Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Соснина А.Е.,
судей Клюкиной О.В. и Лелекова Н.Г.,
при секретаре Р..,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл и апелляционному представлению прокурора г. Йошкар-Олы на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 22 ноября 2012 года, которым постановлено признать приказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл N ... от 24 августа 2012 года об увольнении Китаева С.В. незаконным, восстановить Китаева С.В. с 24 августа 2012 года в должности ... , взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл в пользу Китаева С.В. средний заработок за время вынужденного прогула в размере ... , решение в части восстановления на работе обращено к немедленному исполнению.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Лелекова Н.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Китаев С.В. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл (далее - Управление Росреестра по Республике Марий Эл или Управление) о признании приказов незаконными, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула. С учетом уточнений Китаев С.В. просил признать незаконным приказ Управления Росреестра по Республике Марий Эл N ... от 24 августа 2012 года об увольнении Китаева С.В., восстановить его в ранее занимаемой должности ... , взыскать заработную плату за время вынужденного прогула с 24 августа 2012 года по 22 ноября 2012 года в сумме ... В обосновании иска указал, что с 13 мая 2005 года работал в Управлении в должности ... 24 августа 2012 года его уволили в связи с утратой доверия по результатам служебной проверки и решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов. Полагает увольнение незаконным, поскольку не имеется конфликта интересов между защитой его жилищных прав и исполнением им служебных обязанностей. Предоставление государственных гарантий не может являться коррупционным правонарушением.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл просит решение суда отменить, указывая на то, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права.
В апелляционном представлении прокурор г. Йошкар-Олы также просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, указывая на нарушение судом норм материального права.
В возражениях на апелляционную жалобу Китаев С.В. приводит доводы в поддержку решения суда.
Выслушав прокурора Полозову Т.В., которая представление не поддержала, поскольку считает решение суда законным и обоснованным, представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл
Гребневу Т.И., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, Китаева С.В., возражавшего против представления и жалобы, обсудив доводы апелляционного представления и жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Судом первой инстанции установлено и это подтверждается материалами дела, что Китаев С.В. с 13 мая 2005 года работал в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл в должности ...
24 августа 2012 года приказом руководителя Управления N ... к Китаеву С.В. применено взыскание за коррупционное правонарушение в виде увольнения в связи с утратой доверия по п. 1 ч. 1 ст. 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Приказом N ... от 24 августа 2012 года с Китаевым С.В. расторгнут служебный контракт, он освобожден от занимаемой должности и уволен с федеральной государственной гражданской службы 24 августа 2012 года в связи с утратой представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случае непринятия гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является.
Основанием для применения взыскания в виде увольнения послужили докладная записка о результатах проверки соблюдения начальником отдела правового обеспечения Управления Китаевым С.В. требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов и протокол заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов Управления от 22 августа 2012 года N ...
Согласно указанным документам конфликт интересов заключается в следующем: 19 марта 2012 год Китаев С.В., являясь начальником отдела ... , обратился в Медведевский районный суд Республики Марий Эл с заявлением об оспаривании бездействия комиссии Росреестра, возложении обязанности по предоставлению единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, которое решением суда удовлетворено. При рассмотрении дела обеспечение представления интересов Росреестра не представилось возможным, поскольку Китаев С.В. не сообщил данную информацию руководителю Управления. Китаев С.В. замещает должность начальника отдела ... , которому по данному делу надлежало осуществить защиту интересов Росреестра. Не информирование Китаевым С.В. работодателя об инициированном споре привело к конфликту интересов.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непринятия гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является.
Согласно ч.ч. 1, 3.2 ст. 19 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" конфликт интересов - ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации. Непринятие гражданским служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы.
Частью 3 ст. 19 названного Федерального закона предусмотрено, что под личной заинтересованностью гражданского служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего, членов его семьи или лиц, указанных в п. 5 ч. 1 ст. 16 настоящего Федерального закона, а также для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами. В случае возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя в письменной форме.
Оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства полно, объективно и всесторонне в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд правильно установил, что в обстоятельствах, послуживших основанием для применения к Китаеву С.В. взыскания в виде увольнения, не усматривается возникновение у него личной заинтересованности, в связи чем отсутствует конфликт интересов.
Удовлетворяя исковые требования, суд правильно исходил из того, что единовременную субсидию на приобретение жилого помещения нельзя расценивать как неосновательное обогащение либо материальную выгоду государственного служащего, поскольку указанная субсидия является социальной гарантией федерального государственного гражданского служащего, предусмотренная законом. При этом по смыслу закона обязанность гражданского служащего информировать представителя нанимателя в письменной форме о возникновении у него личной заинтересованности не может входить в противоречие с правом гражданина на судебную защиту, что гарантировано Конституцией Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что решением Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 27 марта 2012 года удовлетворено заявление Китаева С.В., судом признано незаконным бездействие комиссии Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии для рассмотрения вопросов предоставления федеральным государственным служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения. Суд обязал Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии предоставить Китаеву С.В. единовременную субсидию на приобретение жилого помещения в размере ... Решение суда вступило в законную силу.
Учитывая это, суд пришел к обоснованному выводу о том, что Китаев С.В., обращаясь с заявлением в суд к Росреестру Российской Федерации, а не к Управлению Росреестра по Республике Марий Эл, не мог предвидеть вероятность участия его самого либо подчиненных ему работников отдела ... в судебном разбирательстве в Медведевском районом суде Республике Марий Эл. Поэтому Китаеав С.В. не мог усмотреть возникновение у него личной заинтересованности, в понимании, придаваемом этому ст. 19 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Следовательно, у него не возникло обязанности по информированию в письменной форме представителя нанимателя о возникновении у него личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
Суд обоснованно указал на то, что урегулирование конфликта интересов на гражданской службе подпадает под общие понятия противодействия коррупции, под которой понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц. Однако рассматриваемая ситуация с Китаевым С.В. под эти понятия не подпадает, поэтому квалифицироваться как коррупционное правонарушение не может.
Доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления основанием отмены решения суда не являются, поскольку выводов суда не опровергают, а сводятся к иному толкованию указанных норм закона и к своей оценке установленных судом обстоятельств и исследованных доказательств, что не может являться основанием для отмены решения суда.
С учетом изложенного решение постановлено судом на основании правильного определения юридически значимых обстоятельств, без нарушения норм материального и процессуального права, является законным и обоснованным. Жалоба и представление удовлетворению не подлежат.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы и апелляционного представления.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 22 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора г. Йошкар-Олы и апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл - без удовлетворения.
Председательствующий А.Е. Соснин
Судьи О.В. Клюкина
Н.Г. Лелеков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.