Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего: Попова Г.В.,
судей: Братухина В.В. и Медведевой И.А.,
при секретаре Волковой Т.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Смирнова А.П. на решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 07 февраля 2013 года, которым постановлено:
Исковые требования Государственного казенного учреждения Республики Марий Эл "Марийскавтодор" удовлетворить.
Взыскать с Смирнова А.П. ... рублей в доход бюджета Республики Марий Эл, получатель платежа УФК по Республике Марий Эл (ГКУ "Марийскавтодор") ... , назначение платежа: плата с владельцев или пользователей автомобильного транспорта в счет компенсации ущерба автомобильным дорогам общего пользования, являющимся собственностью Республики Марий Эл, наносимого тяжеловесными автотранспортными средствами.
Взыскать Смирнова А.П. в пользу Государственного казенного учреждения Республики Марий Эл "Марийскавтодор" ( ... ) государственную пошлину в сумме ... рублей ... копеек, уплаченную при подаче искового заявления, получатель платежа УФК по Республике Марий Эл (Государственное казенное учреждение Республики Марий Эл "Марийскавтодор" л/с ... ), ... , назначение платежа: возврат государственной пошлины.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Братухина В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Государственное казенное учреждение Республики Марий Эл "Марийскавтодор" обратился в суд с иском к Смирнову А.П. о возмещении ущерба, причиненного при перевозке тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам республиканского значения Республики Марий Эл в размере ... рублей, а также взыскании расходов по уплате государственной пошлины в сумме ... рублей ... копеек.
В обоснование требований истец сослался на то, что "дата" транспортным средством ... , принадлежащим ООО " СЗ", используемым по договору аренды ответчиком, под его личным управлением, допущено превышение весовых параметров при перевозке тяжеловесного груза по маршруту ... , протяженность маршрута по автомобильным дорогам общего пользования Республики Марий Эл составила ... километра. По данному факту составлен акт N ... от "дата" контроля весовых параметров транспортного средства на ... километре автомобильной дороги ... В результате перевозки нанесенный автомобильным дорогам ущерб составил ... рублей.
Судом принято вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Смирнов А.П. просит решение отменить, указав, что при вынесении решения судом не учтен п. 6 постановления Правительства Республики Марий Эл от 10 марта 2010 года N 57 "Об ограничении движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования республиканского значения Республики Марий Эл на весенний период 2010 года", согласно которому установлена стоимость компенсации за ущерб, наносимый автомобильным дорогам общего пользования транспортными средствами сельскохозяйственных предприятий, осуществляющими перевозку удобрений для сельскохозяйственных товаропроизводителей в период подготовки к весенне-полевым работам 2010 года, в размере 20 процентов от суммы, установленной в приложении к настоящему постановлению.
Смирнов А.П., представитель Государственного казенного учреждения Республики Марий Эл "Марийскавтодор" в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили, поэтому судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Обсудив доводы жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия предусмотренных законом оснований для отмены решения не находит.
В соответствие со ст. 30 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 57-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться, в том числе, в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Статьей 31 указанного Федерального закона установлено, что движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, допускается при наличии специального разрешения. Условием получения специального разрешения является согласование маршрута транспортного средства и возмещение вреда, причиняемого им. Порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством РФ.
Согласно постановлению Правительства Республики Марий Эл от 07 апреля 2008 года N 85 "Об утверждении перечня групп по транспортно- эксплуатационному состоянию автомобильных дорог общего пользования республиканского значения Республики Марий Эл" автомобильная дорога ... является автомобильной дорогой республиканского значения Республики Марий Эл.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 10 марта года N 57 "Об ограничении движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования республиканского значения Республики Марий Эл на весенний период 2010 года" в целях сохранения автомобильных дорог с 5 апреля 5 мая 2010 года введено ограничение движения всех видов автомобильного транспорта с разрешенной максимальной массой транспортного средства, превышающей 10 тонн, и осей нагрузками, превышающими 6 тонн.
В соответствии с пунктами 1, 3 постановления Правительства Республики Марий Эл от 15 мая 2009 года N 117 "О весовом контроле транспортных средств, осуществляющих перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам республиканского значения Республики Марий Эл" весовой контроль транспортных средств на автомобильных дорогах осуществляется государственным учреждением Республики Марий Эл "Марийскавтодор" (в настоящее время Государственное казенное учреждение Республики Марий Эл "Марийскавтодор") совместно с УГИБДД МВД по Республике Марий Эл.
Пунктом 2 постановления Правительства Республики Марий Эл от 31 декабря 2009 года N 279 установлено, что ГКУ Республики Марий Эл "Марийскавтодор" осуществляет расчет, начисление и взимание платы в счет возмещения вреда, причиняемого участкам автомобильных дорог республиканского значения на территории Республики Марий Эл, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.
Судом первой инстанции установлено, что согласно акту N ... от "дата" о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось, составленным на ... километре автодороги ... , выявлено превышение осевых нагрузок транспортного средства - ... , следовавшего по маршруту ... под управлением Смирнова А.П. Превышение осевой массы первой оси ТС составило 1,14 т, второй оси ТС - 2,43 т, третей оси ТС - 2,31 т, первой оси прицепа - 1,67 т, второй оси прицепа - 1,87 т.
Перевозка тяжеловесного груза осуществлялась без специального разрешения.
Данный ТС и прицеп принадлежат Смирнову А.П. на основании договоров аренды транспортного средства от "дата", заключенных с ООО " СЗ". Согласно пункту ... указанных договоров, в случае совершения арендатором административного нарушения в области дорожного движения, включая нарушения правил перевозки грузов, правил буксировки, на арендуемом по договорам транспортном средстве, ответственность за совершение нарушения возлагается на арендатора.
Правило ответственности арендатора за вред, причиненный третьим лицам транспортным средством, его механизмами, устройствами, оборудованием, закреплено в ст. 648 Гражданского кодекса РФ.
В соответствии с п. 1 постановления Правительства Республики Марий Эл от 31 декабря 2009 года N 279 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам республиканского и межмуниципального значения на территории Республики Марий Эл" размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов при движении таких транспортных средств по автомобильным дорогам республиканского значения на территории Республики Марий Эл, определяется в соответствии с показателями, указанными в приложении к постановлению Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2009 года N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации".
Расчет размера вреда, причиненного автомобильным дорогам, был представлен истцом и ответчиком в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции не оспаривался.
Ссылка в апелляционной жалобе на п. 6 постановления Правительства Республики Марий Эл от 10 марта 2010 года N 57 "Об ограничении движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования республиканского значения Республики Марий Эл на весенний период 2010 года", согласно которому установлена стоимость компенсации за ущерб, наносимый автомобильным дорогам общего пользования транспортными средствами сельскохозяйственных предприятий, осуществляющими перевозку удобрений, семян, кормов, молока, скота и птицы, мясных и молочных продуктов, горюче-смазочных материалов и жидкого азота для сельскохозяйственных товаропроизводителей в период подготовки к весенне-полевым работам 2010 года, в размере 20 процентов от суммы, установленной в приложении к настоящему постановлению, подлежит отклонению по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В силу ч.2 ст.195 ГПК РФ суд первой инстанции основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании. В соответствии с ч.1 ст.196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск (заявление) удовлетворению.
Так, из материалов дела не следует, что владелец ТС Смирнов А.П. относится к категории сельскохозяйственных предприятий, осуществляющих перевозку удобрений, семян, кормов, молока, скота и птицы, мясных и молочных продуктов, горюче-смазочных материалов и жидкого азота для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Договор аренды ТС и прицепа заключен с ним как с гражданином. Также Смирновым А.П. не представлено доказательств того, что поименованный в акте N ... от "дата" груз "белковая кормосмесь" относится к категории грузов, указанных в п. 6 постановления Правительства Республики Марий Эл от 10 марта года N 57, хотя в силу изложенных выше положений ч. 1 ст. 56 ГПК РФ обязанность по представлению таких доказательств суду лежала на нем.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы.
Оснований для отмены решения не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 07 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Смирнова А.П. - без удовлетворения.
Председательствующий Попов Г.В.
Судьи Братухин В.В.
Медведева И.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.