следует из материалов дела, назначение и расчет размера пенсии произведен истцу на основании положений Федерального закона N 173-ФЗ, то есть по действующему законодательству, который является более выгодным для него.
Принимая во внимание изложенное, учитывая, что при определении расчетного размера трудовой пенсии не допущено нарушений прав истца и его законных интересов, то оснований для удовлетворения исковых требований не имеется. В связи с этим решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований является правильным.
Ссылка в апелляционной жалобе в обоснование своей позиции по делу на п. 3 ст. 10 Закона Российской Федерации от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" является ошибочной.
Пунктом 3 ст. 10 Закона Российской Федерации от 27 мая 1998 г. N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" установлен порядок льготного исчисления периода прохождения гражданами военной службы по призыву. Вместе с тем, указанный Федеральный закон, вступивший в силу до введения законодателем нового правого регулирования в области пенсионного обеспечения, не определяет порядок учета службы в армии при преобразовании пенсионных прав граждан для определения размера пенсионного капитала. Предусмотренное исчисление времени нахождения граждан на военной службе по призыву из расчета один день военной службы за два дня работы согласно данной норме имеет отношение к стажу работы по специальности. Вместе с тем в соответствии со статьями 27 и 27.1 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" основанием для досрочного назначения трудовой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда. Из чего следует, что стаж работы по специальности применительно к пенсионному законодательству значения не имеет.
Доводы апелляционной жалобы представителя истца аналогичны доводам, которые выдвигались при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Мотивы необоснованности этих доводов приведены в решении суда, а также изложены в настоящем определении.
Оснований для отмены правильного решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 29 января 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Корнюхиной З.М., действующей в интересах Ахмадуллина Ф.К., - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.