Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего: Попова Г.В.,
судей: Братухина В.В. и Петровой О.А.,
при секретаре Волковой Т.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Аукиной З.В. на решение Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 05 марта 2013 года, которым постановлено:
исковое заявление Аукиной З.В. к Быковской сельской администрации муниципального образования "Быковское сельское поселение" о признании незаконным постановления, обязании постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Братухина В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Аукина З.В. обратилась в Горномарийский районный суд с иском к Быковской сельской администрации муниципального образования "Быковское сельское поселение", которым просила признать незаконным постановление главы Быковской сельской администрации об отказе истцу в постановке на учет на улучшение жилищных условий, обязать ответчика включить Аукину З.В. в список получателей мер социальной поддержки по обеспечению жильем, поставить на учет в качестве нуждающейся на улучшении жилищных условий. В обоснование иска указала, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны, зарегистрирована и проживает в квартире по адресу: "адрес", собственником которой является М.К.Е. В "дата" она обратилась к ответчику с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении, однако ей было отказано в связи с тем, что она намеренно ухудшила свои жилищные условия путем дарения принадлежавшей ей на праве собственности квартиры в г. Ч. по договору от "дата". Истец считает свои действия по дарению квартиры не намеренными действиями по ухудшению своих жилищных условий, так как в силу преклонного возраста и по состоянию здоровья она нуждается в постоянном постороннем уходе и не может проживать одна. Ее родственники также не могли проживать с ней в её квартире в г. Ч., принадлежавшей ей на праве собственности, так как проживают в другой местности, имеют постоянное место работы по месту своего жительства. Считает отказ ответчика неправомерным, иного жилья не имеет, поэтому нуждается в предоставлении жилья.
Судом принято вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Аукина З.В. просит решение отменить, указав, что судом не была дана надлежащая оценка её доводам о невозможности из-за старости и состояния здоровья самостоятельно проживать в квартире, нуждаемости в постоянном уходе. Её переезд в д. Б. носил вынужденный характер, в силу чего её действия нельзя расценивать как намеренное ухудшение жилищных условий.
Представитель Быковской сельской администрации в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении рассмотрения дела не просил, поэтому судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав объяснения Аукиной З.В. и её представителей Зотиной Т.А. и Зобниной А.В., просивших решение суда отменить, обсудив доводы жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия предусмотренных законом оснований для отмены решения не находит.
В соответствии с п.п.4 п.1 ст.21 Федерального закона от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляются в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Судом первой инстанции установлено, что Аукина З.В. является вдовой участника Великой Отечественной войны, обратилась в администрацию МО "Быковское сельское поселение" с заявлением о признании ее нуждающейся в жилом помещении.
Так, согласно удостоверениям "номер", "номер", справке "номер", Аукина З.В. имеет право на льготы, установленные ст.ст.20, 21 Федерального закона "О ветеранах", является инвалидом ... группы ... бессрочно.
Аукина З.В. до "дата" была зарегистрирована и проживала в благоустроенном жилом помещении, площадью ... кв.м, расположенном по адресу: г. Ч., "адрес", принадлежавшем ей на праве собственности.
Согласно договору дарения от "дата" истец подарила вышеуказанное жилое помещение своей дочери З.Т.А., зарегистрированной по адресу: "адрес" и переехала "дата" на проживание в квартиру родственников ее умершего мужа по адресу: "адрес".
Постановлением администрации МО "Быковское сельское поселение" от "дата" Аукиной З.В. отказано в постановке на учет в улучшении жилищных условий в соответствии со ст.53 Жилищного кодекса РФ, в связи с намеренным ухудшением ею своих жилищных условий, так как Аукина З.В. согласно договору дарения от "дата" свою квартиру в г. Ч. подарила дочери З.Т.А.
Суд первой инстанции правильно указал, что критерий нуждаемости в улучшении жилищных условий непосредственно законодательством Российской Федерации о ветеранах не установлен, данный критерий содержится в жилищном законодательстве Российской Федерации.
В соответствии с пп.2, 3 п.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Вместе с тем нормами ст.53 Жилищного кодекса РФ установлено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе о том, что Аукина З.В. не могла проживать одна в силу преклонного возраста, и по состоянию здоровья нуждается в постороннем уходе, в силу чего переехала жить в "дата" к своим родственникам, были проверены судом первой инстанции при разбирательстве дела и обоснованно, по мотивам, изложенным в решении, отвергнуты как не основанные на законе и не подтвержденные материалами дела.
Судебная коллегия также отмечает, что из материалов дела не усматривается причинная связь между нуждаемостью истца в постоянном уходе и необходимостью в связи с этим отчуждения принадлежавшей ей на праве собственности квартиры своей дочери и переездом на проживание к другим родственникам в "адрес".
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы.
Оснований для отмены решения не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 05 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Аукиной З.В. - без удовлетворения.
Председательствующий Попов Г.В.
Судьи Братухин В.В.
Петрова О.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.