СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего судьи Кореневой И.В.,
судей Смирновой Н.И., Ушаковой Л.В.,
при секретаре Красавцевой Т.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 29 апреля 2013 года дело по апелляционной жалобе Государственного Учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сыктывкаре Республики Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 15 февраля 2013 года, по которому
возложена обязанность на Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сыктывкаре включить в специальный стаж Яношевского Р.К. период службы в армии с 22 ноября 1975 года по 2 ноября 1977 года в календарном исчислении, установить специальный стаж 16 лет 6 месяцев, установить стажевый коэффициент 0,61.
Взыскана с Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сыктывкаре в пользу Яношевского Р.К. недоплата пенсии за период с 1 января 2002 года по 31 января 2013 года в размере ... руб. ... коп., индексация в размере ... руб. ... коп., всего ... руб. ... коп.
Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Яношевский Р.К. обратился в суд с иском к УПФР в г. Сыктывкаре об обязании включить в специальный стаж период службы в армии, установить специальный стаж 19 лет 6 месяцев 6 дней, установить стажевый коэффициент 0,64 с 5 июня 2001 года, произвести перерасчет пенсии с 5 июня 2001 года, взыскать недоплату пенсии с учетом индексации. В обоснование иска указал, что является получателем пенсии с 5 июня 2001 года, пенсия назначена по нормам закона N 340-1. С вступлением Закона 173-ФЗ ответчиком проведена конвертация пенсионных прав, установлен стажевый коэффициент 0,59. Ответчиком неверно установлен специальный стаж 14 лет 6 месяцев 20 дней. Из трудовой книжки следует, что в подземных условиях истец отработал 15 лет 7 месяцев 16 дней. С учетом службы в армии в двойном исчислении специальный стаж будет составлять 19 лет 6 месяцев 6 дней, стажевый коэффициент составляет 0,64.
Ответчик с исковыми требованиями не согласился.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик просит об отмене решения по мотиву нарушения судом норм материального права.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 ГПК РФ в отсутствие сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, что с 5 июня 2001 года Яношевскому Р.К. назначена пенсия по старости в соответствии с п. а ст. 12 Закона РФ N 340-1 "О государственных пенсиях в РФ". Стаж работы истца во вредных условиях на момент назначения пенсии по расчету ответчика составил 14 лет 6 месяцев 19 дней.
С 1 января 2002 г. вступил в силу Федеральный закон N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Расчет пенсии истца произведен в соответствии со ст. 30 указанного закона исходя из стажевого коэффициента 0,59 при наличии стажа работы во вредных условиях труда более 14 лет.
Проверяя доводы истца о наличии у него специального стажа более 19 лет и установлении стажевого коэффициента 0,64, суд правильно руководствовался положениями Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Постановления Правительства РФ от 24.07.2002 г. N 555 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий", действовавшего ранее Исправительно-трудового кодекса РСФСР (ИТК РСФСР), Закона РФ от 12.06.1992 г. N 2988-1 "О внесении изменений и дополнений в ИТК РСФСР, УК РСФСР и УПК РСФСР", Постановления Верховного Совета РФ от 12.06.1992 г. N 2989-1 и пришел к обоснованному выводу о том, что период отбывания истцом исправительных работ с 30.07.1990г. по 21.08.1992г. не подлежит включению в специальный стаж работы истца, поскольку в предусмотренном законом порядке истец по вопросу включения периода отбывания им наказания в виде исправительных работ в общий трудовой стаж не обращался, соответствующего судебного постановления не имеется.
Рассматривая заявленные требования о включении периода военной службы в специальный стаж из расчета один день военной службы за два дня работы, суд, проверив расчет специального стажа истца и установив, что до и после периода военной службы истец работал на работах с вредными условиями труда, пришел к выводу о включении периода службы в календарном исчислении исходя из того, что действующее на период прохождения истцом военной службы законодательство предусматривало возможность зачета такой деятельности в стаж работы по специальности.
Данный вывод суда является правильным, поскольку основан на верном толковании норм материального права, регулирующих данные правоотношения.
Пунктом 1 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции, действующей на момент назначения пенсии истцу) предусмотрена в связи с введением в действие настоящего Федерального закона оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. Согласно п. 4 указанной статьи в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, в которую включаются, в том числе служба в Вооруженных Силах Российской Федерации. Пунктом 5 данной статьи предусмотрено, что конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в указанном в настоящей статье порядке с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).
Вместе с тем данная норма не предусматривала льготного порядка исчисления периодов, включаемых в общий стаж и стаж на соответствующих видах работ.
Нормативным правовым актом, напрямую регулирующими право граждан на пенсионное обеспечение, действовавшими на время прохождения истцом военной службы, являлось Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным Постановлением Совмина СССР от 03.08.1972 N 590.
Подпунктом "к" пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного указанным постановлением Совета Министров СССР, предусматривался зачет в общий стаж работы службы в составе Вооруженных Сил СССР; при этом предусматривалось, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда периоды, указанные в подпункте "к", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Таким образом, период службы истца с 22.11.1975г. по 02.11.1977 г. подлежал включению в специальный стаж работы истца в однократном размере при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права, поскольку действовавшее ранее законодательство предусматривало такое включение, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления прав истца в области пенсионного обеспечения.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Установив, что стаж истца на соответствующих видах работ с учетом периода прохождения службы в рядах Вооруженных Сил СССР на момент конвертации составляет более 16 лет, соответственно стажевый коэффициент - 0,61, применение которого предусмотрено ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при конвертации пенсионных прав на 1 января 2002 года, суд обоснованно взыскал с ответчика недоплату пенсии с учетом индексации за период с 1 января 2002 года по 31 января 2013 года.
То обстоятельство, что пенсия истцу выплачивалась не в полном размере, подтверждено материалами дела.
Доводы жалобы о том, что действующее пенсионное законодательство не предусматривает зачет периода службы в вооруженных силах в специальный стаж, дающий право на определение размера трудовой пенсии по старости, выводов суда не опровергают, в связи с чем, не могут быть приняты во внимание в качестве основания к отмене принятого решения суда. Нарушений норм процессуального права судом не допущено.
При указанных условиях состоявшееся по делу решение суда является законным и не подлежит отмене.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 15 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сыктывкаре Республики Коми - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.